ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 


159. Пелена «Богоматерь Владимирская». XVII в. Московский областной краеведческий музей, г. Истра. До реставрации

160. Пелена «Богоматерь Владимирская». После реставрации

Сохранившиеся следы игольных проколов в виде бугорков, которые видны на фрагментах пропавшего шитья, будь то изобразительные элементы тонкого шелкового шитья без настила или имеющие бесценное документальное значение исторические вкладные и литургические надписи, отмечаются в документации и фиксируются реставрационным швом тонким пунктиром. Так фиксирована и снова целиком прочтена частично исчезнувшая шитая вкладная надпись на большом воздухе 1466 года31, вложенном Еленой Верейской в Архангельский собор Московского Кремля. Воздух оказался единственной подписной вещью этого времени. Следы в редких случаях сохранившейся авторской прориси закрепляются химическим путем, обретая при этом эффект проявления (большей интенсивности). Так это было на шитой иконе с изображением апостола Петра XV века32, на которой частично фиксировался рисунок деталей исчезнувшего шитья на лике святого. Такие прориси сохранились на ряде вещей.

Аналогично теперь восполняются и фиксируются места подлинных украшений (жемчуга, драгоценных камней), что существенно расходится с мнением реставрационного «положения» 1921 года33.

На месте утрат остается специальный настил из вспомогательного материала, сохранивший подлинное направление рисунка. На настиле всегда остаются резко обозначенные стежки поперечной прикрепы из толстой двойной нити после каждого зерна, образующие гнезда, которые свидетельствуют о количестве жемчужин, ритмично идущих вдоль пастила. В фондах музеев должны быть обозначены на вещах осыпи, к тому же величину жемчуга можно подобрать по оставшемуся первоначальному на самой вещи и по ширине настила.

Реже на ранних произведениях древнерусского шитья жемчуг сажали без настила. В настоящее время известны два таких памятника, происходящие из Новгорода. Это поручи Варлаама Хутынского (XIIв.) и женское ожерелье (XV в.) 34, археологического происхождения, недавно реставрированное. Они представляют собой очень редкие памятники древнерусского орнаментального шитья и имеют несомненную ценность. Проведены расчистка от археологических наслоений, укрепление оставшихся деталей ожерелья и фиксация рисунка жемчужного низанья по следам подлинных креплений35.

В реставрации произведений древнерусского шитья подлинные детали шитья и ткачества при выцветании не тонируются, а только подвергаются консервационно-укрепляющим операциям. Шитье укрепляют натонированной дублировочной ткани в цвет фона. Это полупрозрачная ткань без выраженного фактурного переплетения. В местах утрат она дает пассивное цветовое заполнение. Чуждые цветовые акценты голубых, синих и некрашеных основ, просвечивающих через утраты фона, пропадают. Каждый цвет композиции приобретает звучание от равномерного распределения цвета по плоскости фона. Эта операция рассчитана на консервационное укрепление произведения шитья с учетом задач тонально-конструктивного объединения фона и шитой части.


161. Покров с изображением Пафнутия Боровского. 1633. Калужский областной краеведческий музей. До реставрации

162. Покров с изображением Пафнутия Боровского. После реставрации

Примером подобных реставраций могут служить вышеупоминавшийся большой воздух 1466 года из Астрахани или покров 1633 года с изображением Пафнутия Боровского36. Фон покрова из мелкотравчатой «брусничной» камки, постепенно разрушаясь, провисал отдельными фрагментами по всей поверхности. Выцветание его оказалось неравномерным, поэтому при тонировании дублировочного материала под такой фон было использовано семь полутонов одного цвета для объединения всей тонируемой площади покрова. Тонировочной тканью наращены углы к пелене XV века с изображением Распятия37.

В тех случаях, когда ткань фона имеет нити основы и утка разного цвета (как, например, атлас), тонирование в местах утрат (где видны нити основы) проводится в цвет нитей утка реставрационной нитью путем штриха, который одновременно тонирует и укрепляет разрушенные площади сечений. Примером может быть вышеуказанная пелена с изображением Николы Можайского (XVI в.) или хоругвь с изображением Поклонения Кресту (XVII в.)38.


157. Пелена с изображением Николы Можайского. Московская мастерская. XVI в. Моршанский краеведческий музей. В процессе реставрации

158. Пелена «Богоматерь Знамение». Конец XVII — начало XVIII в. Владимиро-Суздалъский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. В процессе реставрации

Произведения древнерусского лицевого шитья, встречающиеся в практике реставратора, чрезвычайно разнообразны. Складывающаяся система реставрационных принципов при всей ее гибкости не может все-таки учесть неповторимую индивидуальность каждого произведения и его состояния. Поэтому к решению актуальных для современной реставрации проблем историко-художественного восстановления памятников древнерусского шитья должен привлекаться широкий круг авторитетных специалистов, несомненно, заинтересованных в сохранении и изучении этих ценных произведений национальной русской культуры.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.