ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Произведение масляной живописи как многослойная структура (основа, грунт, красочные слои, лаковое покрытие) существует до тех пор, пока сохраняется связь между слоями. Нарушения связи происходят потому, что процесс старения в каждом из слоев происходит по-разному. «Масляная живопись, — говорит шведский химик и реставратор Ф. Макес,— является типичной коллоидной дисперсией, в которой зерна пигментов окружены молекулами поверхностно-активных жирных кислот. Масляные покровы предотвращают взаимный контакт между отдельными частями пигмента» [10, с. 9]. Старение красочного слоя определяется медленным процессом образования линоксина в высыхающих растительных маслах. Пленка линоксина, взятая отдельно, очень прочна. Она выдерживает нагрев до 100° С, относительно стойка к растворителям. Но в красочном слое картин, выполненных в классической технике, помимо масел, присутствуют лаки мягких смол, особенно в завершающих слоях. Добавление смолы значительно влияет на растворимость линоксина, делая его чувствительным к температуре и растворителям. Эти свойства состаренного красочного слоя заставляют при разработке методик стремиться к уменьшению температуры нагрева и очень осторожному применению растворителей.

Старение грунта будет протекать по-разному в зависимости от того, преобладают ли в нем клей или масла, а также от послойного строения грунта. Соответственно и результат укрепления во многом зависит от того, с чем приходится соединяться вводимому адгезиву — с состаренным клеем или маслом. С точки зрения технологии, грунт — самая изменчивая часть структуры картины. При выборе способа укрепления следует учитывать свойства грунта, так как именно они в большинстве случаев определяют ход старения и вид разрушений.

Холст в процессе старения значительно утрачивает механическую прочность, деформируясь вслед за растрескавшимся грунтом, при этом сохраняется способность холста реагировать на изменения температурного и влажностного режима.

По нашему мнению, успех укрепления определяется не только свойствами адгезива самого по себе, хотя они и очень важны, но и умением разобраться в специфике послойной структуры картины и, следовательно, правильно определить повреждение и вид укрепления.

Для иллюстрации приведем реставрацию четырех произведений, укрепленных без последующего дублирования: 1. Савеля1, копия с И. Барду. «Портрет князя М. Н. Волконского с семьей», между 1788— 1810-ми гг. (реставратор Л. И. Яшкина); 2. М. А. Молинари. «Портрет графа К. А. де-Бальмена», 1810—1812 гг. (реставратор М. Н. Алексеева); 3. А. Ф. Ризенер. «Портрет А. Д. Олсуфьева», 1817—1818 гг. (реставратор Е. Ю. Иванова) [17]; М. И. Лебедев (?). «Южный пейзаж», (реставратор Е. Ю. Иванова).

Эти произведения отражают технологические типы картин, характерные для второй половины XVIII — первой половины XIX в., а степень их разрушения и виды повреждений достаточно типичны и сложны. К каждой из картин был применен индивидуальный способ укрепления.

__________

1 К сожалению, мы знаем только имя этого художника, который, очевидно, был крепостным А. М. Голицына. Первые три картины принадлежат Зарайскому краеведческому музею, последняя — Костромскому музею изобразительных искусств.
Первоисточник: 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ. 8(38) 1983. ВНИИР
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.