ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 


141. А, С. Голубкина. Евангелист Петр. Гипс тон. Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Москва. До реставрации

142. Евангелист Петр. После реставрации

Лишь после изучения фотоматериалов музейных архивов, крупнейших книгохранилищ, собраний русской скульптуры, когда было найдено аналогичное произведение с сохранившимися подлинными фрагментами — в Музее истории религии и атеизма в Ленинграде ( в вариантах Гос. Русского музея, Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, музея в г. Николаеве и т. д. эти детали утрачены), была произведена реставрация, которая состояла в следующем: с сохранившегося подлинника был сделан слепок фрагмента и по нему восстановление креста и четок в синтетическом материале, имитирующем мрамор, — для экземпляра Третьяковской галереи. В случае же отсутствия точных аналогий или документальных подтверждений верности авторской форме реставрированного креста 20-х годов восстановление на скульптуре не должно было иметь места. «Восстановлению подлежит только то, что непререкаемо дается во время процесса раскрытия, что доказано с абсолютной точностью. <...> Реставрация, научно обоснованная, возражений не встречает» 65. Это позволяет почти полностью исключить влияние субъективных данных исполнителя-реставратора на интерпретацию выполняемого фрагмента, на сам реставрационный процесс. Таким же путем были восстановлены утраченные фрагменты на рельефе «Евангелист Петр» А. Голубкиной и модели памятника Гоголю Н. Андреева. Помимо восстановления на основе объемно-пространственных аналогий возможна реставрация с использованием фотографического материала — но подобные работы должны распространяться лишь на восстановление чисто геометрических деталей, являющихся скорее архитектурными компонентами или оформлением в инертных участках памятника. При этом на самом памятнике должно сохраняться достаточно моментов, дающих право точно восстановить объем, форму, фактуру и другие качества утраченной детали. Примерами подобной реставрации служат восстановление навершия креста в надгробии М. М. Голицыну работы С. С. Пименова и монограммы «МПС» в надгробии М. П. Собакиной работы И. Мартоса, находящихся в филиале Научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева (филиал — Донской монастырь). Ведь современная научно-реставрационная деятельность не должна быть соавторством или своеобразным художническим соревнованием реставратора с автором самого произведения. Реставрация должна являться строго научной деятельностью по консервации и в крайнем случае научно обоснованному восстановлению при наличии объемно-пространственного идентичного произведения.


143. С. С. Пименов. Надгробие М. М. Голицыну. Мрамор, гранит, бронза золоченая. Научно-исследовательский музей русской архитектуры им. А. В. Щусева (филиал — Донской монастырь), Москва. До реставрации

144. Надгробие М. М. Голицыну. После реставрации

145. Надгробие М. М. Голицыну. Документальный материал для реставрации — фотография конца XIX — начала XX в. (из архива И. Э. Грабаря).

В связи с тем, что в последнее время исключительно активизировалась реставрационная деятельность не только в нашей стране, но и во всем мире (вряд ли мы сможем назвать музей, в котором в эти годы не прошел бы реставрацию какой-либо экспонат), вопросы границ и задач реставрации приобретают необычайную остроту. У ряда сотрудников музеев эта активность вызывает желание привести все экспонаты в «идеальное» состояние — новизны или «первоначальный вид». Вне сомнения, здесь сказывается неверное понимание деятельности реставраторов по возрождению дворцов и парков г. Пушкина, Павловска, Петергофа, уничтоженных в Великую Отечественную войну, деятельность польских реставраторов по возрождению Варшавы, Гданьска, Вроцлава и т. д. Нужно помнить, что восстановление этих городов и их памятников построено на основании точных документов: обмеров, планов, архивных данных, фотографий, аналогичных произведений и т. д. — то есть на основании научных данных. Необычайный объем работ объясняется колоссальностью повреждений, но это не должно вызывать сомнений в научной обоснованности работ. Возрождение скульптурного ансамбля Петергофа производилось путем реставрации разбитых мраморных подлинников и путем механического повторения произведений, сохранившихся в центральных музеях страны (с произведений, аналогичных утраченным, снимались формы и отливались вновь). Для возрождения центральных трех скульптур («Самсон» — М. Козловского, «Нева» — Ф. Щедрина, «Волхов» — И. Прокофьева) была проведена колоссальная научная подготовка материалов (фотографии, планы, обмеры, аналогии, анализы пластики и т. д.). И хотя возрожденные скульптуры являются, по существу, «макетами» погибших, они выполняют свою основную роль — создают эффект стилевого единства и выразительности паркового ансамбля. Вне сомнения, эти работы — явление исключительное — не могут и не должны являться правилом для музейных коллекций, цель которых спасение, сохранение и предотвращение от гибели подлинных произведений искусства. Поэтому в музее сотрудники и реставраторы обязаны предохранять экспонаты от научно необоснованных действий, которыми чревато привлечение к реставрационным работам случайных неопытных (неаттестованных) людей, применение при промывке скульптуры сильных реактивов и аброзивных материалов, приводящих к повреждению и утрате авторской поверхности; реконструкции и восполнения без объективных объемно-пространственных аналогий (без наличия идентичного произведения в том или ином материале, слепка, копии и т. д.); технически несовершенные реставрационные работы, использование устаревших, вредных для памятника приемов реставрации и другие недопустимые действия.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.