ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Известно, что «во всей области технологии... существует очень не много тем, которые затрагивали бы такое большое количество областей науки, как это свойственно текстильной химии»16. Ткани «представляют собой в высшей степени сложные вещества, как в отношении химическом, так и физическом» 17. Произведения древнерусского шитья, объединяющие несколько разных материалов, включая фон, основу, подкладку, технический настил и шитье, по своей структуре многослойны. В зависимости от температуро-влажностных условий и влияний окружающей среды текстильные волокна почти никогда не бывают в состоянии покоя и в зависимости от своего вида способны по-разному поглощать и удерживать влагу. Лен, как известно, при своей гигроскопичности быстро поглощает и быстро отдает влагу. Поэтому шелковая ткань фона, лежащего на льняной основе, обезвоживается, что вызывает излишние движения в системе волокон и способствует нарушению физической структуры ткани. По нашему мнению, именно это обстоятельство явилось одной из основных причин быстрого разрушения подлинных фонов лицевого шитья. Исходя из этого естественно сделать вывод, что при необходимости введения реставрационного фона не следует соединять в одном памятнике ткани, столь несовместимые по своему характеру. Это обстоятельство налагает ответственность при выборе материала для восстановления фона. Лучше всего, как нам кажется, роль фона может выполнять ткань с бумажной нитью, обладающая устойчивыми защитными свойствами, теплоизолирующей способностью, легкостью удельного веса и подвергающаяся меньшим влажностным колебаниям. Эти ценные качества хлопчатобумажного волокна способствуют созданию постоянного микроклимата для дублированных на него шелковых тканей и шитья.

Практическое применение предложенных нами проектов восполнения фонов в произведениях древнерусского лицевого шитья связано с решением следующих задач: 1) исчерпывающее изучение химических и физических характеристик материалов, наиболее целесообразных в качестве реставрационных фонов; 2) необходимость промышленного выпуска тканей, удовлетворяющих определенным требованиям. Ткани для реставрационных фонов должны обладать следующими качествами: 1) ткань должна быть прочной, то есть с повышенной круткой волокна, и изготовлена из высококачественного сырья, шелковой по основе и хлопчатобумажной по утку; 2) ткань должна быть без набивного и ткацкого узора — полотняного переплетения, преломляющего световые лучи, полуматовой, утолщенной, с зернистой фактурой; 3) ткань должна быть выкрашена прочным красителем в цвет подлинника.

Применение этих положений при индивидуальном творческом подходе к каждому конкретному памятнику, как нам кажется, послужит практическому решению одной из насущных проблем в области сохранения, восстановления и консервации произведений древнерусского художественного шитья.

Один из важнейших процессов реставрации — раскрытие от поздних наслоений — кроме раскрытия от позднейших фонов заключает еще целый ряд проблем, связанных с характером восполнений. К ним относится раскрытие шитья от записей различными красителями. Состав применяемых красителей (краски масляная, клеевая, темпера) губительно действует на шитье и ткань, поэтому записи, не представляющие художественной ценности, как правило, удаляются. Современной реставрационной практике известны расчистки шитья от различных записей: маслом с грунтом и без грунта, клеевыми красками и темперой 18. Чрезвычайно эффективной представляется реставрация покрова XVII века с изображением Александра Невского 19, личное шитье (лик и руки) которого было записано масляными красками по грунту из свинцовых белил20. В результате проведенной реставрации стала возможной атрибуция покрова, происходящего из знаменитых златошвейных мастерских Строгановых21.


155. Покров с изображением Александра Невского. Строгановская мастерская. XVII в. Деталь. Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник. В процессе реставрации

156. Покров с изображением Александра Невского. После реставрации

Большую сложность представляла разработка метода расчистки записи пелены XVI века с изображением Николы Можайского22. Насквозь пропитанное олифой произведение, записанное темперой, а по каймам, где слой записи особенно толстый, прописанное поверх жидким серебром23, утратило пластичность волокна. Поэтому ткань с оборотной стороны в процессе раскрытия пластифицировалась гигроскопическими составами. Атласный фон средника и кайм с хорошо сохранившимся под записью первоначальным цветом, но имеющий значительное количество утрат, был укреплен и одновременно тонирован путем прошивки шелковым штрихом в цвет утратившегося утка.

