ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Второй принцип реставрационных работ, которого придерживаются немногие узкие специалисты по античному искусству, исходит из отказа от самой реставрации — отказа от каких-либо доделок, восстановлении утраченных частей в античном памятнике, отказа от вторжения в сохранившиеся фрагменты античной скульптуры, даже от удаления загрязнении Единственно, на что сторонники этого принципа порой соглашаются привлечь реставратора,— это минимальные конструктивно необходимые и научно обоснованные закрепления и соединения самих фрагментов — если в этом есть музейно-экспозицпонная необходимость. Этот же принцип одновременно утверждает необходимость освобождения ранее найденной античной скульптуры от позже восполненных фрагментов. Второе положение не стало правилом, но ему иногда следуют при реставрации памятников античной скульптуры.

Первый взгляд на реставрацию, как уже было замечено, не ограничивается каким-либо временем  или стилем реставрируемого памятника. Он может касаться любого музейного произведения, в том числе и античного. Это, грубо говоря, общий взгляд на задачу сохранения ценного произведения.

Второй принцип сравнительно молод. Он возник лишь в конце XIX века в результате многовековых опытов реставрации античной скульптуры. Первый же имеет длительную историю, восходящую своими истоками к глубокой древности.

Примеры восстановления каменной скульптуры уже встречаются в искусстве Древнего Востока. Наиболее известным памятником, который «на протяжении всего своего существования подвергался бесчисленным реставрациям» 2. может быть назван Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе, созданный в III тысячелетии до н. э. (Кстати сказать, в последние три года он вновь проходит капитальную реставрацию.) В ряде музеев Каира, Парижа, Лондона и Нью-Йорка находятся памятники, восстановленные в период древневосточных царств. Анализируя эти реставраторские работы, можно констатировать, что они имеют положительное значение, так как были направлены на сохранение древнейшего памятника, но нужно помнить, что при этом основной задачей являлось приспособление «старых» скульптур к новым идеологическим и политическим требованиям властвовавших фараонов. Поэтому нередко при восстановлении памятник переделывали, а порой намеренно искажали — узурпировали: в изображениях предшествующих фараонов по распоряжению новых правителей заменялись старые атрибуты и иероглифические тексты новыми, изменялись и портретные черты. Для примера можно назвать узурпированные при фараоне Рамзесе II колоссы Мирмасхау, огромное количество произведений периода Эхнатона и Тутанхомона, узурпированных поздними правителями Эйе и Харенхебом. Примером идеологического приспособления скульптур в эллинистический период, когда Египет утратил свою самостоятельность, может служить древняя статуяфараона, в которой лицо при поздней переделке приобрело портретные черты правившего в тот период римского императора Гая Юлия Цезаря3. В Древней Греции и Риме высоко ценили популярные произведения ваятелей. Античные писатели, поэты, ученые (Плиний, Полибий, Элиан, Апулей, Светоний, Ювенал, Павсаний и другие) сообщали о том, как гордились их современники произведениями скульптуры4, победители вывозили их как самый ценный трофей5, их многократно копировали 6 и, вне сомнения, — при необходимости реставрировали 7.

Некоторые музеи мира располагают статуями, сохранившими следы античного восстановления. Техническое качество этих восстановленных работ в то время было столь высоким, что места соединения, воссполненные фрагменты выявлялись неожиданно при исследованиях современной специальной аппаратурой 8.

В Гос. Эрмитаже в Ленинграде есть четыре скульптуры с античными восстановлениями утрат, среди которых — прославленный Эрот, натягивающий тетиву на лук, пляшущий сатир и т. д. В статуе Эрота с луком, вырубленной в паросском мраморе, античным реставратором из каррарского мрамора восполнены ноги9.

Об уважении к деятельности реставратора и определенных методах восстановительных работ свидетельствует греческий путешественник Павсаний (II в. до н. э.) в известном труде «Описание Эллады», сообщая о скульпторе Дамофонте, «который отлично пригнал и исправил слоновую кость на статуе Зевса в Олимпии (работы Фидия.— О. Я.), когда она стала трескаться и которому со стороны элейцев воздается великий почет» 10.

Павсаний зафиксировал также существование иного принципа реставрации древней почитаемой храмовой скульптуры, которое состояло в ее обновлении и приспособлении к культовым назначениям. Он свидетельствует, что сам видел, как в одном храме «одну из статуй подновила одна из Левкипид, бывшая жрицей у богинь, в честь которых был храм, заменив ей лицо, носившее черты древнего искусства, другим, сделанным по правилам искусства ей современного» 11.

Другой античный писатель Гай Светоний Транквилл приводит ряд характерных примеров узурпаторства римских императоров, переделывающих памятники древнегреческого искусства или портретные статуи предшественников в свои собственные изображения. Один из наиболее ярких примеров взят из жизни императора Гая Калигулы: «Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского (работы Фидия.— О. Я.), чтобы снять с них головы и заменить своими» 12.

