ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

7. Затем снимается калька с иконы-подлинника. Прежде чем начинать перевод рисунка, лицевая поверхность кальки протирается препаратом бычьей желчи или разведённой казеиновой эмульсией с ОП-7. Делается это для того, чтобы краска, которой наносится рисунок, не скатывалась. Кальку прикрепляют к торцам иконы медицинским пластырем, избегая прикосновения пластыря к живописи.

Если живопись не просматривается сквозь кальку, весь графический каркас произведения переводят на отмытую рентгеновскую плёнку или специальную пластиковую абсолютно прозрачную плёнку. При снятии кальки необходимо пользоваться макрофотографиями и макропрорисями.

Рисунок на кальке или плёнке выполняется чёрной тушью с небольшим добавлением казеиново-масляной темперы (кадмий красный). Белый колер приставляется из казеиново-масляных темперных белил с небольшим добавлением свинцовых белил, стёртых на воде. Кисти пригодны беличьи и колонковые круглые, в зависимости от характера письма.

Рисунок, снятый с иконы, переводится на левкас с помощью специально приготовленной копировальной бумаги; пигменты земляных красок, разбавленных на воде, слегка заклеиваются осетровым клеем с таким расчётом, чтобы после высыхания пигмент мог оставлять след на левкасе, и затем наносятся на папиросную бумагу широкой мягкой щетинной кистью тонким слоем. Для перевода пробелов готовится белая копировальная бумага (свинцовые белила).

Переведённую с подлинника кальку прикрепляют на всё время копирования к верхнему торцу копии по всей её ширине лейкопластырем и кнопками. Настелив кальку на доску, шилом накалывают контрольные точки, которые позволяют в любой момент поднимать кальку и возвращать её точно на то же место. Затем под кальку подстилают копировальную бумагу и остро отточенным стержнем переводят только чёрный рисунок. После перевода кальку накатывают на круглую палку и закрепляют над верхним торцом доски.

8. Для того, чтобы авторский рисунок был виден под золотом и тёмными колерами, его следует пографить остро отточенной иглой. Графью надо делать на ту же глубину, что и у автора.

Прежде чем наносить предварительный рисунок по левкасу кистью, желательно проследить его характер в инфракрасных лучах. Рисунок выполняется смесью чёрной туши с казеиново-масляными темперными белилами. Необходимо учитывать моделировки теней, затем краски и отклонения от завершающего рисунка, так как в большинстве случаев автор рассчитывал на то, что линии и моделировки предварительного рисунка будут видны сквозь красочный слой.

9. Все участки, подлежащие золочению, необходимо пройти горячим 3%-ным осетровым клеем - тонко и без затёков. Затем стереть на куранте охру жёлтую на воде как можно более тщательно и высушить её. В чистой фарфоровой кружке взбить яичный белок в плотную пену, отстоять два-три часа и слить во флакон. В 3-4%-ный раствор осетрового клея добавить 1/4 от его объёма белок, с этим составом смешать в виде жидкого колера охру и наносить мягкой кистью на левкас. Пока поверхность сохраняет влажность, к ней прикладывают сусальное золото. Золото можно брать или на влажную газетную бумагу, или веером из верблюжьего или беличьего волоса (тыльную сторону руки слегка смазать подсолнечным маслом и, проводя по руке веером, брать листок золота зажиренной стороной веера). Листок золота, положенный на подготовленную поверхность, прижать ватным тампоном. По высыхании (не более часа) золото полируется хорошо отшлифованным агатом. Когда позолота закончена и отполирована, её покрывают даммарным лаком, разбавленным 1:1 пиненом, тонким слоем и мягкой кистью.

10. Чтобы составить правильно смеси колеров, при помощи бинокулярной лупы (увеличение около 100 крат) исследуется их состав, величина видимых частиц и их соотношение. На фотографии, сделанной с кальки, проставляются номера колеров, и под этими номерами указываются описания смесей. При исполнении описываемых копий-реконструкций применимы следующие пигменты:

а) белила свинцовые - 2PbC03 . Pb(0H)2 - тонкозернистый белый порошок (см.: СЛАНСКИЙ Б. Техника живописи. - М., 1962. - С. 20-24.);

б) чернь - берёзовый уголь и копоть (?);

в) киноварь. Сернистая ртуть - HgS(Hg 86,2 . S 13,8). Натуральный минерал под микроскопом - ярко-красные блестящие стекловидные кристаллы. Месторождения: Никитовка (Украина), Хайдаркан и Чаувай (Киргизия), Чаганузум и Акташ (Горный Алтай), Грузия, Закарпатье, Западный Узбекистан (См.: СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 44, 45; СМОЛЯНИНОВ Н. Практическое руководство по минералогии. - М., 1972. - С. 59; ЗДОРИК Т., МАТИАС В., ТИМОФЕЕВ И., ФЕЛЬДМАН Л. Минералы и горные породы СССР. - М., 1970. - С. 60, 61.).

