ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

XVII в. для русской художественной культуры  — время удивительно динамичного развития, поисков новых форм во всех видах искусства. За короткое время она совершила поворот от средневековья к Новому времени. Активные поиски в сфере культуры поддерживались первыми царями новой династии Романовых. Благодаря их целенаправленной политике в Оружейной палате в Москве были собраны лучшие мастера различных художественных специальностей со всей России и целый ряд приезжих иноземцев, выходцев с Запада и Востока. Оружейная палата стала в это время генератором новых идей в сфере церковного искусства и средоточием художественной жизни страны. В ее иконописной, а затем и в живописной мастерских происходит решительное обновление стиля и технологии русской иконы вследствие активного восприятия разнообразных воздействий извне.

Радикальные стилистические изменения в русской иконописи произошли в середине XVII в. В конце 1650-х гг. Симон Ушаков, ведущий мастер царской иконописной мастерской при Оружейной палате, решительно изменил облик русской иконы. Он дал ей новое направление, которое стало официальным иконописным стилем московского царского двора. От традиционной системы письма мастер перешел к так называемому «живоподобию».

«Живоподобие» не противоречило основополагающим принципам иконы. Переход к нему был осуществлен в рамках проводившейся патриархом Никоном в 1640-1650 гг. политики сближения с греческой церковью, и, очевидно, не без влияния греческой иконописи, которая к тому времени восприняла ряд европейских новаций в области стиля, иконографии и технологии, активно используя в рамках традиционной темперной техники распространенные в западноевропейской живописи материалы (в частности, баканы).

С 40-х гг. XVII в. при московском царском дворе параллельно иконописанию силами приглашенных иноземцев начало развиваться живописное дело по европейскому образцу, и в третьей четверти XVII в. в Оружейной палате работали уже две художественные мастерские: иконописная и живописная. Художники делились на иконописцев и живописцев. Эти профессии разделялись по сфере приложения и технике письма. Иконописцы писали иконы в «живоподобном» стиле в традиционной темперной технике, обогащенной новыми материалами. Сфера деятельности живописцев лежала вне церковного искусства, их задачей было декоративное оформление царских дворцов, включая письмо плафонов и панно, портретов и пейзажей, а также исторических картин в европейской технике масляной живописи. Кроме того, иностранные живописцы не были православными, а принадлежали к иным конфессиям. Это также ограничивало их деятельность работами светского назначения. Исключением является Богдан Салтанов, армянин, прибывший в Москву из Персии, который стал первым придворным живописцем, начавшим писать иконы. Мастер принял православие спустя восемь лет после переезда в Москву (в 1674 г.), однако и до этого события им было написано, как известно из документов, несколько небольших икон в подарок царю. Очевидно, стилистически они мало походили на икону.

Со временем живописцам, в первую очередь Салтанову, стали поручать изготовление картин на евангельские сюжеты (апостольские проповеди, Страсти Христовы), которые помещали на стенах придворных храмов и в покоях членов царской семьи. Эти произведения не были иконами ни формально, ни функционально. Они представляли собой произведения религиозной живописи, выполненные в европейской стилистике и технике.

Если при Алексее Михайловиче живописные иконы были редкостью, предназначавшейся для домашнего обихода царской семьи, то в годы царствования Федора Алексеевича (правил с 1676 по 1682 г.) живописцев стали привлекать к письму целых иконостасов, чем раньше занимались исключительно иконописцы. Тем самым рамки первоначальной специализации профессии живописца были существенно расширены. Такой переход был обусловлен не только художественными пристрастиями царя. К тому времени большинство живописцев составляли не иноземцы, а их многочисленные русские ученики. Кроме того, все имевшиеся в штате живописной мастерской Оружейной палаты иностранные художники тогда уже приняли православие, и конфессиональных препятствий для создания ими икон более не существовало. Таким образом, параллельно темперным иконам «живоподобного» стиля в русском искусстве появляются «живописные» иконы и целые иконостасы, созданные в ином стиле и технике. Такие иконостасы украсили многие придворные храмы, а также вошли в большую моду у прозападно ориентированного окружения царя Федора и царевны Софьи, которая продолжала осуществлять культурную и художественную политику брата в годы своего регентства при малолетних царевичах Иване и Петре.

Первоисточник: 
Грабаревские чтения 5. Международная научная конференция. ВНХРЦ, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.