ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Конечно, необходимо напомнить, что уничтожение доделок, выполненных в прошлые века, явится и утратой одной из областей истории культуры — истории реставрации.

В последнее время удаление поздних восполнений начали проводить не только в музеях с экспозицией, организованной по историческому принципу, но и в музеях-усадьбах, где эти экспонаты являются частью стилистически давно сложившегося интерьера (дворцы-усадьбы Архангельское, Останкино, Павловск и т. д.). А между тем мы сталкиваемся с самостоятельной проблемой, требующей своего метода решения. Объясняется это обстоятельство тем, что любой экспонат музея-усадьбы является подчиненным основной теме музея, отражает историю культуры определенного времени. Освобожденные от позднейших доделок фрагменты античной скульптуры, будучи закреплены на современных геометрических подставках, дисгармонируют с интерьерами музеев-усадеб, бережно сохраняющих обстановку русской культуры XVIII — XIX веков.


134. Эллинистический скульптор. Голова Афродиты. I в. н. э. Мрамор. Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Москва. Реставрация конца XVIII в.

Одним из современных путей решения данной проблемы является реставрация античной головки Афродиты из Останкинского дворца-музея творчества крепостных, в процессе которой была найдена методика, имеющая скорее больше практическое, чем прикладное, значение в реставрации античных произведений, находящихся в экспозиции музеев-усадеб. Реставрация античной головки Афродиты из Останкинского дворца-музея имеет свою историю59. По данным, опубликованным в 1920-е годы исследователем античного искусства Л. Харко, стало известно, что в конце XVIII века античный памятник поступил к последнему владельцу — Шереметеву— и, вероятно, тогда был реставрирован60. Реставратором, видимо, невысокого профессионального уровня была частично удалена с поверхности золотисто-коричневая патина и восполнены затылочная часть головы и верхняя часть бюста. Восполнения сильно исказили форму головы. В этой статье Л. Харко было предложено, исходя из сложившегося положения в античной науке и довольно невысокого пластического качества самой реставрации, удалить реставрационные восполнения.

Вопрос этот был поднят вновь через сорок пять лет в связи с тем, что была выявлена опасность разрушения памятника: стало заметным корродирование железных штырей-пиронов, соединяющих восполненные части с античным фрагментом. Из практики известно, что при корродировании железные пироны значительно увеличиваются в объеме и изнутри, разрушая его внутрикристаллические связи61, разрывают мрамор на куски. После выявления положения пиронов при рентгеносъемке восполнения были осторожно удалены.


136. Голова Афродиты. В процессе реставрации. Снимок в ультрафиолетовых лучах раскрытого в процессе реставрации среза затылочной части головы с выявлением античной патины (темные места) и следов обработки троянкой в конце XVIII в. (светлые места)

Параллельно возникла новая проблема — сохранения данного произведения как важной части интерьера дворца XVIII века. Для ее решения необходимо было сохранить памятник в том виде, какой был придан ему в конце XVIII века, по-видимому, одним из крепостных художников, творчеству которых посвящен музей. Следовательно, удаление этих восполнений явилось бы значительной утратой для коллекции музея. Это заявление музея-владельца было неоспоримо, но неоспоримо было и мнение специалистов по античному искусству, которые считали, что сборка старых восполнений на античном оригинале не только его искажает, но и скрывает важные стороны в жизни памятника. Ведь после удаления восполнений стало возможным выяснить ряд важных моментов в истории памятника. Во-первых, по анализу патины в ультрафиолетовых лучах на сколе затылочной части и на шее стало видно, что античная головка претерпела несколько реставраций, первая из которых была проведена в античный период. Во-вторых, по ряду признаков стилистического и технического характера, некоторые из которых открылись после удаления восполнений, специалист по античному искусству, кандидат исторических наук Н. Лосева смогла переатрибуировать ее как произведение I в. н. э. (а не второй пол. II в. н. э., как он ранее был атрибуирован Л. Харко).


135. Голова Афродиты. После реставрации 1974 г. Слева — античный оригинал; справа — современный слепок с античного оригинала, вместе с восполнениями конца XVIII в.

Исходя из поставленных задач был найден новый путь выполнения реставрационных работ. Античный памятник, освобожденный от поздних доделок и закреплённый на отдельной подставке, был выведен из дворцового интерьера XVIII века: головку Афродиты, как произведение античного скульптора I века н. э., поместили в музее в специальном зале, не связанном стилистическими рамками. В то же время с античного памятника был выполнен имитирующий его слепок, на котором были закреплены все восполнения конца XVIII века. Таким путем реставратор сохранилисторически, художественно и стилистически важный экспонат музея, посвященного творчеству крепостных художников. Эта работа была водворена на старое место в интерьере, восстановив тем самым его стилевое единство.

Путь, примененный при реставрации головки Афродиты, может стать методом реставрации античных памятников, несущих на себе следы существенных переделок позднейших времен: с одной стороны — в том случае, если данное произведение является частью сложившегося в стилевом отношении интерьера; с другой стороны, его можно применять при раскрытии античных произведений, реставрация которых представляет самостоятельный историко-художественный интерес и является определенной частью истории культуры. (Примеры подобного рода произведений можно видеть в залах ленинградского Эрмитажа, парижского Лувра, ватиканских коллекций и т. д.).

Примененный при реставрации останкинской скульптуры метод отражает поиски современной научной реставрации, основные положения которой обоснованы в трудах И. Э. Грабаря. Научная концепция И. Э. Грабаря — это результат развития теории реставрации от И. Винкельмана, У. Морриса, Дж. Рескина и других теоретиков реставрации до наших дней, это результат многолетней практики реставрации (о которой было рассказано выше), В соответствии с научной концепцией И. Э. Грабаря, отдельные высказывания которого были приведены в начале статьи, реставрация античной головки Афродиты вызывалась прежде всего необходимостью спасения памятника. В то же время опасность утраты позднего «культурного слоя», имеющего историко-художественную ценность, привела к необходимости не только «записывать, зарисовывать, фотографировать, а даже делать копии» 62.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.