ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 


151. Покров с изображением Козьмы Яхромского. Персам четверть XVII в. Владимиро-Суздалъский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. До реставрации

152. Покров с изображением Козьмы Яхромского. После реставрации

Переложенные во время монастырских ремонтов на поздние фоны произведения часто получали иное функциональное назначение, утрачивали свои первоначальные размеры, пропорциональные соотношения составных частей, а шитые композиция, растягиваясь и стягиваясь при перешивках, деформировались. Поэтому при восполнении фонов перед реставраторами иногда встает задача восстановления четкой структуры памятника на основе изучения самого произведения и других вещественных и документальных материалов. Необходимо подчеркнуть, что выявление закономерности «взаимодействия между изображением и форматом произведения» — процесс, требующий индивидуального подхода, научно обоснованного в каждом отдельном случае. Примером может быть реставрация покрова с изображением Авраамия Ростовского XVI века 15. Размер и формат покрова был восстановлен по сохранившейся ранней подкладке, которая в период поновления была наращена поздней тканью. Ширина кайм была восстановлена благодаря сохранившимся проколам иглой на подкладке, так как каймы по внутренней линии обычно прикреплялись к подкладке. Таким образом, в некоторых случаях можно определить ширину и длину первоначального средника покрова.


153. Покров с изображением Аераамия Ростовского. XVI в. Ростовский историко-художественный музей. До реставрации

154. Покров с изображением Авраамия Ростовского. После реставрации

Цвет — один из главных и могучих средств древнерусского искусства, от которого во многом зависит создание целого художественного образа. Поэтому мы предлагаем реконструкцию цветового фона специальным дублировочным материалом. Условность — необходимое качество научной реставрации — в данном случае проявляется в том, что вводимая реставрационная ткань не имитирует утраченный фон по фактуре и волокну. Таким образом, цель данного предложения способствует, с одной стороны, частичному восстановлению художественно-исторического образа древнего памятника, а с другой стороны, не позволяет даже при визуальном исследовании спутать подлинные ткани с реставрационными. Примером может быть реставрация плащаницы Старицких 1561 года, где была вдублирована по абрису рисунка композиции полухлопчатобумажная ткань без узора в цвет сохранившейся темно-красной подлинной камки. Эта реставрация совместила художественные и консервационные цели, так как голубая основа получила множество разрывов от тяжести шитой металлом композиции при ее вертикальном экспонировании. Вся история смены фонов прошла через реставрацию плащаницы Старицких 1561 года, ибо подлинный фон темно-красного цвета в конце XVIII века был заменен, как мы видели, зеленым атласом; в 1920 году она была укреплена на голубой крашенине, а в наше время снова консервирована на фоне первоначального цвета.

Постановка реставрационного фона — один из важных консервационных моментов, так как дублировочный материал, выполняя роль опоры, предохраняет шитье от разрушения. К тому же многолетние исследования сложных свойств различных текстильных волокон показали, что некоторые из них способствуют более или менее благоприятному микроклимату произведения.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.