ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Исходя из той же первичной задачи музейной работы — сохранения и спасения памятника, отказа от реставрации ради самой реставрации, — многие античные памятники могут быть сохранены в прежнем восполненном состоянии. Это и эрмитажные «Эрот, натягивающий тетиву на лук», восполненный в античное время, и бюст юного Каракаллы, восполненный несколько веков назад, и многие другие скульптуры. Не прибегая к крайнему реставрационному вмешательству, не разбирая памятник, а лишь путем чисто профилактических работ — удаления загрязнений, — можно получить весьма содержательный и выразительный материал. Для проведения же более глубокого исследования можно прибегнуть к химическим и физическим анализам, к специальной аппаратуре (к рентгеносъемке, изучению в ультрафиолетовых лучах и т. д.). Само же античное произведение после удаления загрязнений обычно не раздражает наш глаз пестротой швов, разноцветьем патины. Повторяя слова А. Франса, уместно напомнить, что древний памятник — «это книга, в которой каждое поколение написало по странице. Не надо портить ни одной из них» 63. Таким образом, реставрированное произведение радует глаз искушенного зрителя, внушает уверенность в подлинности античных частей памятника, сам процесс постепенного их выявления доставляет наслаждение. Так, несмотря на то, что в бюсте юного Каракаллы подлинный античный мрамор в отдельных местах — лицо и локоны, спадающие на лоб, — были сильно очищены от темной коричневой патины, все же он визуально отличим; восполненные же части головы и бюста уже приобрели хотя и более светлую, но приятную патину, которая местами прерывается новыми, более поздними вставками.

Предложенные пути подхода к сохранению и реставрации древней скульптуры кажутся наиболее оптимальными. Реставрация же поздних произведений может быть как аналогичной, так и иметь свои пути решения. Поступившая из музея-усадьбы «Архангельское» мраморная скульптура «Старик» итальянского ваятеля XVIII века была разрушена ввиду сильного корродирования кованого железного штыря-перона, соединяющего восполнения начала XIX века. Реставрация начала XIX века была проведена, видимо, после повреждения скульптуры во время нашествия французов в 1812 году. Реставратор — возможно, крепостной художник— восполнил ноги и часть руки пластически весьма наивно и неумело и с техническими просчетами (кованый железный штырь без свинцовой обкладки), что и вызвало необходимость повторных реставрационных работ.

Как и в предыдущем случае, мог возникнуть вариант удаления поздних восполнений, исказивших оригинал. Но отказаться от восполнений, сделанных полтора столетия назад в самой усадьбе и исторически и стилистически с ней связанных, считалось недопустимым. Ведь следы реставрации тех лет имеются на многих скульптурах этой усадьбы, то есть оригинал и восполнения — явления исторически близкие, и сама реставрация стилистически обусловлена оригиналом. Но самое важное — фрагментарное состояние декоративной скульптуры второстепенного неизвестного мастера не представляет достаточную историческую, да и художественную ценность для музея-усадьбы. Сохраняя же их единство, мы тем самым раскрываем и усиливаем их художественную и историческую значимость для конкретного усадебного музея (и как художественно-декоративного элемента и как свидетеля исторических событий).

В результате работа реставратора заключалась в удалении корродированных пиронов и в сборке разрушенных фрагментов.

Можно предположить другой вариант реставрации поздней скульптуры, когда есть точная аналогия первоначального вида произведения: гипсовая авторская модель, точное повторение в мраморе или в другом материале и т. д. В этом случае современному реставратору целесообразно отказаться от восполнений, искажающих первоначальный замысел автора (при условии, если эти восполнения не представляют самостоятельной художественной ценности — например, они могли быть выполнены самим автором — в таком случае это был бы уже новый авторский вариант произведения).


137. М.М. Антокольский. Иван Грозный. Мрамор. ГТГ. До реставрации

138. Иван Грозный. Фрагмент до реставрации,

739. Иван Грозный. Фрагмент после реставрации 1974 г.

140. Иван Грозный. Общий вид после реставрации 1974 г.

Примером реставрации по точной аналогии является восстановление мраморной скульптуры М. М. Антокольского «Иван Грозный» из Гос. Третьяковской галереи. В скульптурной композиции недавно по нелепой случайности исчезли четки с крестом. Музейными хранителями была предложена фотография как основной документ для восполнения, сделанная незадолго до утраты фрагментов. По свидетельству одного из старейших сотрудников музея, утраченный крест был восполнен неизвестным скульптором в 20-е годы XX века взамен утраченного еще ранее первоначального креста. В то же время музейные сотрудники, как и реставраторы, находили стилистическое несоответствие формы креста самому произведению. Поэтому музейные сотрудники предложили «улучшить» форму креста, взяв за основу подлинный крест Ивана Грозного из Гос. Исторического музея. Как и восстанавливать крест по фотографии, не проверив по архивным данным и аналогичному произведению, соответствует ли его форма первоначальной авторской, так и «улучшать» его, исходя из предположений,— все эти пути решения были бы неверными. При научно обоснованной реставрации не должно быть «никаких домыслов, дополнений по чутью, по догадке, никакой любительской отсебятины» 64, важно восстановить только то, что имеет документальные основания, и так, как это выполнил автор произведения. Ведь для своей работы художник может взять иной прообраз, чем тот, который кажется достоверным сотрудникам музея.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.