ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Одним из самых распространенных и наиболее опасных приемов (который до сих пор не изжит в реставрационной практике) является подготовка «гнезда» или «моста» для жесткого крепления восполняемого фрагмента: срубка камня на месте скола, подшлифовка площадки для склейки, вырубка гнезда, сверление отверстий для штыря-пирона66. Все эти действия производятся на авторской поверхности подлинника, оставляя на нем необратимые следы (глубокие отверстия, подшлифованные плоскости и т. д.). Грустный пример этого — удручающий вид некоторых древних произведений, у которых после удаления поздних искажающих восполнений зияют глубокие отверстия на месте носа (хотя ранее на этом месте был незначительный скол). Соблюдая первейшее «золотое» правило реставрации — сохранение в неприкосновенности авторского материала, авторской основы, — нужно всегда иметь в виду (и соглашаться с этим), что доделка может отвалиться. Как правило, это и происходит, несмотря на размеры пирона: увеличение длины и толщины пирона не столько спасает памятник, сколько приводит к большим необратимым разрушениям. Причина непрочности подобных реставрационных работ заключена в слабой механической устойчивости традиционных реставрационных клеев и мастик (шеллака, магнезита, казеина, гуммиарабика, гипса и т. д.). В настоящее время в реставрационную практику поступило большое количество новых синтетических материалов, технические данные которых открыли весьма значительные возможности для реставрации скульптуры при строгом соблюдении положений реставрационной науки.

Группы высокопрочных клеев — такие, как эпоксидные, цианакрилатные, полиэфирные, и т. д.— гарантируют высокое качество склейки без применения металлических пиронов и без вырубки площадок, гнезд и т. д., то есть с сохранением неприкосновенности авторского матерала, авторской основы. Швы, сколы, трещины заделываются полимерными мастиками, которые модифицируются путем количественных соотношений нейтральных наполнителей в зависимости от необходимого цвета, прозрачности, пористости, зернистости и других декоративных свойств. Этот метод сейчас получил всеобщее признание. Примером его применения может быть реставрация скульптуры из ангидрита «Сидящий мальчик» работы А. Матвеева (Саратовский художественный музей им. Радищева), уже названные работы М. Антокольского «Иван Грозный» и неизвестного итальянского скульптора «Старик» и т. д.


146. А. Т. Матвеев. Сидящий мальчик. Ангидрит. Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева. До реставрации

147. Сидящий мальчик. После реставрации 1975 г.

Вне сомнения, для этого необходимы как постоянная помощь, консультации химиков, так и непосредственное изучение химии ряда полимеров, умение с ними работать, соблюдение правил, пропорций химических составов и т. д. Необходимо точно знать технические возможности этих материалов, постоянно делать опыты и контролировать их качество на химическую нейтральность, декоративную устойчивость, долговечность, усадочность, механическую прочность, способность окрашивать или ожирять камень, их адгезию к данной породе камня и т. д.

Одним из преимуществ новых синтетических материалов является возможность точно соблюдать правило восполнения по аналогии.

Вырубка утраченного фрагмента из камня (традиционно выполнению произведения) обязательно несет на себе следы индивидуальности скульптора-реставратора, что нарушает документальную и художественную ценность произведения. Выполнение утраченного фрагмента путем формовки и отливки из синтетического материала по научно обоснованной объемно-пространственной аналогии дает документальную точность восстановления. При этом процессе с применением различных красителей и наполнителей в синтетический материал достигается большая имитация декоративных свойств авторского камня. Большим преимуществом нового метода является то, что с помощью специальной аппаратуры (в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах) восполнение из синтетических материалов всегда можно обнаружить.

Анализируя причины многочисленных реставрационных работ, приходится констатировать, что они возникают из-за нарушения элементарных основ хранения произведений в музее. До сих пор в ряде музеев мирятся с тем, что мраморные и гипсовые скульптуры хранятся в неприспособленных условиях, в сырых, грязных и пыльных помещениях, под колпаками из оберточной бумаги, полиэтилена или грязной и сырой парусины. Ведь известно, что от соприкосновения с ними на мраморе остаются темные неудалимые пятна, а от сырости камень поражается различными грибками и лишайниками, часто неудалимыми, продукты которых разрушают поверхность камня. Иногда можно встретить на мраморе инвентарные надписи химическими карандашами и чернилами или масляной краской. Связующее последней глубоко впитывается мрамором и образует почти неудалимые бурые пятна. Отсюда становится ясным, что главнейшая задача и хранителя и реставратора — своевременная стабильная профилактика, своевременное предохранение произведений от загрязнений и повреждений.


148. Инвентарные записи химическим карандашом па мраморной скульптуре — распространенный пример повреждений в музеях

Одной из важнейших работ сотрудников музея и реставраторов является ведение документации. Это касается и записей хранителя по происхождению, движению экспоната, по учету и хранению, это касается и обязательной фотосъемки скульптуры (не менее чем с трех сторон, что в дальнейшем поможет при необходимости точнее проводить реставрацию) и самое главное — ведение документации по реставрационным работам. Ведь основным источником информации для историков и теоретиков искусства являются сами произведения искусства. Поэтому если в результате неверных реставрационных работ будет искажен любой из пластов «культурного слоя» или не будет зафиксировано какое-либо изменение (стилистическое, потеря каких-то деталей или какое-либо другое), то памятник безвозвратно утратит в определенной мере свою научно-художественную ценность. Важно не забывать, что долговечность скульптуры возрастет, если количество поводов для реставрационных работ сократится. Ошибочно надеяться на то, что реставратор, будь он хоть сверхталантливый, способен создать произведение, превосходящее художественную ценность утраченного оригинала. «Искусство реставратора не создано для полетов, — писал ведущий итальянский реставратор Джованнони, — оно состоит из наблюдений, терпеливой и молчаливой работы, из аналитического и детального исследования и систематизации, скромного самоотречения, которое толкает реставратора к тому, чтобы посвятить себя реставрации целиком, чтобы рассматривать свою работу как работу для памятника, а не для реставратора. При этом реставратор должен быть и художником, и ученым, и опытным конструктором, и вместе с тем и хорошим организатором целого цеха мастеров и опытных производителей работ»67. Самое ценное профессиональное качество современного реставратора, которое должно сохраняться у нас всю жизнь, как верно отмечали И. Грабарь и В. Фродль68, — это крайняя осторожность и самокритичность в ведении своих работ. Только тогда мы можем говорить о современной реставрации не как о превратно понятом соавторстве или своеобразном художническом соревновании скульптора-реставратора с автором самого произведения (какую форму она носила раньше), а как о строго научной деятельности.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.