ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Произведение масляной живописи как многослойная структура (основа, грунт, красочные слои, лаковое покрытие) существует до тех пор, пока сохраняется связь между слоями. Нарушения связи происходят потому, что процесс старения в каждом из слоев происходит по-разному. «Масляная живопись, — говорит шведский химик и реставратор Ф. Макес,— является типичной коллоидной дисперсией, в которой зерна пигментов окружены молекулами поверхностно-активных жирных кислот. Масляные покровы предотвращают взаимный контакт между отдельными частями пигмента» [10, с. 9]. Старение красочного слоя определяется медленным процессом образования линоксина в высыхающих растительных маслах. Пленка линоксина, взятая отдельно, очень прочна. Она выдерживает нагрев до 100° С, относительно стойка к растворителям. Но в красочном слое картин, выполненных в классической технике, помимо масел, присутствуют лаки мягких смол, особенно в завершающих слоях. Добавление смолы значительно влияет на растворимость линоксина, делая его чувствительным к температуре и растворителям. Эти свойства состаренного красочного слоя заставляют при разработке методик стремиться к уменьшению температуры нагрева и очень осторожному применению растворителей.

Старение грунта будет протекать по-разному в зависимости от того, преобладают ли в нем клей или масла, а также от послойного строения грунта. Соответственно и результат укрепления во многом зависит от того, с чем приходится соединяться вводимому адгезиву — с состаренным клеем или маслом. С точки зрения технологии, грунт — самая изменчивая часть структуры картины. При выборе способа укрепления следует учитывать свойства грунта, так как именно они в большинстве случаев определяют ход старения и вид разрушений.

Холст в процессе старения значительно утрачивает механическую прочность, деформируясь вслед за растрескавшимся грунтом, при этом сохраняется способность холста реагировать на изменения температурного и влажностного режима.

По нашему мнению, успех укрепления определяется не только свойствами адгезива самого по себе, хотя они и очень важны, но и умением разобраться в специфике послойной структуры картины и, следовательно, правильно определить повреждение и вид укрепления.

Для иллюстрации приведем реставрацию четырех произведений, укрепленных без последующего дублирования: 1. Савеля1, копия с И. Барду. «Портрет князя М. Н. Волконского с семьей», между 1788— 1810-ми гг. (реставратор Л. И. Яшкина); 2. М. А. Молинари. «Портрет графа К. А. де-Бальмена», 1810—1812 гг. (реставратор М. Н. Алексеева); 3. А. Ф. Ризенер. «Портрет А. Д. Олсуфьева», 1817—1818 гг. (реставратор Е. Ю. Иванова) [17]; М. И. Лебедев (?). «Южный пейзаж», (реставратор Е. Ю. Иванова).

Эти произведения отражают технологические типы картин, характерные для второй половины XVIII — первой половины XIX в., а степень их разрушения и виды повреждений достаточно типичны и сложны. К каждой из картин был применен индивидуальный способ укрепления.

__________

1 К сожалению, мы знаем только имя этого художника, который, очевидно, был крепостным А. М. Голицына. Первые три картины принадлежат Зарайскому краеведческому музею, последняя — Костромскому музею изобразительных искусств.
Первоисточник: 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ. 8(38) 1983. ВНИИР
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.