ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

1 См.: Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 34.

2 См.: Рябова М. П. О некоторых принципах и проблемах реставрации музейных тканей.— В кн.: Семинар «Проблемы музейного хранения, консервации и реставрации произведений декоративно-прикладного искусства». М., 1972, с. 176— 198.

3 Московский областной краеведческий музей (г. Истра), инв 1051.

4 См.: Александрова-Дольник Т. Н. Шитье московской мастерской XVI века.— «Вопросы реставрации». Вып. 1. М., 1926, с. 129.

5 Вологодский областной краеведческий музей, инв. 5588, 5589.

6 См.: Александрова-Дольник Т. Н. Шитье московской мастерской XVI века.— «Вопросы реставрации», вып. 1, с. 133.

7 См. там же, с. 132—133.

8 Загорский гос. историко-художественныи музей-заповедник, инв. 2437.

9 Произведения принадлежат Загорскому гос. историко-художественному музею-заповеднику, инв. 412, 413.

10 Основа — льняной холст, прокладываемый между фоном и изображением, обычно прошиваемый.

11 См.: Каталог III реставрационной выставки. М., 1927, с. 24.

12 Загорский гос. историко-художественныи музей-заповедник, инв. 361.

13 Там же, инв. 408.

14 Владимиро-Суздальский историко-художественныи и архитектурный музей -заповедник, инв. 2157.

15 Ростовский историко-художественныи музей, инв. 20223.

16 См.: Мартин Альберт, Фултон Джордж. Теория и технология химической чистки. М., 1959, с. 3.

17 Там же, с. 3—4.

18 См.: Рябова М. П. Новый метод реставрации древнерусского шитья.— Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2, Загорск, 1958, с. 43—46; см.: Рябова М. П. Основные принципы реставрации тканей и шитья.— «Вопросы реставрации». М., 1960, с. 159.

19 Загорский гос. историко-художественныи музей-заповедник, инв. 5552.

20 Рентген сделан в 1958 г. ГЦХРМ М. П. Виктуриной.

21 См.: Маясова Н. А. Два произведения художественного шитья XVII века.— Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2, с. 44—46.

22 Моршанский краеведческий музей, инв. 4436.

23 Химические анализы записи сделаны химиком Всесоюзно-Художественного научно-реставрационного Центра Н. Хлебушкиной.

24 Пелена в процессе реставрации экспонировалась в мае—июне 1977 года на выставке «Реставрация музейных ценностей в СССР».

25 Вологодский областной краеведческий музей, инв. 5588/2.

28 Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, инв. 11018.

27 Череповецкий краеведческий музей, инв. 382/1.

28 Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник, инв. 12912.

29 Смоленский обл. краеведческий музей, инв. 4049.

30 Московский областной краеведческий музей (г. Истра), инв. 1223.

31 Астраханский областной краеведческий музей, инв. 882. Не фиксировано одно сокращение под титлой, так как на нем уже утрачена четкость проколов, фиксация букв могла быть неправильной.

32 Гос. Русский музей, инв. 264.

33 ЦГА. Москва, оп.-1, ед. хр. 26, 1921, л. 14 об.

34 Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник, инв. 3800. Датировано по документам музея.

35 На ткани ожерелья жемчужная нить лежала без настила, что хорошо прослеживается по остаткам подлинного крепления, в виде двух вытянутых прямоугольников (один больше другого ровно вдвое), которые, являясь частью рисунка, заключают внутри себя украшения из металла с накладным жемчугом. Жемчужное шитье этой вещи придает законченность форме уложенных украшений, определяет переднюю и заднюю часть ожерелья и подчеркивает место пуговиц и петель. Жемчуг по ткани и по металлу положен методом «низанья», поэтому монтировочная реставрационная нить, повторяя подлинный рисунок, закрепила оставшийся жемчуг и фиксировала утраты в той же технике. В противном случае, отказываясь от цельной нити жемчужной связки, мы могли бы это сделать методом «сажанья», не имеющим отношения к технике этого памятника. Археологическая сохранность вещи заставила особенно тщательно продумать приемы укрепления украшений. Под хрупкие тонкие полувыгнутые золотные украшения была подведена легкая, но твердая основа. Отверстия «мертвого» коричневого жемчуга сильно увеличены. Некоторые жемчужины потеряли перламутровое покрытие и приобрели сплюснутую форму, они подвижны на нити, продернутой внутрь отверстий, стенки которых по краю обострились и представляют опасность для быстрого перетирания нити. Во избежание этого реставрационная нить выбрана необходимой толщины, плоская, мягкая, упрочнена протиркой воска. В процессе реставрации технологическое переплетение ткани, рисунок, краситель исследованы, была выполнена в цвете реконструкция на бумаге. Ожерелье представляет узкую (2 см) полоску, поэтому полного раппорта ткани не прослеживается. См.: Червяков А. Ф. Седьмая реставрационная.— «Декоративное искусство», 1974, № 12, с. 35.

36 Калужский краеведческий областной музей, инв. 8418.

37 Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник, инв. 12910.

38 Вологодский обл. краеведческий музей, инв. 5589.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.