ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

1 Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966, с. 298.

2 Масперо Г. Египет. М., 1916, с. 106.

3 См.: там же, с. 154, 324, 326; Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Л.—М., 1961, с. 392, 403, 405.

4 См. в кн.: Античные поэты об искусстве. М., 1938.

5 См.: Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1965, с. 109; П о л и б и й. Всеобщая история, т. 32. М., 1899, с. 181; Павсаний. Описание Эллады, т. 2. М., 1938, с. 299; Плиний. Об искусстве. Одесса, 1918, с. 20.

6 См.: Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Государственный Эрмитаж. Пг., 1924, с. 10; Ж е б е л е в С. А. Теория Фуртвенглера о копиях греческих статуй. Спб., 1897.

7 См.: Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Государственный Эрмитаж, с. 10.

8 См.: Плендерлис Г.-Дж. Консервация древностей и произведений искусства.—ВЦНИЛКР, Сообщения, 10—11. М., 1964, с . 135; Magi F. Ie ripristino del Laoconte. Atti della Pontificia Academia di Archeologia, Seria III, Memoric, vol. 9. Vatican, 1960, p. 8—9; Poulsen Т . Е . Reconstruction of the Lisippian Socrates. From the Collections of the Ny Carlsberg Glyptothek. Copenhagen, 1939, p. 168—182.

9 См.: Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры. Пред. Г. Кпзериц-кого. Спб., 1901, с. 123, 152, 154.

10 Павсаний. Описание Эллады, т. 1. М., 1938, с. 349. Этот Дамофонт не только реставрировал прославленную скульптуру работы Фидия, но и самостоятельно ваял, а кроме того, занимался копированием известных произведений (см.: Ж е-б е л е в С А. Теория Фуртвенглера о копиях греческих статуй, с. 9; Павсаний. Описание Эллады, т. 1, с. 349—350, т. 2, с. 199, 273, 284).

11 Павсаний. Описание Эллады, т. 1, с. 253.

12 Транквилл Гай Светонпй. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966, с. 97, 122, 305.

13 См.: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962, т. 2, с. 68.

14 См.: Жебелев С. А. Введение в археологию, ч. 2. Пг., 1923, с. 57.

15 См. там же. с. 81; Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры. М., 1971, с. 12.

16 См.: Жебелев С. А. Введение в археологию, ч. 2, с. 74.

17 См.: Вазари Джордж о. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, т. 2. М, 1956, с. 193. В настоящее время находится в Уффици во Флоренции.— См.: Долгова Е. Флоренция. Картинная галерея Уффици. М., 1904, с. 42.

18 В а з а р и Д ж о р д ж о. Жизнеописание..., т. 2, с. 556. А. Парончи воспроизводит статую Марсия и пишет, что эта мраморная статуя I в. н. э. из музея Уффици (Флоренция), реставрацию которой Вазари приписывает Донателло, и что она имеет красные прожилки и поэтому называется «красной». Сам же А. Парончи,хотя и считает стилистически голову Марсия близкой манере Веррокио, связывает эту реставрацию с творчеством Микеланджело. См.: Michelangelo: the sculptor by Alessandro Parronchi, t. 1. Firenze, 1969, p. 29—30.

" См.: Долгова Е. Флоренция. Картинная галерея Уффици, с. 38; Клейн В. О. О задачах музея слепков. М., 1916, с. 53. Клейн на основании археологических исследований и стилистических сравнений доказывает, что восстановление Микеланджело произвольно и не соответствует первоначальной форме скульптуры.

20 Вазари Джордж о. Жизнеописание.., т. 5. М., 1971, с. 221—222.

21 Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим. М., 1958, с . 414, 422, 445.

22 W e i I P. D. Contribution towards a History of sculptural techniques. I. Orfeo Bos-seli on the restoration of antique sculpture. Conservation, vol . 12, N 3, 1967, p . 90.

23 В а з а р и Д ж о р дж о. Жизнеописание.., т. 3. М., 1970, с. 300—301.

24 Современные итальянские искусствоведы, демонстрируя в Ватикане Лаокоона, высказывают мнение, основанное на удачности и качестве реставрационных работ, что реставрация Лаокоона принадлежит Микеланджело.

25 См.: Жебелев С. А. Введение в археологию. Ч. 2, с. 74; Благовещенский Н. А. Винкельман и поздние эпохи греческой скульптуры. Спб., 1891, с. 15.

