ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

В деревянной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в с. Тырново, 1784 г., был «иконостас сталярной работы с корнизами и резными колонами весь позлащен. Царския врата, по краям позлащены, на них Благовещение Пресвятые Богородицы и четыре евангелиста». Иконостас в 5 ярусов. В нем «местные образа: по правую сторону Образ Всемилостиваго Спаса, на нем венец сребреный позлащен; южные двери с изображением Архидиакона Лаврентия. Образ Киевопечерския богоматере и преподобных отец Антония и Феодосия, на них венцы сребреныя. Образ Донския Богоматери, на ней венец сребреной позлащен. Образ рожество Христово. По левую сторону Образ Казанская Богоматере, на ней венец сребриной позлащен. Северныя двери с изображением Архидиакона Стефана. Образ чудотворца Николая. Образ преподобных отец Сергия и Александра Свирскаго... во втором поесе дванадесятыя праздники; в третьем поесе Образ Господь Вседержитель... по сторонам дванадесять Апостолов; в четвертом поесе в средине Образ Знамение Пресвятыя Богородицы... в пятом поесе Образ Господь Саваоф, пред ним поникадило медное спускное, по сторонам Праотцы». В приделе Александра Свирского «во оной церкви по правую сторону» иконостас в 3 яруса, в котором «в первом поесе по правую сторону образ Спасителев; образ преподобнаго Отца Александра Свирскаго. Полевую сторону Иверския богоматере. Северныя двери со изображением Архидиакона Авива» 39. Особо надо отметить завершение этого иконостаса: «в верху распятие Господне; Богоматерь и Апостолы». Живописные или резные — неизвестно.

Довольно оригинальный по форме иконостас украсил каменную церковь Знамения Пресвятой Богородицы в с. Бокатово, 1784г., в 3 яруса, описанный следующим образом: «Коностас сталерной гладкой работы с карнизами посеребренными, окрашено краскою лазорью, в нем образа в посребренных рамах. Царские врата, на них благовещение наверху, в средине образ Спасителя седящаго с евангелием и Плачь богородицы, по краям четыре евангелиста. Во первом поесе по правую сторону образ Господа Вседержителя, на нем венец медной. По левую сторону образ Знамение богоматери, на богоматери и на привечном Младенце венцы медныя посребрены. На южных дверях Архидиакон Евпл. За ним образ Иоанна предтечи, на нем венец медной. На северных дверях Архидиакон Стефан. За ним образ Иоанна Дамаскина... Над царскими вратами тайная вечеря. По сторонам над местными образами дванадесятыя праздники. Во втором поесе посредине Коронование божия матери. По сторонам дванадесятныя праздники. Надо иконостасом наверху образ распятие Господне с предстоящими». В приделе великомученицы Параскевы небольшой «иконостас сталярной работы гладкой выкрашен зеленою краскою, по карнизам позлащено. Врата царския, на них благовещение и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. В первом поесе по правую сторону образ Господь вседержитель. Подле ево въ резном киоте образ великомученицы Праскевы храмовой, на ней венец сребренной, привесу 6 крестов сребренных. По левую сторону образ богоматерь что на Колушки... во втором поесе над царскими дверми Господь Вседержитель, по сторонам предстоящий богоматерь и Иоанн Предтеча и два архангела Гавриил и Михаил... Северныя двери, на них Архидиакон Авив» 40.

