ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

«Портрет А. Д. Олсуфьева», исполненный около 1817—1818гг. французским художником Анри Франсуа Ризенером (66X55 см), представляет собой характерный образец техники и технологии живописи первых десятилетий XIX в. Это был переход от сложных многослойных построений живописной фактуры XVIII в. к более тонкому, сглаженному, напоминающему эмаль красочному слою.

Портрет написан на льняном холсте полотняного переплетения, среднезернистом, плотном (в 1 см2—12 нитей по основе и по утку). Холст жесткий коричневатого оттенка, возможно, от действия связующего грунта; верхняя и нижняя кромки, не имеющие грунта, серые и мягкие.

На холсте видны следы водяных затеков; имеется надпись, сообщающая имя и даты жизни изображенного.

Исследование кромок и грунта, прошедшего сквозь холст под подрамником, позволяет утверждать, что холст шириной 70 см. был загрунтован на другом, большем подрамнике, затем часть холста послужила основой для портрета.

По данным микрохимического и рентгеноструктурного анализов, строение и состав грунта представляется следующим. Он состоит из двух слоев: 1-й, лежащий на холсте, — железосодержащий пигмент коричневого цвета с добавкой смолы (предположительно сандарака или даммары), рыхлый, глубоко проникающий в нити холста; 2-й — свинцовые белила с добавкой мела; связующее — масло (среднее количество).

Связь грунта с красочным слоем хорошая, но между белым и коричневым слоями она ослаблена. Вся поверхность картины покрыта жестким грунтовым кракелюром. Основное повреждение произведения — многочисленные закрытые вздутия грунта и красочного слоя, расположенные вдоль нитей утка и основы, частично осыпавшиеся по гребням. Наиболее крупные закрытые вздутия и осыпи по их гребням находились вдоль нитей утка (на данной картине нити утка расположены по вертикали). Вероятно, произошла усадка холста от сильного увлажнения. Грунт не поглощал избытка влаги, и, так как площадь красочного слоя оказалась больше холста, давшего усадку, образовались закрытые вздутия линейного рисунка. В противном случае внешний вид повреждения красочного слоя был бы подобен вздутиям на «Портрете М. Н. Волконского с семьей». В левой части фона имелись два небольших прорыва. Мелкие осыпи краски видны по гребням вздутий и приподнятым краям жесткого кракелюра.

Пленка пожелтевшего двухслойного лака полностью утратила прозрачность в нижней половине портрета. Разложение лака еще раз подтверждает предположение о том, что портрет длительное время находился в условиях очень высокой влажности (рис. 7 а, 8).


Рис. 7. А Ф. Ризенер. Портрет А.Д. Олсуфьева» (1817—1818 гг.): а) до реставрации

Рис. 8. Фрагмент того же портрета до реставрации

Главные задачи технической реставрации данного произведения были следующие: восстановить размер давшего усадку холста, уложить закрытые вздутия и жесткий кракелюр, восстановить связь между слоями грунта, заделать прорывы. Надпись на обороте холста делала нежелательным применение дублирования.

Реставратору было предложено укреплять картину со стороны холста. Нанесенный с тыльной стороны клей легко насытил бы тонкий коричневый слой грунта и позволил склеить его с верхним более толстым и малогигроскопичным. Целесообразность данного приема вызвана еще и тем, что жесткие закрытые вздутия могли быть примяты при проглаживании с лицевой стороны. Для того, чтобы уложить их на прежнее место, недостаточно одной лишь растяжки холста, жесткому белому слою грунта нужно еще придать эластичность.

Для подготовки к укреплению заклеенную папиросной бумагой картину сняли с подрамника и закрепили на раздвижном рабочем подрамнике с помощью бумажных полей (эти полосы не увлажнялись). Края прорывов соединили встык 4%-ным ПВБ, в места выкрошек нитей вклеили волокна холста. Лишь после этого увлажнили поля. Очищенную от пыли оборотную сторону проклеили 5%-ным осетровым клеем, пластифицированным медом (в отношении 1:1 к весу сухого клея) и осторожно разбили клинками. Укрепляли с оборота частями. На протертый пиненом участок холста спустя 5 минут наносили 4%-ный рыбий клей с медом (1 : 1 к весу сухого клея), проглаживали через фторопластовую пленку, затем через папиросную бумагу до полного высыхания укрепляемого участка.

