ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КАМНЯ. Проблемы реставрации.

Яхонт О.В.

Пятьдесят лет назад Игорь Эммануилович Грабарь, выдающийся историк искусства и художник, определил ряд важнейших положений современной научной реставрации. Он считал, что «реставрация любого памятника искусства должна вызываться, прежде всего, необходимостью, и нельзя производить реставрации ради самой реставрации». Грабарь сравнивал реставрацию с хирургией, утверждая, что реставрация — «занятие но невинное, а крайне опасное и вынужденное». Грабарь выступал против превращения реставрации «по общему правилу, в восстановление, так как при восстановлении может случиться, что вкус реставратора повлечет за собой калечение памятника». И в то же время он считал, что удаление всех следов реставрационных работ, «приведение поврежденного памятника в тот вид, каким он вышел из рук творца, не всегда должно иметь место», так как «каждый слой имеет свою историю, бывают такие слои, которые созданы крупнейшими мастерами и удаление этих слоев было бы уничтожением художественных ценностей». Поэтому нужно помнить, что «основной стимул реставрационного деяния — стимул сохранения, спасения памятника» 1.

Это определение круга реставрационных работ (активно действующее в области реставрации живописи) должно занять важное место и в практике реставрации скульптуры. Особенно это важно сейчас, в связи с необычайным ростом реставрационной деятельности.

Всем известно, что в настоящее время в музейной практике сосуществуют два диаметрально противоположных взгляда на реставрационные работы в скульптуре.

Один — извечный и распространенный среди широкого круга музейных работников — утверждает необходимость активных и постоянных реставрационных работ, требует восстановления, доделывания всего поврежденного и утраченного, порой независимо от того, известно точно первоначальное состояние памятника или нет. Цель подобной работы — восстановление былого художественного значения скульптурного памятника, которое, по мысли заказчика, утратилось из-за, казалось бы, даже незначительного повреждения (повреждения в скульптуре, по мнению некоторых музейных работников, уничтожают целостное восприятие произведения, лишают возможности полноценного его созерцания). Поэтому, исходя из вкуса заказчика, иногда возникают частые повторные реставрации, так как предыдущие кажутся менее удачными и недостаточными для восстановления художественной выразительности древнего памятника. Встречаются случаи, когда некоторые музейные работники высказывают желание «улучшить» художественную выразительность памятника впроцессе реставрации, вплоть до его обновления, поновления: «сделайте так,чтобы скульптура была лучше, как новая и красивая». В результате памятник подвергается многим реставрационным вмешательствам: ото и переделка каких-либо фрагментов (для чего делаются дополнительные отверстия — гнезда в самой скульптуре), восстановление сколов, порой не столь заметных и значительных, это и многократное удаление загрязнений и пятен (иногда слишком активными веществами и аброзивами) и многие другие работы, которые часто бывают недостаточно обоснованы, но которыми в определенных благожелательных условиях увлекаются музейные хранители и реставраторы.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.