ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Для удобства выполнения работ П. А. Овчинников разделил все оклады на 10 партий, приблизительно равное количество с каждого яруса, определив расценку за работы. За каждый фунт серебра в отделке нового оклада оплата должна быть по 38 руб. За каждую квадратную четвертину позолоты — по 9 руб.; за исправление старинных окладов — 10.532 руб. Деньги П. А. Овчинников должен был получить оптом после приема Комиссией всех частей в окончательном виде. Монтировка всех новых изготовленных частей оклада и исправленных окладов должна начаться 1 мая 1882 г. Мануфактур-советник оговаривал, что все работы по демонтажу и монтажу осуществляются его рабочими и его инструментами от первого до последнего яруса19. Все работы должны быть закончены к 1 июля 1882 г. В договоре был также пункт, в котором говорилось, что «за убыток казне ответственность несут лица, исполняющие работы»20.

Московская Синодальная контора поставила в известность правительственный Синод о начале работ и о перенесении служб из Успенского собора в Чудов монастырь, купила серебра в количестве 29 пудов на фабрике В.Алексеева на сумму 30.117руб. на средства старосты собора М. Е. Попова, с условием возврата затраченных им денег без всяких процентов 21, и предложила художнику Д. Н. Чичагову под наблюдением Археологического Общества приступить к составлению подробных рисунков, чертежей и смет по всем частям оклада 22. Мануфактур-советнику П. А. Овчинникову контора предписала «немедленно приступить к исполнению», начав работы в декабре месяце со снятия икон с верхних ярусов иконостаса23.

Особое внимание обращали на древние памятники, требовалось, чтобы ни в окладах икон, ни в самой живописи не было бы никаких изменений. При сдаче окладов на реставрацию для исправления и перезолочения на каждой части должен быть наложен штемпель мастера К. Рихау— «Успенский собор реет. 1882» и акт состояния живописи с точным обозначением мест для исправления. Оклады сдавались по весу, пробе; смотрели, принадлежат ли все части одному рисунку или нет (сколько одного чекана, а сколько другого), есть ли не серебряные части, сколько добавить или сделать новые. Иконе и окладу присваивали один номер, под которым икона значилась в соборной Описи. Документ подписывали лица, принимающие предметы, — П. Овчинников и иконописец Ручкин. Работы по металлу могли быть выполнены на фабрике П. А. Овчинникова, а по иконописанию — в Мироваренной палате. Принятые части окладов и иконы должны были храниться в ризнице Успенского собора или в Патриаршей ризнице. Ответственность за сохранность металла принимал на себя староста собора — М. Е. Попов24.

В марте 1882 г. П. А. Овчинников начал сдавать Комиссии готовые части оклада. Предполагалось, что с 1 мая 1882 г. можно будет начать установку всех изготовленных частей иконостаса. Но вопрос встал о киоте для иконы «Богоматерь Владимирская».

Прежде чем сделать новый киот для иконы, выполнили макет в натуральную величину и выставили его для обсуждения в Мироваренной палате. В донесении Синоду Комиссией было сказано, что «киот иконы требует совершенного возобновления как по ветхости деревянных частей, так и оклада» 25.

Среди членов комиссии возникли разногласия. И. Е. Забелин составил записку, в которой писал, что «настоящий киот как по форме, так и по окладу во всех частях представляет изменение древнего памятника»26. Он предложил не делать новый киот, а на старом сделать новые карнизы, столбики, капители, бочку, цоколь, часть новых створов 27. Староста собора М. Е. Попов встал на сторону архитектора Д. Н. Чичагова, который отмечал в своей записке, что киот ремонтировал в 1839 г. мастер-серебряник Егор Антипов и в «настоящее время к киоту нельзя прикасаться руками, настолько он ветхий»28.

Комиссия приняла мнение М. Е. Попова о необходимости замены старого киота на новый, потому что «Успенский собор будет иметь благонадежное хранилище для иконы «Богоматерь Владимирская» 29.

Архитектору Д. Н. Чичагову Комиссия предложила сделать рисунки киота по Описям 1701 и 1771 гг., использовать гравюру 1762 г. и рисунки второй половины XVII в. из книги «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова», а также взять за образец форму и рисунок для закомары-сени над престолом, находящейся в алтаре (ил. 3).


Ил. 3. Фрагменты закомар и решетки XVIIв. Рисунок К. Рихау. Публ. по: Снегирев И. М. Успенский собор в Москве. М., 1856.

9 апреля был сделан новый киот из дуба по образцу старого. Старый киот решили перенести в церковь Николы Гостунского, поставить за решеткою, имея в нем не подлинник древней иконы, а хорошую копию 30.

Судя по счетам мануфактур-советника П. А. Овчинникова за апрель 1882 г., некоторые части оклада иконостаса уже были изготовлены и сданы Комиссии. Серебра пришлось израсходовать больше, чем предписывала контора, так как слепки делали не по натуре, а по рисунку. Потребовались сверхсметные работы. П. А. Овчинников просил покупать серебро большей плотности — по 65 руб. за фунт, а Синодальная контора покупала серебро по 38 руб. за фунт 31.