Киноварь стирать на натуральном винном уксусе. Стёртый пигмент собрать в стакан и отмучить. На другой день шприцем отсосать воду и высушить. После полного высыхания аккуратно выбить таблетку из стакана и разделить осадок на две части, верхняя - тонкая, нижняя - крупнозернистая. Затирать на связующем перед работой;

г) аурипигмент - сернистый мышьяк - жёлтая мышьяковая обманка As2S3(As 61,0; S 39,0). Под микроскопом - ярко-жёлтые чешуйчатые и слюдоподобные кристаллы. Месторождения - Лухуми в Грузии, Джульфа (Нахичеванская АССР), Минкюле (Якутия), Аят (Урал) и др. (см.: СЛАНСКИЙ Б. Указ, соч. - С. 39; СМОЛЯНИНОВ Н. Указ. соч. - С. 65; ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 64, 65.);

д) реальгар - красная мышьяковая обманка AS2S3 (As 70,1; S 29,9). Под микроскопом - ярко-красные или оранжевые кристаллы. Блеск на гранях алмазный, прозрачный или полупрозрачный. Излом полураковистый, мягок, режется ножом. Месторождения: Лухуми и Ценское в Грузии, Чаувай в Киргизии, по реке Каме и в железнорудных месторождениях Керченского и Таманского полуостровов (см.: ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 62, 63, 64; СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 40.);

е) охра тёмно-жёлтая, типа сиены натуральной с примесью кремния, глинозёма, извести. В отражённом свете под микроскопом - тускло-зелёные зёрна и бесцветные крупинки пустой породы (Fe203 46-69; А1203 3-7; SiO2 5-23; Mn203 0-1,5; Н20 15-20; SO3 0-14). Месторождения: Григоровское и Кудиновское (Московская область) и село Дворец (КАССР) (см.: РОЗАНОВ Ю., ТОЛСТИХИНА К. Природные минеральные пигменты РСФСР. - М., 1947. - С. 162-163). Растирать на куранте на яичной эмульсии возможно тщательнее. Небрежное приготовление краски приводит к потере интенсивности цвета. В толстом слое недорастёртые частицы настолько гигроскопичны, что могут вызвать побеление лака на местах охрений;

ж) охра тёмно-коричневая типа марса коричневого. Состав - как у предыдущего пигмента (См.: РОЗАНОВ Ю., ТОЛСТИХИНА К. Указ. соч. - С. 162-163);

з) железноокисная красная — гематит (синоним спекулярит и кровавик) Fe203 (Fe 70,0: 0 30,0) содержит примеси до 11% TiO2, до 14% А12O3 и до 8% Н2О. Цвет яснокристаллических разновидностей стально-серый. В тонких сколах просвечивает кроваво-красным. Черта - кроваво-красная. Один из наиболее часто встречаемых минералов. Месторождения: Кутимское на горе Магнитная, горе Высокая на Урале, Кривой Рог (см.: ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 93-95.).

Растирать на яичной эмульсии на куранте возможно тщательнее;

и) земляная зелёная - глауконит (К, Na, Ca) (Al, Fe3+ + Fe2+, Mg)2(OH)2[Al0,35Si3,65010] содержит 10-95% K20. Под микроскопом - матовые неправильной формы оливково-зелёные зёрна с прозрачными и белыми крупинками пустой породы. Месторождения: недалеко от Москвы, в старой Ладоге под Ленинградом и др. (см.: ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 216, 217. и СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 53.). Минерал растирают на куранте с водой, отмучивают и сушат. По свойствам похож на охру, но слабо кроет. Поэтому всегда имеет примеси из разных пигментов и в первую очередь белил свинцовых;

к) медная зелень - уксуснокислая медь [Сu(С2Н302)2 . 2Сu(OН)2]. Получается путём воздействия уксуса на медь. Под микроскопом мелкие игольчатые сине-зелёные кристаллы. Искусственно приготовлялась с глубокой древности (см.: Манускрипт ИРАКЛИЯ... - С. 49; Манускрипт ТЕОФИЛА... - С. 98-99; СИМОНИ П. Материалы для истории книжного дела и иконописи. - С. 92, 121, 149; СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 55.). л

л) азурит - медная лазурь или медная синь. Натуральный минерал [2CuCO3 Cu(0H)2]. Под микроскопом - синие стекловидные кристаллы неправильной формы, похожи на лазурит. Зёрна азурита меньше, их грани закруглены. Растирать на куранте сразу перед употреблением и не хранить в составных колерах долго, особенно в тех, где присутствует аурипигмент, реальгар или белила (см.: СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 50-51; ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 139-140. По всем перечисленным минеральным пигментам см. также: ЖЕЛНИНСКАЯ З. Указ. соч. - С. 37, 71. и ЛУКЬЯНОВ П. История химических промыслов и химической промышленности России. Т. 4. - М., 1955.).

