ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

«Живописными» называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник (см. раздел 2).

К «живописным» относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи:

— на деревянной основе и светлых грунтах;

— на холсте и на темных грунтах.

К настоящему времени изучены три русские иконы переходного периода второй половины XVII в., которые можно однозначно отнести к иконам этого типа.

3.1. Икона Карпа Золотарева «Богоматерь с Младенцем» (конец XVII в., ЦМиАР), написанная на дереве и светлых грунтах

Икона имеет подпись одного из ведущих мастеров Оружейной палаты Карпа Иванова Золотарева. Это прекрасный образец живописной иконы, где мастер активно использует приемы из арсенала европейского живописца: применяет светотеневую моделировку, наделяет индивидуальными чертами лики своих персонажей, стремится к передаче фактуры материалов и некоторым иллюзионистическим эффектам.

В этой иконе обнаружены технологические особенности, характерные для масляной техники на деревянной основе и светлых грунтах:

— в иконе найден светлый меловой грунт с глютиновым клеем;

— одно — или двухслойные красочные слои содержат в качестве органического связующего масло;

— темные и светлые сюжетные детали написаны практически по одной системе;

— в иконе в красочных и лессировочных слоях присутствуют различные виды баканов.

Среди остальных изученных произведений русских мастеров рубежа XVII—XVIII вв. пока не найдены иконы с полным набором материалов и технологических приемов, характерных для европейской масляной живописи на дереве.

3.2. Иконы, написанные на тканой основе и на темных грунтах

Кэтой группе относятся два произведения:

Икона «Спас Эммануил»

Она происходит из собрания ГИМ и создана в технике, аналогичной той, что была применена в иконостасе Распятской церкви при царском дворце в Московском Кремле, то есть сочетающей живопись личного с аппликацией из разноцветных шелковых тканей в доличном. Инкарнат Спаса Эммануила (лик и кисти рук), а также лики серафимов написаны в живописной технике. Остальные детали иконы изготовлены из тканей, золоченой бумаги и других материалов.

Портрет патриарха Никона

Также хранится в ГИМ. Аналогичен по технике «Спасу Эммануилу» и происходит из одного с ним комплекса.

Эта группа памятников (их всего четыре, есть еще два очень больших образа на сюжеты «Вознесение» и «Проповедь Иоанна Крестителя») некогда находилась в Московском Высокопетровском монастыре, куда поступила из дома В.В.Голицына после его опалы в 1689 г. Однако грандиозные размеры и редчайшая техника позволяют предположить, что все четыре произведения предназначались для какого-то чрезвычайно большого и значимого храма и являлись частью незаконченного комплекса. Осмелимся предположить, что они создавались в 1682 г. сразу вслед за иконостасом Распятской церкви в Кремле для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, но работа была прервана в связи со смертью царя Федора Алексеевича, который уделял большое внимание украшению этой основанной патриархом Никоном обители.

Инкарнат портрета Никона

В портрете найдены следующие признаки, характерные для европейской масляной живописи XVI — первой половины XVIII в.:

— применение голубой шелковой атласной ткани в качестве основы (вместо традиционного льняного холста);

— темные подготовительные слои;

— применение в качестве органических связующих масла в качестве основного компонента органических связующих (но с добавками протеина);

— использование полупрозрачных, фактически лаковых слоев на некоторых темных сюжетных деталях;

— обилие баканов;

— эффекты «сфумато».

В то же время в портрете найдены признаки, не типичные для классической европейской живописи:

— использование непрозрачных красочных слоев на некоторых темных участках живописи;

— «странное» отсутствие подготовительных слоев в некоторых деталях (например, на руках), где красочные слои лежат непосредственно на шелковой основе.

Живописные детали инкарната в иконе «Спас Эммануил»

В инкарнате четко прослеживаются некоторые специфические элементы

«классической» европейской масляной живописи на темных грунтах:

— применение белой шелковой атласной ткани в качестве основы (вместо традиционного льняного холста);

— темные подготовительные слои;

— применение масла в качестве основного органического связующего в фунте и красочных слоях.

В то же время в инкарнате видны технологические особенности, позволяющие охарактеризовать технику его живописи как «упрощенную», более «примитивную» по сравнению с каноническими образцами классической техники масляной живописи на ткани и темных грунтах:

— наличие непрозрачных красочных слоев в темных деталях живописи инкарната, что лишает технологического смысла применение темных грунтов;

— отсутствие грунта в живописи серафимов как специального подготовительного слоя;

— сравнительно незначительное использование баканов в красочных слоях.

Первоисточник: 
Грабаревские чтения 5. Международная научная конференция. ВНХРЦ, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.