В завершение участок проглаживали с лицевой стороны через байку по увлажненной профилактической заклейке. Для поддержания постоянной температуры утюг был подключен к сети через реостат с напряжением 80 v. Так обработали всю оборотную поверхность картины. На наиболее поврежденных участках процесс повторили несколько раз. Нужно было следить, чтобы нанесенная пленка была ровной и клей не вытекал за пределы укрепляемого участка. На местах, подвергнутых многократной обработке, излишки клея удаляли проглаживанием через влажную марлю, хорошо всасывающую клей, затем через сухую байку. В процессе работы подрамник понемногу раздвигали клинками.

В результате проведенного процесса удалось уложить жесткий кракелюр и закрытые вздутия, на которых были утраты красочного слоя по гребням вздутия или кракелюр-разрывы. Часть мелких закрытых, напоминающих жгутики вздутий не уложилась. На них наложили компрессы из яичного желтка и пинена (1:1) на 3 часа. Яичный желток удаляли теплым осетровым 4%-ным клеем с медом (1 : 1 к весу сухого клея) и затем укрепляли тем же клеем закрытым способом. Размягчившиеся вздутия удалось уложить настолько, что они уже не мешали восприятию рисунка.

Так как результат позволял отказаться от дублирования, укрепление было завершено проглаживанием через слегка увлажненную марлю и сухую папиросную бумагу для полного удаления клея с оборота холста. После чего были подведены кромки, картина натянута на авторский подрамник (рис. 7 б, 9).


Рис. 7. А Ф. Ризенер. Портрет А.Д. Олсуфьева» (1817—1818 гг.): б) после реставрации

Рис. 9. Фрагмент того же портрета после реставрации

После технической реставрации в процессе утоньшения лака «Портрет А. Д. Олсуфьева» А. Ф. Ризенера демонстрировался на выставке «Реставрация музейных ценностей в СССР» в мае 1977 г.1

Во время укрепления было замечено, что при проглаживании с оборотной стороны лаковое покрытие не изменялось, в то время как при длительном укреплении с лицевой стороны часто появляются участки разложившегося лака, устраняемые впоследствии регенерацией. По-видимому, и по отношению к красочному слою данный способ является более щадящим.

«Южный пейзаж» М. И. Лебедева (?) принадлежит к широко распространенной в первой половине XIX в. технологической группе произведений масляной живописи, написанных на покупных загрунтованных холстах. Об этом свидетельствуют особенности кромок картины и состав грунта. Микрохимический и рентгеноструктурный анализы позволяют утверждать, что грунт представляет собой смесь свинцовых масляных белил и мела с незначительной добавкой железоокисного пигмента, придающего грунту теплый оттенок. Грунт нанесен в два приема на проклейку из животного клея и тщательно отшлифован. В грунтах фабричных холстов отсутствовали характерные для ремесленных грунтов XVIII в. промежуточные рыхлые цветные слои.

Фактура живописи «Южного пейзажа» заставляет предположить, что автор работал над ним несколько сеансов. Вся поверхность земли написана по тонкому прозрачному подмалевку, сделанному умбрами и золотистыми охрами. Подмалевок ясно виден между редко положенными мазками первого плана. Его теплый тон ощутим и под более слитной поверхностью освещенной части дороги и пригорка. Деревья выполнены поверх ранее написанного неба по хорошо высохшему светло-голубому слою. Листва передана группами мелких четких мазочков и прозрачных пятен жидкой краски.

По признакам живописной манеры «Южный пейзаж» не может быть приписан кисти М. И. Лебедева (1811 —1837 гг.), который сильно нагружал краску, изображая деревья, и сразу энергично «завязывал отношения» больших масс будущего произведения.

Естественное старение красочного слоя и грунта привело к образованию жесткого среднесетчатого грунтового кракелюра, утрате эластичности холста, ослаблению его связи с грунтом. Вокруг фигурного прорыва (около 8 см по горизонтали и 6 см по вертикали) с нитями, осыпавшимися по краям холста, — значительная по площади утрата красочного слоя вместе с грунтом.

На остальной части картины живопись утрачена лишь по линии изломов от внутренних граней подрамника, по нижнему краю картины и в верхнем левом углу; в верхней левой части имелись закрытые вздутия красочного слоя (рис. 10 а, 11).


