ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

1. И. А. Стерлигова. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV вв. М., 2000.

2. В. В. Игошев. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV—XVII вв. // Материалы IV научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2000. С. 31 (далее — В. В. Игошев. 2000); Он же. Исследование и атрибуция серебряной басмы из Сольвычегодского музея // Материалы VII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». ГТГ. 2001. М., 2003. С. 167—174; Он же. Басма // Православная энциклопедия. «Аф—Бе». М., 2002. Т. 4. С. 375—376; Он же. Оклады икон «Спас Вседержитель», «Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми» //Дионисий — «живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Каталог выставки произведений древнерусского искусства XV-XVI вв. из собраний музеев и библиотек России. М., 2002. С. 167-168, 171-173; Он же. Исследование и атрибуция серебряных окладов из иконостаса Преображенского собора Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Материалы научно-практической конференции. Владимир-Суздаль, 2003. С. 82-92.

3. В. В. Игошев. Экспертиза группы серебряных окладов икон из музейных собраний страны: XVI в. или начало XX в.? // Материалы VIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». ГТГ. 2002. М., 2004. С. 38—54; Он же. Оклад иконы «Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный» // «Угодно в очах Божиих дело сие...». Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. М., 2004. С. 68— 70; Он же Церковная утварь и предметы храмового убранства // Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. Под ред. Е. М. Юхименко. М., 2005. С. 185-186.

4. В. В. Игошев. Орнаментальное тиснение на кожаном переплете Евангелия (ГИМ, Син. 742). Исследование и атрибуция // Хронограф. М., 2005. С. 109-125.

5. И. М. Соколова. Русская деревянная скульптура XV-XVIII вв. Каталог. М., 2003. Кат. 9.

6. И. Сахаров. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 2; И. А. Арефьев. О правилах и приемах древнего русского иконописания // Журнал Тверской ученой архивной комиссии. 1901. № 80; Ф. Ф. Ерофеичев. Иконография или руководство для иконописцев. СПБ., 1912; С. М. Прохоров. Об иконописи и ее технике // Светильник. М., 1914. № 1. Основные положения из этих публикаций воспроизведены в издании: Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. / Сост.: Ю. И. Гренберг. СПб., 1995. Т. 1. Кн. 2 (далее — Свод источников. 1995).

7. О цировке и резьбе по левкасу см.: В. В. Филатов. Краткий иконописный словарь. М., 1996. С. 102, 198. Пример резьбы по левкасу можно видеть на иконе 1567/1568 г. письма Дионисия Гринкова из Вологодского музея. См.: А. Рыбаков. Вологодская икона. Центры художественной культуры Земли Вологодской XIII—XVIII веков. М., 1995. Ил. 62, 64.

8. По золоченому левкасу чеканили различные узоры, следуя византийской традиции. См.: Н. А. Замятина. Терминология русской иконописи. М., 2000. С. 94. О чеканном левкасе см.: В. В. Филатов. Краткий иконописный словарь. М., 1996. С. 102.

9. В литературе по технике иконописи начала XX в. указываются способ изготовления рельефного узора по левкасу — «лепка», которая достигалась путем последовательной накладки кистью в несколько раз меловой клейкой жидкостью по рисунку, а затем — золотилось. С. М. Прохоров. Об иконописи и ее технике // Светильник. М., 1914. № 1.

10. Например, в Каталоге древнерусской живописи из Третьяковской галереи опубликована икона «Богоматерь Коневская (Голубицкая)», где указано, что тисненые узоры полей, света и венцов выполнены «узорчатой резьбой по левкасу...», а тисненые восьмилепестковые розетки — «лепные левкасные». См.: В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи ГТГ. М., 1963. Т. 2. С. 217. Кат. 638 (далее — В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. 1963).

11. А. И. Яковлева. Техника иконы // Л. Евсеева, Н. Комашко и др. История иконописи. Истоки, традиции, современность. М., 2002. С. 37: В. В. Игошев. Исследование и атрибуция драгоценного убора новгородских икон «Богоматерь Владимирская» XVI в. // Материалы VI научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительногоискусства». 2002. М., 2002. С. 179; Похвала Богоматери. Иконы Ярославля XIII—XX вв. из собрания Ярославского художественного музея. Каталог выставки. М., 2003. С. 16-17. Кат. 6.