Деревянная церковь Обновления храма Воскресения Христова, что в Воротынске, 1784 г., была украшена иконостасом в 3 яруса, без праздников, с пророками и царями по сторонам Богоматери, с Распятием и предстоящими вверху. В описи показан «иконостас столярной, выкрашен, о трех поесах. Царские двери сталярные, позлащены. В оном иконостасе местных образов четыре. По правую сторону Образ Спасителя нашего Иисуса Христа писан на красках, на нем венец медной и цата посеребрены. Образ Обновления храма Воскресения Христова, на нем венец сребренной и цата позлащены. Южные двери, на них образ св. апостола Филиппа. По левую сторону Образ Одигитрии Богородицы писан на красках, на нем венец медной посеребрен, на венце два платка шелковых и пелена бумажная. Киевепечерския богоматери, на нем сем венцев малинных медных, прочие два образа без окладу. Северные двери архидиакона Стефана»41. Деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1784г., в с. Слободка имела иконостас в 3 яруса, а «вверху образ Воскресения Христова». По данным описи, «иконостас сталярной работы выкрашен краскою белою и голубою, в нем местных образов четыре. По правую сторону Спасителя нашего Иисуса Христа, Благовещения Пресвятыя Богородицы. По левую сторону Скорбящия Пресвятыя Богородицы, Георгия великомученика... врата царские сталярные на красках. У южных врат написан ветхи, у северных новы Завет... Над царскими дверми в средине площеница Господа нашего Иисуса Христа на полотне»42. Деревянную церковь Собора Пресвятой Богородицы с. Козлово, 1784 г., украшал «иконостас сталярной, выкрашен краскою зеленою, и местами позлащен», в 5 ярусов, с Киево-Печерской Богоматерью в средине пророческого ряда, а «вверху Распятие Господне с предстоящими». По свидетельству описи, в местном ряду было не совсем обычное расположение икон: «По правую сторону Спасителя Нашего Иисуса Христа, на нем венец сребренной позлащен. Собора Пресвятыя Богородицы, на нем риза кованая, оклад и венец серебренные позлащены и мелких восемь венчиков. Святаго пророка Божия Илии писан на красках. По левую сторону Святителя и чудотворца Николая, на нем венец и цата сребренные позлащены. Святаго Александра Свирскаго, преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. Святых мученик Флора и Лавра»43.

Деревянная церковь Архистратига Михаила в с. Михайловское, 1788 г., имеет «иконостас столярной гладкой посеребрен, в нем местных образов шесть. По праваю сторону образ Господа Вседержителя писан на красках, на нем венец серебренной и вызлощен. Образ архистратига Михаила писан красками. На завороте образ пророка Илии писан красками. По левую столону образ Благовещения пресвятыя богородицы писан красками, на нем венец медной. Образ Иоанна воинственника писан красками. Образ великомученицы Параскевы писан красками. Между оными местными святыми образами царския двери резныя и вызлощены, на них образ Благовещения пресвятыя богородицы и четыре евангелисты писаны красками... Сверх царских врат сень резная и вызлощена, на ней образ Нерукотвореннаго Спаса, пред ним лампада медная спускная». Над ней обычные праздничный и деисусный ярусы, а над ними «сверх онаго иконостаса на церковной стене писано Распятие Господне» 44.

В деревянной церкви Казанской Пресвятой Богородицы в с. Синятино, 1735 г., был поставлен иконостас уже иного типа: «во иной церкви коностас сталярной работы гладкой выкрошен зеленою краскою и местами позложен. Во оном коностасе месных образов четыри. По правую сторону образ Спасителев писан разными красками. Южные двери, на них образ архидиакона Лаврентия. Образ святителя Николая и Андрея Критского, вверху оных Господь Вседержитель, на оном образе три венца сребреных. По левую сторону образ Казанския пресвятыя богородицы, на нем венец и цата сребреныя позлащенныя. Северныя двери, на них образ архидиакона Стефана писан разными красками... Между оными месными образами царския двери с резьбою так же местами посребрены, вверху онаго образ Тайныя вечери писан разными красками. В первом поясе дванадесятыя господцкия празники. Во втором поясе образ Коронования пресвятыя богородицы, по сторонам онаго апостолы писаны искусною греческою работою, не имеющие на них никаких окладов. Вверху онаго иконостаса распятие Христово с предстоящими богоматерию и Иоанном Богословом резныя и посеребрены и позлащены»45.

