ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Кстати - Настенная живопись

Аватар пользователя Inform
346
points

Цитаты по реставрации монументальной живописи со ссылкой на источник. Цель: Обозначение базовых акцентов по реставрации монументальной живописи. Изображения прямо или косвенно связаны с цитатой. Подписи к фотографиям появляются при наведении курсора мышки. Цитаты с высокой оценкой переходят в «Полезность».

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
219
points

Каменный век. Фрагмент панно В.М. Васнецова

Холст с живописью, наклеенный на цинковые листы, представляет собой уникальный случай в практике монументальной масляной живописи. В круглом зале Государственного Исторического музея в 1883 году по просьбе художника В. М. Васнецова поверх штукатурного слоя были смонтированы листы цинка — на них наклеены четыре холста с монументальным произведением «Каменный век». <...> Листы цинка максимально изолировали полотно от движения воздуха и влаги в кирпичной кладке стены.

140
points

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. Колесница Неемана 17 в.

Масляная живопись, будучи исполненной по пористым известковым и известково-песчанным штукатуркам, разрушается довольно интенсивно. В некоторых древних соборах и церквах, прежде чем делать новые росписи, в XVIII и XIX веках даже сбивали старые штукатурки с росписями, после чего стены вновь покрывали известковыми штукатурками и расписывали масляными красками в «древней» (палешанской) манере или во «фряжской» (итальянской).

259
points

Почтовая марка СССР, 1957 год

«... Позднее краскотеров выделили в специальное хозяйственное подразделение Академии художеств (Факторская). Через него же Академия закупала материалы для всех работ, в том числе и для живописи. В целях обеспечения страны постоянными и опытными кадрами краскотеров в 1762 году было отдано распоряжение о переводе некоторых учеников в Факторскую «за неприлежание и худые успехи...». Затертые на масляных связующих краски хранили в керамической посуде или в так называемых свиных пузырях. Традиция приготовления масляных красок в Академии художеств держалась до ликвидации Факторской в 1844 году.»

98
points

Валентин Серов. Петр I. 1907

При Петре I особенно поощрялись кустари-производители красок: в помощь им снаряжались даже специальные экспедиции по отысканию минералов для приготовления пигментов. Так, Петром I был издан указ о розыске местных ресурсов для производства отечественных красок и сокращения ввоза пигментов из-за границы. Образцы привозных красок рассылались по губерниям, и тем, кто найдет подобные, было обещано «давать деньги».

131
point

краски имеют различные названия

В XVIII и XIX веках краски имеют различные названия: иногда названия указывают на состав пигмента, иногда определяют цвет или место изготовления, а чаще всего заключают в себе всю эту информацию. Художникам-реставраторам следует знать и ранее бытовавшее, и современное название красок, не говоря уже об их химическом составе, который по образцам, взятым с произведений, определяют специалисты физико-химических лабораторий.

133
points

М. В. Ломоносова. Скульптор Ф. И. Шубин. 1792

Берлинская лазурь. Изготовление краски началось в первые десятилетия XVIII века, когда краска была открыта и синтезирована. <…> В России эту краску начали изготовлять уже во II половине XVIII века, однако ввоз ее из стран Западной Европы продолжался. В 1750 году Ломоносов «подал в канцелярию при рапорте зделанную им для живописи лазорь берлинскую, которой два сорта...». Берлинскую лазурь в России XVIII и XIX веков производили из бычьей крови, щелочи, железного купороса и квасцов.

125
points

краски имеют различные названия

Художники XIX и XX веков начали выбирать и приобретать краски по прейскурантам фирм и фабрик, в которых было перечислено то триста, то двести красок с новыми и старыми названиями. Однако по своему составу краски часто не соответствовали старым названиям, а что скрывается под новыми названиями — было, как правило, неизвестно. <...> В последней четверти XIX в. по инициативе химика-технолога А. Кейма в Мюнхене было организовано общество по проверке прочности красок и рациональному их отбору для живописи. В задачи общества входила разработка мер по защите произведений живописи от преждевременных разрушений. Из красок фирмы «Моевс» Обществом было сначала рекомендовано в качестве надежных всего 52 краски, а через десять лет — только 44.

112
points

опыты по промывке и отбеливанию воска

Для укрепления красочного слоя можно использовать воск первого сорта и воск второго сорта, который перед этим следует дополнительно несколько раз промыть в горячей воде и отбелить на солнце. Если во время промывки воска в воду добавить квасцы, то повысится его твердость и температура плавления. Известный отечественный технолог по живописи и ее материалам Д. И. Киплик в начале XX века проводил опыты по промывке и отбеливанию воска для получения так называемого пунического воска. В результате образовался твердый продукт, плавящийся лишь при 100°С.

241
point

моющие средства

Сразу же следует сделать одну оговорку, предупредив о неприемлемости составов с активными щелочными свойствами и для удаления поверхностных загрязнений. К таким составам относятся некоторые стиральные порошки и другие моющие средства, используемые в быту. Применяя их для промывки загрязненной поверхности настенной живописи, вместе с загрязнениями смывают обычно и защитный лаковый покров, и даже верхний слой живописи — особенно тогда, когда те содержат мало связующего (оксидированного масла) и в них преобладают легко разрушаемые мягкие смолы (основа лаковых разбавителей красок). А ведь именно такими смолами в качестве связующих для лессировок пользовались и продолжают пользоваться художники на завершающем этапе создания произведения. Более того, щелочи разрушают и пигменты красок, разумеется тех, которые не стойки к их воздействию.

112
points

моющие средства

У наиболее нейтральных эмульсий допустимо повышение рН на 1-2 деления: такие эмульсии не приведут к изменению химического состава (а следовательно, и к ощутимому разрушению) защитной пленки, связующего, пигментов масляных красок. Подобные средства с низкой щелочной средой принято называть нейтральными моющими средствами; таковы «Детское» мыло (оно почти не содержит свободной щелочи, как другие мыла), порошок «Лотос», эмульсия «Прогресс-М», имеющие слабо щелочные свойства. Напротив, такие порошки, как «Кристалл», «Лоск», «Био-С», обладают повышенной щелочностью, а «Био-С», кроме того, содержит биодобавки — энзимы, которые способствуют расщеплению белков, стало быть, их тем более нельзя применять, если произведение написано по клеевому или эмульсионному грунту.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.