 

При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла - тончайшее измельчение этих же пигментов), умение составлять смеси из химически несовместимых элементов (например, реальгар и аурипигмент несовместимы с медными и свинцовыми красками). Тон, составленный из этих пигментов, уже на третий день из ярко-жёлтого превращается в грязный жёлто-серый. Чтобы избежать изменения цвета, мастер никогда не ставил сложных составных колеров на долгое хранение, а писал ими сейчас же, как только их составлял. Поскольку же колер высыхает быстро, взаимосвязь химически активных частиц, окружённых оболочкой высохшего связующего, практически прекращается. Покрытая лаковой плёнкой живопись защищена и от атмосферных влияний.

Такие краски, как белила, охры, железоокисные (коричневые и красные), земля зелёная - т. е. чистые, не составные краски - нужно иметь приготовленными, стёртыми на эмульсии на куранте. Хранят их в закрытых банках, залитыми жидкой яичной эмульсией, в холодильнике (избегая замораживания).

11. Эмульсию для живописи готовят следующим образом. Куриное яйцо разбить с тупого конца и обломать скорлупу ровно, чтобы желток не был прорван. Вылить желток на ладонь, отделив от белка, и перекатывать с ладони на ладонь до тех пор, пока плёнка желтка не станет сухой. Затем плёнку пробить и, придерживая пальцем, вылить желток в идеально чистую фарфоровую посуду. Количество желтков зависит от того, сколько понадобится натирать пигментов. Здесь приведена пропорция на два желтка: полную скорлупу винного уксуса (скорлупа должна быть чисто вымытой). Уксус вливать в желток небольшими порциями, тщательно перемешивая большой чистой щетинной кистью. Затем точно так же влить скорлупу кипячёной воды. Готовую эмульсию процедить два-три раза через чистую ткань (ситец, полотно) и перелить во флакон. Хранить в холодильнике не более двух недель.

12. Прежде чем приступить к составлению колеров, делаются левкасные заготовки, на которых производится проба. На левкасных заготовках должны быть нанесены образцы линий и моделировок тени же красками, что и предварительный рисунок на реконструкции. Это позволяет следить за правильным нанесением толщины красочного слоя на копии. Выкраски на заготовках следует делать большими площадями, не менее 1-2 л/м2 в расчёте на то, что каждый колер будет обрабатываться многослойными моделировками. Выкраску каждый раз высушивают и покрывают масляным копаловым лаком. Когда лак впитается, излишек его снимают и сравнивают выкраску с цветом подлинника. Для правильного составления нужно постоянно сравнивать под бинокулярной лупой цвет и структуру выкраски с цветом и структурой подлинника. Общую расколеровку на копии-реконструкции производят беличьими круглыми кистями, иногда и колонковыми - в случае, когда мастер сохраняет движение мазка. Первый слой (подложка) наносится жидким, разбавленным эмульсией колером, второй и третий слой - более густым.

13. Когда живопись полностью закончена, её просушивают две-три недели и приступают к нанесению ассиста. Места, где должен быть нанесён ассист, запудривают тонким мелом (зубным порошком). Излишек сдувают. Затем спускается калька и очень тонко и легко переводится рисунок ассиста. На запылённой мелом поверхности движения острия отпечатываются вполне отчётливо. Для нанесения ассиста приготавливается специальный клей следующим образом. Через чистую мясорубку три-четыре головки очищенного чеснока (брать его следует в конце июля). Массу собрать в чистую ткань, отжать сок в чистую фарфоровую чашку и высушить его. По мере надобности разбавлять жидким гуммиарабиком, добавляя очень немного тонко стёртых сухих свинцовых белил. Длинной тонкой кистью нанести лучи ассиста так, чтобы после высыхания они сохранили блеск. Если клей впитается, то линии повторить. Клей наносят не сразу по всей иконе, а по клеймам. Когда участок обработан, взять лист золота на лапку, подышать на нужный участок, чтобы чеснок приобрёл отлип, и прижать золото ватным тампоном. Через два-три часа излишки золота смести широкой колонковой кистью.

14. Прежде чем покрывать копию лаком, для защиты от пыли вокруг неё делается возвышение, на которое сейчас же после покрытия будет положен фанерный щит и со всех сторон повешена чистая обёрточная бумага. Покрывать живопись лаком следует во время устоявшейся тёплой и сухой погоды. Для покрытия копий-реконструкций живописи, о которых идёт речь в данной статье, применялся свежий (срок хранения два месяца) масляный копаловый лак, разбавленный на одну треть свежим пиненом. Наносится широким и мягким флейцем довольно густым слоем. По живописи, имеющей ассистные разделки, покрытия наносились особенно осторожно, чтобы не повредить золото. Не следует опасаться плотного покрытия слоем лака, так как через два-три года лак уседает.

Разнородные сведения, привлечённые для описания двух вышеназванных икон, объединены потому, что они имели самое конкретное применение для написания копий-реконструкций.

Первоисточник: 
Реставрация икон: Методические рекомендации. Под ред. и с ил. М. В. Наумовой. М., ВXHPЦ 1993
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.