Рис. 10. M . И. Лебедев (?) «Южный пейзаж»: а) до реставрации

Рис. 11. Фрагмент той же картины до реставрации

Чтобы реставрировать картину, не прибегая к дублированию, нужно было восстановить эластичность грунта и холста, избежать прохождения клея при укреплении и так подвести реставрационный грунт определенного состава вокруг прорыва, чтобы при высыхании он не дал усадку и не вызвал деформацию.

В процессе работы по методике ВНИИР картину укрепляли рыбьим клеем с добавкой пинена, кроме того, оборотную сторону холста очищали от загрязнений способом, применяемым при реставрации хрупкого текстиля. Об успешном использовании этого способа при укреплении картин на холсте упоминает Б. Холлстрем в статье «Заметки о дублировании» [10].

Первый этап реставрации — вклейка недостающих нитей в месте прорыва. Благодаря тому, что капля 4%-ного ПВБ способна удерживаться на кончике иглы, склеивали конец каждой из оборванных нитей с новой, восстанавливая их плетение на большей части прорыва. Дальнейшую обработку прорыва выполняли по методике склейки прорывов встык.

Картину закрепили на раздвижном рабочем подрамнике на бумажных полях, но не заклеивали профилактической заклейкой, чтобы не вводить клей до начала укрепления.

Укрепляли картину частями. Сначала укрепляемый участок протирали со стороны холста дистиллированной водой с добавлением 10 г этилового спирта и 5 капель глицерина на 100 г воды. Тампон был лишь слегка влажным. При протирке удаляли сильное поверхностное загрязнение холста. Затем укрепляемый участок с лицевой стороны протирали пиненом. Когда пинен частично испарялся, наносили 4%-ный осетровый клей с медом; без проглаживания клей «уходил» вслед за пиненом в глубь кракелюра. Под картину подкладывали байку. Наносили второй слой клея той же концентрации, но с добавкой пинена (1 ч. пинена, 10 ч. жидкого клея) и участок заклеивали папиросной бумагой. Проглаживали через фторопласт и байку. В процессе работы оборотную сторону слегка протирали водой с добавками. Проглаживали попеременно с лицевой и с оборотной сторон до полного высыхания профилактической заклейки и оборота холста. В конце обработки байку вынимали и картину проглаживали на деревянном столе через слой папиросной бумаги при температуре утюга 60—70° С.

Так было укреплено все произведение живописи. Контрольное удаление заклейки показало, что картина стала эластичной и укрепилась, но кракелюр до конца не уложился. Повторно укрепили всю поверхность. Размер укрепляемого участка был увеличен в два раза (первоначально — 15x18). Байку не подкладывали, холст увлажняли лишь в местах стыков прежней профилактической заклейки. Концентрация и состав клея оставались прежними. После второго проглаживания поверхность картины была полностью выровнена (рис. 10 б, 12).


Рис. 10. M . И. Лебедев (?) «Южный пейзаж»: б) после технической реставрации

Рис. 12. Фрагмент той же картины после технической реставрации

Для подведения грунта на участке вокруг прорыва профилактическую заклейку удаляли. Поверхность обнаженного холста заполнили волоконцами холста, приклеенными 4%-ным ПВБ слоем, почти равным толщине грунта и красочного слоя. После чего нанесли три слоя грунта из мела и 10%-ного поливинилового спирта. Каждый из них просушивали 24 часа. Отшлифованный грунт просушили и поставили под пресс на несколько дней. Подвели кромки на клею, и картину натянули на подрамник с помощью обычных клещей для натяжки.

К достоинствам предложенного метода можно отнести краткость тепловой обработки (лишь двукратное проглаживание каждого участка), незначительное количество введенного клея (два слоя 4%-ного клея), при вторичной заклейке бумагой клей уже удерживался на поверхности и был удален вместе со слоем папиросной бумаги. Увлажнение оборотной стороны дистиллированной водой с добавками спирта и глицерина, сделанное в процессе укрепления, способствовало восстановлению эластичности холста и грунта и тем самым выравниванию ее поверхности.

Метод следует применять при реставрации картин, имеющих негигроскопичный, содержащий много масла грунт, разорванный среднесетчатым кракелюром с хорошей связью красочного слоя и грунта.

__________

1 Полностью реставрация была завершена в апреле 1978 г.
Первоисточник: 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ. 8(38) 1983. ВНИИР
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.