ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КАМНЯ. Проблемы реставрации.

Яхонт О.В.

Пятьдесят лет назад Игорь Эммануилович Грабарь, выдающийся историк искусства и художник, определил ряд важнейших положений современной научной реставрации. Он считал, что «реставрация любого памятника искусства должна вызываться, прежде всего, необходимостью, и нельзя производить реставрации ради самой реставрации». Грабарь сравнивал реставрацию с хирургией, утверждая, что реставрация — «занятие но невинное, а крайне опасное и вынужденное». Грабарь выступал против превращения реставрации «по общему правилу, в восстановление, так как при восстановлении может случиться, что вкус реставратора повлечет за собой калечение памятника». И в то же время он считал, что удаление всех следов реставрационных работ, «приведение поврежденного памятника в тот вид, каким он вышел из рук творца, не всегда должно иметь место», так как «каждый слой имеет свою историю, бывают такие слои, которые созданы крупнейшими мастерами и удаление этих слоев было бы уничтожением художественных ценностей». Поэтому нужно помнить, что «основной стимул реставрационного деяния — стимул сохранения, спасения памятника» 1.

Это определение круга реставрационных работ (активно действующее в области реставрации живописи) должно занять важное место и в практике реставрации скульптуры. Особенно это важно сейчас, в связи с необычайным ростом реставрационной деятельности.

Всем известно, что в настоящее время в музейной практике сосуществуют два диаметрально противоположных взгляда на реставрационные работы в скульптуре.

Один — извечный и распространенный среди широкого круга музейных работников — утверждает необходимость активных и постоянных реставрационных работ, требует восстановления, доделывания всего поврежденного и утраченного, порой независимо от того, известно точно первоначальное состояние памятника или нет. Цель подобной работы — восстановление былого художественного значения скульптурного памятника, которое, по мысли заказчика, утратилось из-за, казалось бы, даже незначительного повреждения (повреждения в скульптуре, по мнению некоторых музейных работников, уничтожают целостное восприятие произведения, лишают возможности полноценного его созерцания). Поэтому, исходя из вкуса заказчика, иногда возникают частые повторные реставрации, так как предыдущие кажутся менее удачными и недостаточными для восстановления художественной выразительности древнего памятника. Встречаются случаи, когда некоторые музейные работники высказывают желание «улучшить» художественную выразительность памятника впроцессе реставрации, вплоть до его обновления, поновления: «сделайте так,чтобы скульптура была лучше, как новая и красивая». В результате памятник подвергается многим реставрационным вмешательствам: ото и переделка каких-либо фрагментов (для чего делаются дополнительные отверстия — гнезда в самой скульптуре), восстановление сколов, порой не столь заметных и значительных, это и многократное удаление загрязнений и пятен (иногда слишком активными веществами и аброзивами) и многие другие работы, которые часто бывают недостаточно обоснованы, но которыми в определенных благожелательных условиях увлекаются музейные хранители и реставраторы.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.