Комиссия и контора избегали лишней роскоши, заменив серебряный оклад медным там, где это возможно. Прокурор Синодальной конторы просил мануфактур-советника, ввиду ограниченности средств, закончить работы без превышения сумм и рассмотреть вопрос о цоколе иконостаса — обложить его не серебром, а вызолоченной бронзой, так как «цоколь подвержен порче от постоянного прикосновения» 32. Прокурор указывал П. Овчинникову, что места, где одни части оклада находят на другие, должны быть закрыты шпильками или вызолоченными винтами, или высеребряными шляпками — заподлицо. В верхних ярусах работа должна быть самой тщательной33. Часть бронзового оклада цоколя и прорезная ступенька к киоту была поручена к исполнению фабриканту А. Шнейдеру.

Замедление работ происходило не по вине П. А. Овчинникова — вместо 2.827 кв. четвертей фабрика исполнила 2.845.1031 кв. четвертей; многократно увеличился объем работ, прибавилось 8 колонок, так как рисунок, представленный фабрике, был неточен в размерах и в деталях. К июню 1882 г. не были сданы киот, царские врата, панель низа иконостаса. Фабрикант предполагал окончание работ к 15 июля, если к этому времени будут получены все рисунки от архитектора Д. Н. Чичагова.

Рисунки от архитектора мануфактур-советник получал несвоевременно, и для исполнения они оказались трудными. Комиссия неоднократно меняла их, особенно рисунки киота и царских врат. Некоторые рисунки были утверждены только в мае месяце, а большая часть рисунков к этому сроку была еще не изготовлена. Фабрикант получал рисунки от Комиссии и, не ожидая утверждения следующего, должен был немедленно приступать к слепку и к самой чеканке по мере передачи ему отдельных рисунков. П. А. Овчинников просил выдать ему рисунки в течение первого месяца со времени заключения контракта 34.

Коронация императора Александра III была намечена на август, и предполагалось, что все части иконостаса должны быть собраны к 1 июля. Комиссия предписала архитектору Д. Н. Чичагову в июне месяце в недельный срок изготовить рисунки для мелких частей окладов (венцы, оплечья на 11 небольших икон и рам, раму для тропаря, раму для иконы «Успение Богоматери») и переделать некоторые части оклада. Трудность задачи заключалась в том, что архитектор не имел точных размеров отдельных частей оклада, а также размеров напуска одной части оклада на другие, не учел он и ширину тябл, выпуклость каймы на тяблах и колонок верхних ярусов — это было практически недоступно. Д. Н. Чичагов использовал рисунки, имеющиеся в изданиях, в уменьшенном виде. Размеры многих частей и художественное оформление иконостаса брали с гравюры 1762 г.

Сняв старое серебро — 11 пудов 28 фунтов, Контора отдала его в пробирную палату для обращения в слитки «на дальнейшее содержание благолепия иконостаса» 35. Был составлен подробный список образцам с указанием, откуда они сняты и соответствуют ли Описям Успенского собора 1626, 1701, 1777 гг.36. Образцы были записаны в Опись синодальной ризницы, где и предполагалось их хранение. О желании купить в слитках старое серебро заявила немецкая фирма «К. Левенштейн и К.», но Московский прокурор счел, что Синод найдет более выгодное использование слитков в России37.

16 января 1883 г. Хозяйственная Комиссия приняла от исполнителей работ 3673,05775 кв. четв. нового серебряного оклада для различных частей иконостаса, из которых 2916,10775 кв. четвертей были вызолочены, а 756,948 кв. четвертей были оставлены белыми (в частности, колонки между иконами оставлены белыми по образцу XVII в.). Хозяйственная Комиссия заполнила за время реставрации 37 журналов. Полный отчет о проделанной работе был составлен к ноябрю 1883 г. Прокурор синодальной конторы писал, что «все работы по иконостасу Большого Успенского собора окончены. Все работы исполнены П. А. Овчинниковым вполне добросовестно, весьма отчетливо, прочно и изящно во всех подробностях» (ил. 4)38.


Ил. 4 Коронация императора Александра III. 1883 г. Публ. по: Коронационный сборник. Т. 1. СПб., 1899. С. 143.

Комиссия по протоколам от 16 и 22 марта, 7 и 11 мая, 10 и 22 июня, 21, 27 и 30 июля, 3,9, 11,13 августа, 15 октября, 7,9,10, 22 декабря 1882 г., а также 15,18, 20 января 1883 г. приняла следующие детали от иконостаса.

1. Новые серебряные, позолоченные оклады, на четыре тябла иконостаса, нижний ярус между киотами местных икон, рамы нижнего яруса и икон у приделов; оклады над малыми алтарными дверями.