Все эти примеры говорят о том, что в древнем мире мероприятия по сохранению и восстановлению почитаемых памятников чаще соседствуют со стремлением их приспособить к современным эстетическим и идеологическим потребностям общества, а иногда даже к переделке их, к искажению (узурпаторству).

В период средневековья задачи реставрации также определялись вкусом и воззрением господствующих классов — произведения скульптуры оберегали как предмет идеологической и политической значимости, а пострадавшие от войн или стихийных бедствий — восстанавливали, скорее, обновляли. Поэтому трудно назвать известный памятник этого периода, который не претерпел бы каких-либо изменений при этих работах. Примером может служить реставрация Василием Ермолиным Георгиевского собора в Юрьеве Польском в 1471 году: ему хотя и удалось сохранитьосновную часть великолепных резных рельефов, все же композиционно они были перепутаны, и храм значительно изменен по форме 13.

В то же время в период средневековья возникают более сложные и дифференцированные отношения к произведениям предшествующих культур. Мы не имеем основания утверждать, что на протяжении средних веков только уничтожались, узурпировались и переделывались все произведения античности. Рядом с основной тенденцией к уничтожению всех проявлений античного искусства (эдикт Феодосия II от 435 г. об уничтожении всех языческих храмов; ограбление Рима Нарсессом, императором Константой, Аларихом; завоевание крестоносцами Константинополя; широкое распространение пережигания мрамора античных статуй и построек — в Риме по этим печам был даже назван целый квартал 14 и т. д.) периодически возникали прямо противоположные точки зрения: распоряжение Константина Великого (IV в. н. э.) о сохранении скульптуры и запрещении ее снятия с древних зданий; Эдикт Майориана (от 558 г.); распоряжение короля остготов Теодориха Великого (нач. VI в.) о сохранении памятников Палатина в Риме, выделение на это 300 фунтов золота и назначение специального хранителя памятников искусства; распоряжение Карла Великого (VIII в.) о назначении хранителем произведений искусства и памятников Эйнхарда (будущего его биографа); декреты XII века об охране колонн Траяна, Марка Аврелия и т. д. 15. По-видимому, сложности идеологического и политического характера, изменение эстетических идеалов, психологизация искусства в период средневековья должны были найти отражение и в отношении к искусству прошлого.

Свидетельства регулярного обращения к восстановлению скульптуры дошли до нас от эпохи итальянского Возрождения, когда пробудился интерес к античной пластике, произведения которой тогда легко находили в земле Италии. Уже в X веке в Риме начались первые раскопки в поисках произведений искусства 16.

С эпохи Возрождения начинаются частые восстановления античных скульптур, что объясняется формированием из них больших коллекций. Так, Джорджо Вазари, художник и известный библиограф художников итальянского Возрождения, сообщает, что видел «...реставрированного скульптором Донателло [1386—1466] Марсия из античного белого мрамора, равно как и бесконечное количество античных голов, им восстановленных» 17 для коллекции Медичи, находящейся во Флоренции. Вазари рассказывает «...когда же Лоренцо1 [Медичи], в руки которого попал торс из красного камня с головой другого Марсия, весьма древний и гораздо более красивый, чем тот, захотел присоединить его к первому, он не мог этого сделать, потому что в торсе очень многого не хватало. Тогда он дал его закончить и отделать Андреа [Веррокио — 1435—1488], и тот приделал недостававшие этой фигуре ноги, ляжки и руки из кусков красного мрамора так хорошо, что Лоренцо остался весьма доволен и велел поставить ее насупротив первого с другой стороны ворот» 18.


131. Марсий. Римская копил. I в. н. э. Мрамор. Галерея Уффици, Флоренция. Реставрация Донателло

Микеланджело (1475—1564) также отдал дань восстановлению античной скульптуры — им была восполнена голова и кастаньеты в скульптуре Сатира с кастаньетами из галереи Уффици 19, а его слава начала расти после того, как стало известно, что скульптура Купидона, которая многими считалась античной, была выполнена им20.

Бенвенуто Челлини (1500—1571) вспоминал: «Я восстановил прекрасного мраморного Ганимеда ... из греческого мрамора ... вещь изумительную ... с такой крайней трудностью, где я понес гораздо больше труда, чем ежели бы я его сделал всего заново. <...> Исполнил и голову и руки и ноги ... и сделал ему орла, чтобы его окрестить Ганнмедом. Так как были найдены некие древности в округе Ареццо, среди каковых была Химера и ... множество маленьких статуэток, также из бронзы, каковые были покрыты землей и ржавчиной и у каждой из них не хватало либо головы, либо рук, либо ног ... я начал доделывать те члены, которых не хватало фигурам» 21.

«Большинство итальянских скульпторов XVI — XVII веков зарабатывали реставрационными работами. <...> Хотя в Риме находили больше, чем где-либо, образцов античной скульптуры, Рим отставал от Флоренции по количеству богатейших коллекций античности. Среди первых римских коллекционеров самым значительным был Андреа делла Балле»22, по заказам которого работал скульптор Лоренцетто.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.