Уже пробные расчистки показали, что под записями скрывается первоклассный памятник древнерусского шитья, который можно отнести к московской художественной школе конца XVI века24.

На целом ряде произведений шитья конца XVII—XVIII веков встречаются низкое по художественной значимости личное шитье с позднейшей записью. Лики на этих пеленах шиты обыкновенно прямым застилом, без обозначения направления по мускулам, с сухой схематичной разделкой черт лица черным шелком. Поверх такого шитья наложена масляная роспись в обычной живописной традиции XVIII века. Примером могут служить две пелены: с изображением Григория и Дмитрия Прилуцких25. Снятие записи на этой пелене сделано только в сегменте на лике Христа, лики основных изображений оставлены расписанными. Подобным образом реставрирована и пелена с изображением Богоматери «Знамение»26. Записанные лики и руки Богоматери и Христа расчищены целиком. В подобных случаях перед реставратором встает вопрос — не был ли шитый слой своеобразным подстилом под роспись, что вполне соответствует вкусам XVIII века? От разрешения этого вопроса полностью зависит характер реставрации: удаление живописного слоя или его сохранение.

В реставрационной практике иногда встречаются произведения с большими утратами первоначального шитья на личных и доличных изображениях, часто поновленных в XVIII—XIX веках путем бессистемного наложения стежков нитей, как правило, далеких по цвету от первоначального решения, или же наложением тканых галунов, которые при реставрации обычно снимаются. Исключением являются поздние шитые надписи, которые, по нашему мнению, необходимо оставлять на произведении, так как они представляют ценную информацию, связанную с различными периодами исторического существования памятника: сообщают имена поновителей, вкладчика или святого, изображенного на произведении. Даже вновь сшитая литургическая надпись отвечает почти всегда назначению вещи. Во все периоды реставрационной практики поздние шитые надписи снимали, что не совпадает с нашей сегодняшней точкой зрения. Этот спорный вопрос требует скорейшего разрешения.

В древнерусском шитье фрагментарные утраты при сохранившейся основе иногда не восстанавливаются, а проводится только их консервация.

Утраты прикрепы, составляющие узор, при сохранившемся художественном настиле, шелковом или золотом, восстанавливаются по аналогии сохранившихся повторов орнамента. Эта мера сочетает художественно-восстановительную цель с консервационной функцией, так как стежки, положенные в определенном порядке, восстанавливают рисунок и прикрепляют художественный настил. Примером может быть реставрация хоругви с изображением Сошествия во ад (XVII в.)27 и ряд других вещей.

Окончательно не решенным, но всегда принципиальным вопросом, в некоторых случаях требующим индивидуального подхода, является вопрос о возможности восстановления шитья в случае сквозных утрат. Наиболее компромиссным при этом является подведение реставрационной основы или фона с условным маскировочным штрихом в случае, если это доличное, как на пелене с изображением Николы Зарайского (XVII в.) 28. Для сквозных утрат шелкового шитья «с прикрепой» материал подбирается легче. Сквозные утраты на ликах при реставрационных восстановлениях должны быть технически отражены с оборотной стороны ярко выраженной вставкой и цветом. Подобный случай за многолетнюю практику встретился только один раз — это реставрация пелены с изображением Казанской Богоматери29. Более частым случаем разрушения личного являются разрывы вследствие тяжести собственного веса шитья при его вертикальном экспонировании. Разрушения такого рода могут привести к полному выпадению целых деталей ликов и рук. Детали эти укрепляются путем пластического стыка на реставрационной основе. Такой реставрации подвергалась пелена с изображением Владимирской Богоматери (XVII в.) 30. На вышеупомянутой плащанице Старицких наметился сквозной разрыв вдоль верхней части носа Христа и в ряде других мест. В период последней реставрации 1974 года произведены стыки этих разрывов.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.