ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

В неотвратимом процессе естественного старения всего произведения фон — обычно самая ранимая часть, что и вызывало на протяжении многовекового существования памятников его иногда неоднократное обновление. Естественно, что обновители, а впоследствии и реставраторы каждого периода приходили к своему решению, отражавшему вкусы времени, утилитарно-художественные потребности, понимание исторического значения памятника, неизбежно исходя из реально существовавших возможностей 2.

Как правило, поновления в средневековый период и до середины XVIII века не привносили в памятник композиционных и цветовых несоответствий, что способствовало сохранению его стилевого единства. Органичность этих переделок, проявившаяся в несомненном художественном такте, деликатном отношении к цвету нового фона, отражает силу средневековой традиции, объединявшей на протяжении нескольких веков духовную мысль, художественный язык и технические приемы русского искусства. В подобных случаях памятники не нуждаются ни в каком ином вмешательстве, кроме консервационного. Как на пелене XVII века с изображением «Рождества Богоматери»3. Напротив, поновления, относящиеся к периоду окончательного разрушения нормативной системы средневекового искусства (конец XVIII—XIX в.), резко диссонируют с общим художественным стилем памятника. Прогресс в производстве отечественных тканей, появление анилиновых красителей, а вследствие этого и новых цветовых оттенков, конечно, не могли не отразиться на характере переделок культовых вещей того времени. Мишурные отделки, украшения, буйство дешевого блеска, привнесенное в произведения, выдержанные в духе символики, канона и художественных особенностей средневекового периода, производят антихудожественное впечатление.


149. Покров с изображением Ефросиний Суздальской. XVI в. Владимиро-Суздалъский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. До реставрации

Занимавшиеся раскрытием памятников шитья от поздних наслоений реставраторы 1920-х годов первые отмечали всю нелепость смешений стилей и материалов4. Для создания «благолепия» шитье покрывали записями, поздними украшениями в виде галунов, блесток, разноцветных стекол, мишуры, памятники перекраивались, порой монтировались из разновековых деталей с искажением иконографии, с утратой шитых деталей композиции. Была введена широкая практика замены обветшавших или утраченных фонов.


150. Пелена с изображением Николы Зарайского. Конец XVI в. Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник. До реставрации

Однако в хаосе церковно-монастырских поновлений шитья, в большинстве, как казалось, бессистемных, открываются закономерности, связанные с фоновыми обновлениями. Произведения, входившие в один и тот же ансамбль, при поновлений объединялись одинаковыми или близкими по цвету фонами, украшениями, составляя в некотором роде комплект шитой утвари, каждая вещь которого приобретала значение части в едином целом. При этом древние ткани, глубокие по цвету и контрастные по сочетаниям, заменяли тканями светлых хрупких тонов и нежных сочетаний, излюбленными в XVIII веке. Фоновые поновления конца XVIII века памятников, происходящих из интерьера Спаса-Преображенского собора Прилуцкого монастыря под Вологдой, были осуществлены в единой цветовой гамме шелковых тканей голубых я розовых тонов (хоругви XVII века) 5. Видимо, не только бережливостью рачительного хозяина можно объяснить распоряжения Московского митрополита Платона, при котором в 1793—1796 годах велось обновление шитой утвари Троице-Сергиева монастыря, употреблять от одного куска яркого зеленого атласа, как справедливо отмечает Т. Н. Александрова-Дольник, «не считаясь с целесообразностью сочетаний тонов нового фона и шитых изображений» 6. Помещая вещи в один интерьер, поновители хотели их объединить, выбрав одно из могучих средств для этой цели — цвет. Наши исследования показали, что поновления фонов конца XVIII века в Троице-Сергиевом монастыре были основаны на зеленых, голубых и желтых сочетаниях. В 1920 году от зеленых фонов были расчищены плащаница Старицких 1561 года и хоругвь 1650 года7. При реставрации в 1974 году плащаницы XIV века 8 выяснено, что она имела фон светло-голубого атласа, фрагменты которого до сих пор сохранились под вырезанной композицией шитья. До настоящего времени сохранились ткани голубого средника на покрове с изображением Сергия Радонежского 1425 года и беленых кайм на пелене 1499 года, и в ряде других вещей, независимо от вида ткани, повторялись фоны того же колорита 9. В результате шитая утварь, входившая во внутренний ансамбль Троицкого собора, после поновления приобрела значение единого комплекта. Таким образом, пренебрегая первоначальным цветовым колоритом, игнорируя и не понимая средневековой цветовой символики, поновители конца XVIII—XIX века стремились преодолеть стилевое несоответствие разновековых памятников, находящихся в одном интерьере, и создать целостное художественное впечатление от внутреннего убранства храма, основанное на понимании гармонического единства уже во вкусе Нового времени.

Научная реставрация, зародившаяся в 1920-е годы, получила сложное наследие от предшествующих поколений. Предложенные ее представителями принципы постановки реставрационного фона определили важность раскрытия его от поздних наслоений, его консервационное значение и условность цветового решения. Материалом реставрационных фонов была избрана «крашенина» — выкрашенный чаще в голубой или синий цвет холст, применявшийся в практике «строения» древнерусских пелен в качестве основы10. Иногда шитые детали перекладывали на некрашеный холст". Голубой холст не может быть, однако, признан нейтральным. Более того, он чужд самому произведению. При фрагментарно сохранившихся тканях средника и кайм, местами просвечивающей основы иногда не голубого цвета (красного, коричневого, зеленого, темно-синего или некрашеного холста) использование голубой крашенины порождает разноцветье лицевой части. Например, в пелене с изображением «Троицы» XV века 12, где подлинная основа из некрашеного холста, фон кайм песочного цвета, а средника темно-коричневый, почти черный, введенный в лицевой части цвет голубого холста является уже четвертым. Упоминавшаяся выше плащаница Старицких 1561 года получила голубой фон основы13, на котором местами сохранились куски подлинного фона красной шелковой камки.

Учитывая несомненную культуру решений, предложенных реставраторами 1920—1930-х годов, необходимо продолжить и творчески развить, наиболее удачный из них на наш взгляд.

Предлагаемые нами практические решения восполнения утраченных фонов в произведениях лицевого шитья связаны с исключительно важным моментом цветовой реконструкции первоначального фона, поисками материала, физические и химические свойства которого обеспечивают максимальную консервацию произведения. Характер и степень раскрытия древних произведений от поздних наслоений, в частности от фонов XVIII—XIX веков, в каждом случае сугубо индивидуальны. Однако в подавляющем большинстве фоны XVII—XIX веков удаляются, так как их художественное качество низкое, а особая технология производства тканей XVIII—XIX веков обусловила их ускоренное старение. Именно этим объясняется удручающая сохранность многих поздних фонов, дошедших до состояния руины, как это мы видим на среднике покрова XVII века с изображением Козьмы Яхромского 14. Утративший прочность фон влияет на состояние самой шитой композиции, теряющей опору и провисающей, что ускоряет старение па разрыв.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.