12. Приношу благодарность Г. В. Сидоренко, предоставившей возможность изучить иконы с тиснением по левкасу из собрания ГТГ.

13. Один оклад с тиснением по левкасу из Архангельского музея ранее нами уже исследован. См.: В. В. Игошев. Атрибуция серебряных басменных окладов и тиснения по левкасу XVI—XVII вв. на группе икон из Архангельского музея. Материалы по докладу, сделанному в 2000 г. в Институте искусствознания. М., (в печати). Об этом окладе см. ниже.

14. Описи Соловецкого монастыря. СПб., 2003. С. 96.

15. Там же. С. 119, 132. Здесь же упомянуты и другие иконы с тисненными изображениями на левкасе — «на левкасе басмлены».

16. Н. К. Куприянов. Опись монастыря Николая Чудотворца на Лятке близ Рюрикова городища под Новгородом // ИИАО. СПб., 1863. Т. 4. Вып. 1-6. Ст. 432.

17. В. В. Игошев. 2000. С. 31.

18. Б. А. Колчин, В. Л. Янин, С. В. Ямщиков. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М., 1985. № 174. С. 92.

19. Ю. И. Гренберг. Технология станковой живописи. История и исследование. М., 1982; Свод источников. 1995. См. также [6].

20. Эта икона, происходящая из церкви Богоявления на Ухтострове Холмогорского района, ранее была опубликована с датировкой — конец XVI — начало XVII в. См.: Северные письма. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог/ Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 66. Кат. 73. С такой же датировкой икона опубликована в другом издании: Т. М, Кольцова. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. Ил. 1 (на цветной вкладке). Однако тиснение по левкасу авторами не исследовалось.

21. Для изготовления рак соловецким чудотворцам мастера-резчики были приглашены из Новгорода. См.: И. М. Соколова. О резных раках соловецких чудотворцев //Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. М., 1991. С. 78—80; она же. Русская деревянная скульптура XV-XVIII вв. Каталог. М., 2003. Кат. 9.

22. Э. А. Гордиенко, А. Н. Трифонова. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника// Музей—6. М., 1986. Кат. 8, 13, 14 (далее — Э. А. Гордиенко, А. Н. Трифонова. 1986).

23. В экспертизе иконы принимали участие: В. М. Сорокатый, О. В. Лелекова, М. М. Наумова.

24. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. 1963. С. 217-218. Кат. 638.

25. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 1999. С. 60.

26. Наши выводы не противоречат выводам, к которым пришел, изучая живопись иконы, И. А. Кочетков.

27. Фотографии выполнены автором статьи.

28. Э. А. Гордиенко, А. Н. Трифонова. 1986. С. 226-227. Кат. 5.

29. В. Н. Лазарев. Русская иконопись. М., 1983. Кат. 58.

30. О. В. Лелекова. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1988. С. 138. Ил. 3(6); 16(17); 30(27); 36(23); 53(47).

31. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. 1963. С. 219.

32. Э. А. Гордиенко, А. И. Трифонова. 1986. С. 232. Кат. 6.

33. Например, серебряная басма 1537 г. на иконе «Иоанн Предтеча» из главного иконостаса новгородского Софийского собора. См.: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI—XVII вв. / Под ред. И. А. Стерлиговой. М., (в печати).

34. В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 47. Кат. 20. Ил. 37.

35. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. 1963. С. 124. Кат. 516. Ил. 30, 31.

36. Э. А. Гордиенко, А. Н. Трифонова. 1986. С. 226. Кат. 5. Царские врата Рождественского иконостаса новгородского Софийского собора.

37. Там же. С. 233. Кат. 8.

38. Ю. А. Олсуфьев. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Сергиев, 1920. № 52, 204. С. 100; Л. А. Щенникова. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом монастыре и их отношение к первым спискам чудотворного образа // Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002. С. 139.

39. Т. Н. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 118-119. Кат. 190.

40. Такой же узор на серебряной золоченой басме, украшающей верхнюю часть боковой поверхности киота с килевидным верхом (60x35 см). Фонды Сольвычегодского музея.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.