2. Новые серебряные оклады на колонках между иконами, фон тропаря и кондака.

3. Новые гладкие вызолоченные серебряные оклады кромки тябл, бока рам, бока створов царских врат и дверей киота.

4. Новый киот для иконы «Богоматерь Владимирская», новые царские врата, рамы четырех икон «Достойно есть» (одна икона найдена на складе Ивановской колокольни, другая получена из Московского Румянцевского музея, куда ее отдали в 1866 г. — они подлинные XVII в., две других — копии с икон, найденных у старообрядцев), новые оклады отдельных трех икон над киотом.

5. Отреставрированные, исправленные, вызолоченные из старого чеканного серебра с прибавкою нового серебра рамы, оплечья, венцы икон четырех верхних ярусов.

6. Отреставрированные, высеребренные и вызолоченные старые басменные оклады, которыми выложены доски, имеющиеся в четырех верхних ярусах между последними колонками и стенами собора — южной и северной.

7. Отреставрированное басменное серебро на оплечьях икон пятого яруса.

8. Новые бронзовые вызолоченные оклады на цоколь иконостаса, подзоры четырех малых алтарных дверей.

По длине всего иконостаса был наложен литой бронзовый плинтус и прорезная ступенька к киоту работы фабрики А. Шнейдера39.

Во время реставрационных работ потребовалось добавить 40 пудов серебра; были заменены деревянные части иконостаса — сосновое дерево на дубовое (работы были произведены на средства старосты собора М. Е. Попова), восстановлены все металлические части иконостаса, стенная живопись поновлена иконописцем Ручкиным. При работах 1882 г. открылась древняя стенопись (XV в.). Она была промыта, проолифлена и со всех изображений сняты копии.

Были разысканы и поставлены иконы, входившие в состав иконостаса до реставрации его в 1812 г. Икона «Богоматерь Казанская» (средняя) возвращена собору из Академии Художеств, боковые иконы «Иоанн Креститель» и «Симеон Богоприимец» возвращена из Троице- Сергиевой Лавры40.

Комиссия приняла серебряный оклад весом 1531 фунт 87.314 золотника, стоимостью 123528 руб. 73 коп.; бронзовый оклад стоимостью 7209 руб. 97 коп.; исправленные, вызолоченные оклады всех четырех ярусов стоимостью 10.532 руб.

Из коронационных денег (112 тысяч руб.) было израсходовано 69 руб. 44 коп. Государственному банку за перевод денег в Москву. Из оставшихся 111.930 руб. 56 коп. уплачено П. А. Овчинникову и М. Е. Попову за серебро и работу— 110.155 руб. 79 коп.

Фабриканту А. Шнейдеру за изготовленный бронзовый литой плинтус к иконостасу и литую ступеньку к киоту было уплачено 1.786 руб. 81 коп. Общая стоимость реставрации иконостаса составила 142.005 руб. 37 коп.41.

Обновлению убранства древних кремлевских святынь способствовали не только Комиссии, но и соборные старосты, как правило, видные московские купцы. Именно они в конце XIX в. выступают в качестве «покровителей русского стиля и заказчиков сооружений в русском стиле»42. Надо отметить, что в Успенский собор с 1819 г. старост избирали из именитого московского купечества часто по их собственному желанию. Они должны были изыскивать средства на содержание и украшение храмов, на производство реставрационных работ, а также наблюдать за их исполнением43.

Москва выступала как хранительница древних традиций: традиционный уклад московского купеческого быта, древние церкви и соборы, богатейшие собрания отечественной старины — все способствовало созданию в старой столице произведений в национальном «историческом» духе. К значительным памятникам такого рода относится иконостас Успенского собора.

Проканфаренная поверхность пятиярусного серебряного, позолоченного иконостаса декорирована высокорельефной чеканкой детально разработанного узора, состоящего из мотивов, характерных для русского искусства XVII века: спиралевидных побегов, гибких, пластичных, подвижных, в завитках и изгибах которых размещаются листья, бутоны, «снопики», тюльпаны, шишки. Излюбленные в средневековой Руси цветовые эффекты в иконостасе мастерски сопоставляются с матовой и гладкой поверхностью.

Иконостас Успенского собора работы фирмы П. А. Овчинникова и «знатока русского стиля» Д. Н. Чичагова 44был значительным событием в истории интерьера дворцового храма. Он стал достойным обрамлением древних икон, соединив их в единый ансамбль — доминанту внутреннего убранства древнего собора.

Главной декоративной задачей для художника и ювелира было создание образа величия и сдержанной мощи, который согласуется с древней архитектурой собора, дополняет ее и воспринимается вместе с ней как единое целое. При этом художественное оформление оклада не стало точным копированием вещей XVII в. Художники XIX в. по-своему интерпретировали древние орнаменты в соответствии со вкусами эпохи.

Первоисточник: 
Русское церковное искусство Нового времени. Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.