ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Как известно, для традиционной русской иконописи XIV — первой половины XVII в. была характерна техника желтковой темперы.

Как же принципиально могли измениться технологические традиции русской иконописи во время переходного периода, во второй половине XVII—XVIII вв.? Необходимо отметить, что в религиозной и светской западноевропейской живописи этого времени темперная техника практически исчезла из арсенала художников. Уже к концу XV в. в западноевропейской живописи господствовала масляная техника.

Поэтому, на первый взгляд, кажется естественным, что в середине XVII в. европейские технологические влияния должны были бы заключаться во внедрении в русскую иконопись элементов современной ей европейской масляной техники.

Однако насколько реальный процесс технологической трансформации русской иконописи в переходный период происходил в соответствии с этими соображениями? В настоящее время реальные пути технологической трансформации не изучены на должном научном уровне.

Для того чтобы корректно оценить многообразие реальных путей технологической трансформации русской иконописи во время переходного периода, целесообразно объективно сравнить технологические особенности русских икон этого периода как с технологией традиционной русской иконописи, так и с технологией основных техник европейской живописи до середины XVIII в.

В данной работе затронуты некоторые теоретические проблемы, связанные с технологическими аспектами переходного периода в русской иконописи.

Во-первых, кратко суммированы основные технологические особенности различных техник европейской живописи XVI— XVIII вв., которые потенциально могли повлиять на русскую иконопись переходного периода. В данной работе не описываются технологические особенности европейской «поздней» темперной живописи, поскольку она принципиально не отличается от «ранней» темперы, характерной для русской иконописи XIV—XVI вв. Будут рассмотрены только основные схематические варианты европейской масляной техники, максимально отличающиеся друг от друга. Естественно, что многие мастера на практике применяли и другие техники, а также различные смешанные варианты масляной техники.

Во-вторых, теоретически рассмотрены вероятные пути трансформации традиционной темперной техники в другие живописные техники, а также вероятные промежуточные этапы такой трансформации.

2.1. Основные техники масляной живописи

В XVI—XVIII вв. в Европе были известны несколько основных разновидностей техники станковой масляной живописи. Их основные специфические черты кратко суммированы в табл. 1, 2 и описаны ниже.

Изобретение масляной техники в середине XV в. приписывается великому фламандскому художнику Ван Эйку. Масляная техника очень быстро завоевала популярность среди европейских художников и к концу XV в. практически вытеснила темперную технику из религиозной и светской живописи в Западной Европе.

Начиная с середины XV в. развивались техники масляной живописи на двух наиболее распространенных основах  — дереве и холсте.

Кроме того, возникли и развивались две основные разновидности масляной техники живописи на грунтах различных цветов — светлых и темных.

2.1.1.Масляная живопись на дереве и светлых грунтах

Для такой масляной техники характерны следующие технологические особенности.

Продолжают использоваться некоторые технологические элементы, характерные для «поздней» темперной живописи:

— преобладают светлые грунты на основе мела или гипса, а также глютинового клея;

— техника написания инкарната, а также других сюжетных деталей, несмотря на применение масляных красок, близка к технике соответствующих деталей в «поздней» темперной живописи;

— техника написания светлых темных деталей принципиально не отличается, однако появляются новые технологические детали, в результате чего эта техника существенно отличается от «поздней» темперы;

— возможно применение дополнительных темных подготовительных слоев типа имприматуры;

— в красочных и лессировочных слоях используются масляные краски и цветные липидные лаки;

— применяется техника формирования сюжетных деталей с помощью многослойной живописи, наносимой тонкими и/или пастозными мазками;

— в качестве покровных лаков широко применяются почти бесцветные смоляные лаки.

Необходимо отметить, что по художественному облику картины, написанные в данной и в «поздней» темперной техниках, весьма близки. Часто лишь при визуальной оценке очень трудно определить, написаны ли произведения станковой живописи на деревянной основе в масляной или «поздней» темперной технике.

2.1.2. «Классическая» европейская масляная живопись XVI — первой половины XVIII в. на холсте и темных грунтах

В конце XV  — начале XVI в. в Европе широко распространяется одна из важнейших «классических» разновидностей масляной техники  — живопись на холсте и темных грунтах. В течение XVI  — первой половины XVIII в. именно эта техника была наиболее репрезентативна для европейской живописи и воспринималась как «классическая» масляная техника.

