ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Накопленный за последние годы опыт позволяет выявить определенную закономерность между технико-технологическими особенностями структуры картины, видом повреждения и выбором наиболее эффективного метода реставрации.

Успех технической реставрации картин на холстах определяют, на наш взгляд, некоторые моменты.

1. Любым практическим действиям над картиной должно предшествовать исследование с помощью современных методов состояния сохранности красочного слоя, состава и послойности грунта, основы произведения, взаимосвязи между слоями. Чем полнее будет информация о состоянии структуры картины, тем правильнее будет определена задача реставрации.

2. Выбирать способ укрепления следует, исходя из свойств грунта.

а) Если картина исполнена на цветном клеевом гигроскопичном грунте, то более эффективно традиционное укрепление рыбьим клеем с медом закрытым способом. При этом нет необходимости в добавках растворителей в клей. Укрепление ведется со стороны красочного слоя. При употреблении других адгезивов следует помнить, что этот вид грунта легко меняет тональность и, следовательно, колорит картины.

б) Для картин на многослойных грунтах, имеющих плотную масляную имприматуру, характерно ослабление связи между верхним и нижним слоями. В большинстве случаев укреплять целесообразно с оборотной стороны, предварительно протертой пиненом или ксилолом, заканчивая его с лицевой стороны.

в) При реставрации картин на масляных грунтах обычно следует вернуть эластичность грунту и холсту, быстрее стареющему на таких грунтах. При этом необходимо вводить в клей растворители. Укреплять следует с лицевой и оборотной сторон в зависимости от повреждений. Для данной технологической группы картин водорастворимый адгезив не идеален. Воздействие воды не делает картину эластичнее, а при длительном проглаживании и недостаточном высушивании может даже способствовать ослаблению связи между красочным слоем и грунтом. Желательно найти безводный адгезив, подобный воску, но не вызывающий необратимых изменений.

 3. Первоначальный размер холстов, давших усадку в процессе старения или от увлажнения, восстанавливается раздвижением рабочего подрамника в тот момент, когда красочный слой и грунт достаточно пластифицированы под действием тепла и влаги. Умелым проведением этого процесса определяется успех укладки вздутий и жесткого кракелюра.

4. При отслоении красочного слоя от грунта (повреждение, характерное для произведений второй половины XIX—XX в.) картину необходимо укреплять с лицевой стороны, добавляя в клей ксилол или протирая укрепляемое место ксилолом перед нанесением клея.

5. При применении любого из видов укрепления желательно вводить минимум адгезива при нагреве, не превышающем 70—80°С. Если оборудование позволяет понизить нагрев, удаляя излишки влаги с по мощью отсоса воздуха, то такой режим особенно желателен для картин с негигроскопичным грунтом, содержащим много масла

6 При укреплении водорастворимым клеем картина обязательно должна быть закреплена на подрамнике

7 Состаренные живописные полотна, укрепленные без дублирования, необходимо конвертировать для создания влажностного барьера

Первоисточник: 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ. 8(38) 1983. ВНИИР
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.