В каменной церкви святителя Николая с приделом великомученика Георгия в с. Недетово, 1798 г., оказывается сооружение, вообще мало соответствующее традиционному иконостасу, представленному в предыдущих храмах того же Перемышльского уезда. В описи так описан его вид: «Иконостас столярной работы полуцырколной с колонами белыми, позлащенными корнизами, выкрашен краскою лазорью. В настоящей: врата царския, на них резныя рамы позлащены, между рам четыре Евангелиста в резных клеймах позлащенных; в верху врат сияние резное позлащенное. Подо всем коностасом в тумбах по белой краске резные звезды позлащены. В первом поесе: по правую сторону образ Спасителев; по левую сторону образ Божия матерь. Южная дверь с изображением Новыя благодати. Северная с изображением ветхаго Завета. Между настоящей и предела два храмовыя образа чудотворца Николая и великомученика Георгия на единой деке. В пределе: Царския врата и местныя образа такия подобием, что в настоящей. Южныя двери со изображением Архидиакона Стефана... Над вмесными образами в настоящей и пределе дванадесятыя празники в клеймах позлащеных, над оными празники в клеймах позлащеных резных же, на корнизах четыре резные херувима, в варнах полотна белыя, и кисти резныя позлащены; над храмовыми образами Тайная вечеря в клейме позлащенном; над ним гора Голгофа, при ней распятие резное с предстоящими Мария Магдалина и Клеопова»46. Исключительная роскошь, проявляющаяся в обилии резьбы и позолоты, здесь соединяется с невиданной скупостью, ведущей к исключению элементов, составляющих неотъемлемую принадлежность иконографической схемы иконостаса, к сокращению и видоизменению его состава.

Последняя в этом хронологическом перечне — каменная церковь во имя Николая Чудотворца в с. Ледемск, 1799г. В ней зафиксирован «иконостас сталярной работы глаткой с корнизами, выкрашен красною краскою, корнизы высребрены. По местах резныя колоны посеребрены ж. Врата царския посеребрены резныя, в них въверху благовещение богоматере и архангел Гавриил и четыре евангелиста в клеймах. В низу иконостаса в тумбах изображение от евангельских притчей. В первом поясе местныя образа, по правую сторону Господь Вседержитель, на нем венец сребренной, цата сребреная и вызлощена. Храмовой образ чудотворца Николая, на нем венец сребренной позлащен, в нем трои камни, привесу пять крестов сребренных, из них один насыпной. На том же образе по сторонам Спаситель и Богоматерь, на них венцы малыя сребренныя и в них по три камня. По левую сторону Смоленския богоматере Одигитрия, по сторонам два ангела Гавриил и Михаил. На Богоматере и на архангелах оклад низан стеклоярусом, вынизан убрус... Преподобный Сергий Радонежский без окладу. Южныя двери, написан Архидиакон Филипп, за ними образ Иоанн Предтеча. Северныя двери архидиакон Стефан. Над царскими дверми в резбе Тайная вечеря в клейме... Над месными образами в тумбах посребренных дванадесятныя празники. Во втором поясе Господь Вседержитель с предстоящими... по сторонам дванадесят апостолов. В третьем поясе Печерские богоматере, по сторонам царь Давид и царь Соломон. В четвертом Господь Саваоф, по сторонам праотцы Адам и Авраам. В пятом Страсти Господни. Над иконостасом Гора Голгофа. Крест с изображениям Распятия Господня с предстоящими»47. Судя по этому описанию, узкий верх иконостаса (3-5-й пояса и Распятие) был устремлен в купол храма.

В храме существовал придел Смоленской Богоматери, где был «иконостас сталярной работы с колонами и карнизами, по колонах и карнизах резба позлащена. С низу в тумбах изображение Евангелских притчей. В первом поясе местныя образа, по правую сторону Нерукотворенный Спас, венец и риза сребренная, позлащены, образ вседержителев без окладу. Врата царския резныя вызлощены, в них благовещение богоматерь и архангел Гавриил и четыре Евангелиста в клеймах. Над ними Сияние дух Святый. По левую сторону Боголюбская богоматерь без окладу, Смоленская богоматерь, храмовой, на ней оклад риза и венец сребренныя позлощены, на венцу камни разноцветныя. На венцу привесы лента обяринная с кистями золотыми и с разными каменями, при той же серги сребренныя. Еще сребренныя с каменями, одна земчужная, 3 зерна. Лента розовая отласная, крест литой, перстень сребренныя. На северных дверях архангел Михаил, за ними образа великомученика Георгия с житием. Образ Спаситель, на нем венец медной, при нем Архангел Михаил и преподобныя оцы Сергий и Варлаам, на них три венца медных малых. Образ владимирския богоматере, венец сребренной, убрус бузовой... Над местными образами в клеймах четырех резных дванадесятныя праздники. На карнизе два ангела резныя с репидами позлащены. Во втором поясе над царскими дверми образ коронование богоматери, по сторонам апостолы, а в стене седмь образов разных угодников. В верху распятие резное на кресте с предстоящими резными. На верхнем карнизу иконостаса четыре евангелиста резныя позлащены предсидят»48. В цитированном описании обращает на себя внимание пристрастие к резным фигурам, столь неожиданное в оформлении небольшого иконостаса.

