ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 


Рис. 5. Петельные линейные орнаменты плетения. Внизу модели.

Эти орнаменты отражают технику плетения из непрерывного шнура, уложенного петлями, сцепленными в ажурную полосу. Ход шнура, образующего петли, может быть разным: спиральным, с зацеплением каждого витка последующим или через виток назад с Z -или S -образным ходом шнура с зацеплением на поворотах. В приводимых рисунках есть схемы, которые не оснащены ссылками на памятники искусства. Эти орнаменты автором пока не найдены, но они, несомненно, существуют, исходя из логики приемов.

Петельные плетенья со спиральным ходом шнуров (рис. 5 (1—5)

На рис. 5(1) дана схема простого петельного плетения в один шнур и два варианта плетения по этой схеме в два параллельных ряда, сцепленных верхушками петель или их основаниями (2, 2а). В грузинской средневековой резьбе по камню [41, с. 79] узор, выполненный по схеме (2а), сильно изменен благодаря раздвижкам в форме колец (26). Спиральным ходом шнуров можно сплести цепочку, чередуя два шнура (3); более сложное плетенье может быть выполнено из двух таких цепочек, сцепленных верхушками петель (4). Подобный прием использован в заставках Апостола XV в. [36, с. 251], где сцеплены два ряда свободных петель в один и в два шнура (2б, 4а).

Петельная плетенка с зацеплениями через кольцо (третье — за первое) известна по находкам фрагментов вязаных изделий при раскопках древнего Новгорода. Это плетенье известно в двух вариантах: с зацеплением колец и одновременно их переплетом и с одними лишь зацеплениями (5, 5 а). При анализе вязаных предметов из древнего Новгорода А. Нахлик [14] приводит первый способ, который выполним только с помощью иглы (5). Как свидетельствует А. Нахлнк, самая ранняя находка такого изделия относится к началу нашей эры. Эта техника сохранилась до наших дней в Скандинавии. Таким способом до сих пор плетутся рукавицы.

Другой вариант этой цепочки (5а)—с единственным зацеплением в раппорте выполним с помощью вязального крючка. Этот прием прослеживается издревле до наших дней в применении к военному костюму. Цепочкой с зацеплением третьей петли за первую вязали подшлемники и подкольчужники XII в. Кивера и доломаны гусар XIX в. до 1907 г. украшали галуном, связанным из струнцала тем же способом. Точно так же в наше время делают галуны-цепочки для офицерских фуражек и аксельбанты военных музыкантов. Эта цепочка могла быть не только связана свободно крючком, но и вышита на ткани. Рубаха князя Скопина-Шуйского (начало XVII в.) расшита золотной нитью этим швом, подобным тамбурному, но более плотным 1. Здесь золотная нить с помощью крючка вытягивалась с изнанки на лицевую сторону рубахи петлями, каждая из которых перекрывала не одну, как в простом тамбуре, а две предыдущие петли.

Петельные плетенья ходом шнуров в направлении Z (рис. 5 (6—9)

Эта техника отражена в ряде памятников как в орнаментике, так и в дошедших до наших дней предметах. В декоре Рождественского собора XV в. Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде высечено ажурное плетение [42, илл. 18, 44] (7) ходом шнура, показанным на схеме (6). При таком плетении с зацеплениями ходом только «к себе» (или только «от себя») получается плоский поясок. При чередовании зацеплений «от себя — к себе» (6а) образуется цепочка, обладающая свойством закручиваться спиралью. В книжной заставке XIII в. (8а) нарисована такая же цепочка, сплетенная из двух шнуров с тем же чередованием зацеплений (8). Прямые аналогии такому плетенью — гривны из Волжской Болгарии X — XIII вв. из серебряной проволоки [43]. Техника их изготовления впервые приводится в настоящей работе. Г. Ф. Корзухина, описывая гривну из клада у д. Хайча, отмечала, что она не утратила своих свойств и гнется, как цепочка [44, с. 91, клад 31]. Необычные возможности такого плетения обнаружены автором и при исполнении его в модели из жесткого шнура.

Точно такое же плетенье, как в гривнах (6а), нарисовано в заставке рукописи XII в. [19, табл. VII (2)] (9), но здесь пропущенные по краям и в середине шнурки стабилизируют плетенье, в результате чего получается плоский ажурный поясок из витыч сочленений, что подтвердилось и в модели.

Петельные плетенья ходом шнуров в направлении S (рис. 5 (10—14)

Такое плетенье в два шнура без зацепления петель лежит в основе орнамента грузинской резьбы по дереву X — XI вв. [18, илл. 52] (11). Плетенье в один шнур без зацеплений дано на схеме (10). Теоретические построения такого вида в один, два и три шнура с зацеплениями петель показаны на схемах (12—14).

___________

1 Рубаха хранится в Архангельском соборе Московского Кремля. Анализ техники шитья сделан Т. Н. Кошляковой.
Первоисточник: 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ. 8(38) 1983. ВНИИР
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.