26 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972, с. 243.

27 См.: Жебелев С. А. Введение в археологию. Ч. 2, с. 74.

28 Бернини Л. Воспоминания современников. М., 1965, с. 261—262.

29 Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры , с . 169.

30 W ell P. D. Contribution towards a History of sculptural techniques, p. 95.

31 Neubser Maria. Die Erganzung der Venus von Aries. Ein Beitrag zur Geschichte des Nationalen klassizismus in Frankreich. Belvedere. 1928. Bd 13, September-Heft, p. 55.

32 См.: Б е р н и н и Л. Воспоминания современников, с. 351.

33 См.: Neusser Maria . Alessandro Algardi als Antikenrestaurator. Belvedere. Bd, Juli-Heft, 1928, p. 3—9.

34 См .: Weil P. D. Contribution towards a History of sculptural techniques, p. 82— 101.

35 См. Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Государственный Эрмитаж, № 49, 218, 228, 233; Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. Л., 1974, с. 182, 184, 189.

38 См.: Жебелев С. А. Введение в археологию, ч. 2, с. 74.

37 К л е й н В. О задачах музея слепков, с. 31.

38 Винкельман Иоганн-Иоахим. Избранные произведения и письма. М.— Л.. 1935, с. 327.

39 Там же, с. 209—210.

40 Там же, с. 213.

41 См.: Благовещенский И. М. Винкельмап и поздние эпохи греческой скульптуры, с. 147.

42 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции, с. 149—150. См. также: Леви Э. Греческая скульптура. Пг., 1915, с. 10.

43 В а з е р. Греческая скульптура в ее важных произведениях. М., 1914, с. 56.

44 Ж е б е л е в С. А. Введение в археологию, ч. 2, с. 75.

45 Weil P. D. Contribution towards a History of sculptural techniques, p. 99.

46 Цит. по кн.: Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры, с. 54.

47 См.: Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969, с. 379.

48 См.: Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры, с. 30—33, 67.

49 См.: Ленинград. Монументально-декоративная скульптура XVIII — XIX вв. М.— Л., 1951, с. 330.

50 Моррис Уильям. Искусство и жизнь. М., 1973, с. 401—414. 51 См.: Ж е б е л е в С. А. Введение в археологию, ч. 2, с. 68.

52 См.: Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекция. М., 1947, с . 30; Rathgen Fr. Die Konservierung von Altertumsfunden. Berlin, 1898; Rathgen Fr. Verfall und Brhaltung von Altertumsfunden. Berlin, 1912.

53 К л в й н В. О задачах музея слепков, с. 57.

54 Там же, с. 51. Пример этого — части метопы с южной стороны Парфенона — «Бой лапифов с кентаврами», попавшие в Британский, Копенгагенский музеи и Лувр.

55 Там же, с. 40.

56 ВальдгауерО. Ф. Античная скульптура. Государственный Эрмитаж, с. 10.

57 См. там же, с. 11; Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве, с. 295.

58 Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим, с. 445.

59 См.: Яхонт О. Реставрация памятников античной скульптуры.— «Художник», 1972, № 8; Каталог VII выставки произведений изобразительного искусства, реставрированных Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской именп академика И. Э. Грабаря (1944—1974). М., 1975, с. 219.

60 См.: X а р к о Л. П. Античная женская головка в Останкинском музее.— «Труды секции искусствознания» — РАНИИОИ. Вып. 2. М., 1928, с. 87—92.

61 См.: Яхонт О. О принципах реставрации каменной скульптуры.— «Художник», 1973, № 12.

62 Г р а б а р ь И. Э. О древнерусском искусстве, с. 298.

63 Цит. по кн.: Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры, с. 74.

64 Г р а б а р ь И. Э. О русской архитектуре, с. 379—380.

65 Там же.

66 См.: Крестовский И. В. Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации мраморной скульптуры. Л., 1934. Автор предлагал старые приемы восполнений с использованием ниронов и скоб, изготовлением отверстий в оригинале и т. д., иллюстрируя как это производить (см.: с. 47—50).

67 Цит. по кн.: Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры, с. 94.

68 См.: Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве, с. 295—298; Грабарь И. Э. О русской архитектуре, с. 379—380; Фродль Вальтер. Критерии оценки памятников и их исследование в реставрационной практике. М., 1975, с. 2—3.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.