Здесь были приведены сведения о 34 иконостасах церквей Перемышльского уезда, 1750-1799 гг., в некоторых случаях имевших еще меньшие по размерам иконостасы приделов. Преобладают среди них иконостасы традиционного характера, хотя они в то же время обнаруживают различные особенности, проявляющиеся, главным образом, в числе ярусов, количественном и сюжетном составе икон местного ряда, в наличии или отсутствии колонн, карнизов и резьбы, в тематическом разнообразии изображений на боковых дверях алтаря. На этом фоне выделяются своей пышностью иконостасы в храмах с. Столпово (1751 г.), с. Высокое (1760 г.), с. Недетово (1798 г.), с. Ледемск (1799 г.). Все это каменные постройки, свидетельствующие о богатых ктиторах, явно уже не довольствовавшихся простыми, по их представлению, иконостасами, лишенными показного великолепия. Из описанных в 1800 г. деревянных храмов многие исчезли в течение XIXв., будучи заменены новыми каменными либо вследствие сокращения числа приходов после отмены крепостного права, до того времени содержавшихся вотчинниками.

Таким образом, судя по описям Перемышльского уезда, большинство сельских храмов среднерусской полосы на рубеже XVIII—XIX вв. продолжали в своем внутреннем убранстве сохранять древние традиции, что наиболее отчетливо сказалось в характере их иконостасов. В составе местного ряда можно заметить немало икон с драгоценным убором, с разнообразными привесами, и даже несколько неожиданным оказывается обилие икон с серебряными венчиками. Здесь явно обозначено наследие предшествующих эпох, судя по более поздним инвентарям, практически утраченное ко второй половине XIX в. вследствие переделок и хищений.

Для того чтобы отчасти «материализовать» приведенные описи, надо указать хотя бы на некоторые аналогичные иконостасы этого же времени, сфотографированные в начале 1900-х годов, в связи с предполагавшимся их уничтожением. Эти снимки были выполнены по запросу имп. Археологической комиссии и опубликованы в ее «Известиях». Иконостас Предтеченской церкви с. Данева Касимовского уезда Рязанской губернии, 1791 г., дает представление о конструкции простейшего типа, с большим количеством ярусов и резными царскими вратами 49. Барочный иконостас о резными позолоченными колоннами, царскими вратами и обрамлениями икон существовал в Георгиевской церкви с. Каликино Чухломского уезда Костромской губернии, 1799 г.50. Появление высокого резного иконостаса с изысканной резьбой приходится на конец XVIIIв., и это, в частности, может иллюстрировать внутреннее убранство деревянной церкви 1791 г. в с. Знаменское Курмышского уезда Симбирской губернии 51. Наконец, иконостас со встроенной аркой-сенью в центре можно было видеть в Знаменской церкви, 1794 г., с. Погост-Быков Суздальского уезда Владимирской губернии52. В описанных иконостасах Перемышльского уезда есть элементы, которые находят некоторые параллели в резьбе украинских иконостасов, в частности, помещение над царскими вратами медальона с изображением Нерукотворного Спаса53. Вместе с тем, все это заметно удалено от тех художественных форм, которые характеризуют сербское барокко, прослеживаемое, в частности, на примерах различных иконостасов XVIIIв. 54.

Сохранившиеся русские иконостасы второй половины XVIIIв. дошли до нашего времени со следами позднейших переделок, неизбежных в течение длительного времени. В описях 1800 г. иконостасы сельских храмов Перемышльского уезда представлены в том виде, в котором они существовали на рубеже XVIII—XIXвв., и это обстоятельство в значительной мере определяет источниковедческую ценность цитированных здесь инвентарей.

Первоисточник: 
Русское церковное искусство Нового времени. Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.