Для такой «классической» масляной техники характерны следующие технологические особенности:

— в качестве основы живописи преобладают холсты (возможно использование тканей из других волокон);

— в качестве основных связующих в красочных, лессировочных и подготовительных слоях используются масла (а также их смеси со смолами и/или протеинами);

— преобладают цветные, часто темные грунты;

— начинают широко использоваться дополнительные цветные подготовительные слои — имприматуры. Они располагаются между грунтом и нижним красочным слоем и позволяют тонко корректировать цветовые характеристики темных грунтов;

— при использовании темных цветных подготовительных слоев и имприматур для письма темных и светлых деталей стали применяться две различные специфические системы живописи;

— на светлых участках поверх темного грунта наносится светлый подмалевок, который иногда фактически является дополнительным подготовительным слоем для светлых деталей. Этот слой может быть единственным красочным слоем в этих деталях. Но чаще поверх подмалевка наносятся дополнительные мазки светлых корпусных красок, формирующие живопись светлых сюжетных деталей. Окончательный вид живописи этих деталей придают локальные прозрачные и/или полупрозрачные цветные лессировочные слои. Набор цветов и интенсивностей красок и лессировок формируют в любых деталях градации тональностей и оттенков каждого цвета;

— на темных участках применяется принципиально другая техника. На этих участках фактически вместо непрозрачных красок употребляются темные лаки, в которых в качестве органических связующих используются смеси масла со смолой. В качестве хроматических материалов в этих лаках применяется лишь незначительное количество минеральных пигментов. Вместо таких пигментов в этих лаках употребляются черные и коричневые органические пигменты почвенного происхождения, а также искусственные органические пигменты других цветов — баканы, индиго, ярь-медянка (verdigris). Благодаря такому составу хроматических материалов темные участки получаются прозрачными и/или полупрозрачными, а просвечивающий сквозь них темный грунт фактически формирует цветовые и яркостные характеристики темных участков «классической» масляной живописи;

— так же, как и в «поздней» темперной живописи XIV-XV вв., в масляной живописи этого периода широко применяются органические хроматические материалы (баканы);

— эффекты «сфумато» и «светоносной» живописи в «классической» масляной технике возможны не только на светлых деталях. Очень важная технологическая особенность данной техники — это возможность эффективно формировать эффекты «сфумато» и «светоносной» живописи также и

на темных участках за счет применения прозрачных и полупрозрачных темных лаков;

— в качестве покровных лаков начинают широко применяться смоляные лаки. Необходимость писать темные и светлые детали в совершенно разных техниках требует незаурядного технологического мастерства и художественного воображения от художников, работающих в «классической» масляной технике.

2.2. Анализ наиболее вероятных путей трансформации

Чтобы создавать «живописные» иконы, русские мастера должны были освоить новые для них живописные техники.

При освоении вышеназванных разновидностей техники масляной живописи возникают технологические проблемы разной сложности:

 — наибольшие технологические проблемы возникают при возможном переходе к масляной живописи на холсте и на темных грунтах;

 — при переходе к технике европейской масляной живописи на дереве возникает значительно меньше технологических проблем, что делает ее более приемлемой для русских мастеров-иконописцев в конце XVII в.;

 — при переходе к технике «поздней» европейской темперной живописи русские мастера столкнулись бы с минимумом технологических проблем.

Поэтому, по нашему мнению, теоретически наиболее вероятны два магистральных пути технологической трансформации русской иконописи «переходного периода» под влиянием технологий европейской живописи.

1. Первый, наиболее простой путь — это освоение техники «поздней» европейской темперной живописи, которая, принципиально не меняя традиционную темперную технику, все же существенно расширяла художественные возможности темперной иконописи. По нашему мнению, такой путь более предпочтителен для основного потока русской иконописи этого периода, поскольку не требуют столь радикальных перемен в технике живописи. Поэтому весьма вероятно, что реальная технологическая трансформация основного потока русской иконописи в переходный период осуществлялась именно по этому пути. Анализ корреляций между технологическими, а также историческими аспектами русской иконописи этого периода позволяет постулировать, что этот путь ведет к формированию «живоподобной» иконы. Именно он был основным для русской иконописи. Но в данной работе результаты экспериментальных исследований «живоподобных» икон этого периода не рассматриваются.

2. Второй, значительно более сложный путь,  — это практически полный отказ от темперной техники иконописи и освоение различных техник европейской масляной живописи, то есть «переквалификация» в «живописцы». Очевидно, что русским мастерам было проще применять в иконах не технику «классической» масляной живописи на холсте и темных грунтах, а более приемлемую технику масляной живописи на дереве и светлых грунтах. Анализ корреляций между технологическими, а также историческими аспектами русской иконописи этого периода позволяет постулировать, что этот путь ведет к формированию «живописной» иконы.

Однако трудно себе представить, что на Руси во второй половине XVII в. мастера сразу и одновременно решили все технологические проблемы и трансформировали темперную технику иконописи в масляную живопись на холсте. Поэтому можно предсказать, что в переходный период во второй половине XVII в. будут встречаться «странные» и, возможно, упрощенные варианты различных техник европейской масляной живописи, включая частичную инкорпорацию отдельных элементов масляной живописи в темперную.

Первоисточник: 
Грабаревские чтения 5. Международная научная конференция. ВНХРЦ, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.