ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

1 В настоящей статье обсуждаются проблемы реставрации живописи только в пергаменных рукописях. Миниатюры бумажных манускриптов XV — XVIII вв отличает, как правило, довольно хорошая сохранность. Кроме того, способы укрепления их вполне смыкаются с достаточно разработанными методами реставрации графики. Но нельзя сказать того же о восточной миниатюре, подвергающейся часто значительным разрушениям: это — особая проблема, требующая специальных исследований.

2 Одной из первых явилась публикация М.-Ф. Меррифилд ряда трактатов, осуществленная еще в 1849 г., с параллельным английским переводом (Ме rrifield M .- Ph . Original Treatises, Dating from the Xllth to XVIth Centuries on the Arts of Painting, vol 1—2. London , 1849). Среди опубликованных ею материалов особое значение для истории техники книжной живописи имели несколько разновременных трактатов, собранных в начале XV века секретарем королевской казны в Париже Жаном ле Бегом ( vol . 1, р. 116—165; 258—290).

3 Наиболее ценными с научной точки зрения явились осуществленные в Вене публикации трактатов в серии " Quellenschriften fur Kunstgeschichte und Kunst - technik des Mittelalters und der Renaissance ", с переводами и комментариями Альберта Ильга. Первая серия " Quellenschriften ..." издавалась с 1871 по 1880 гг., выпуски второй серии, которая получила название " Quellenschriften fur Kunst geschichte und Kunsttechnik des Mittelalters und der Neuzeit ", выходили с 1896 по 1908 г. Некоторые трактаты или выдержки из них, в том числе относящиеся к книжной живописи, помещал в своих работах Эрнст Бергер (В е г g e r E . Beit - rage zur Entwicklungs — Geschichte der Maltechnik , Folge 1—5. Munchen , 1901— 1912). Подробную библиографию публикаций трактатов по технике средневековой книжной живописи составил Ф. Авриль ( A v r i I F . La technique de l ' enlu - minure d ' apres les textes medievaux . Essai de bibliographie. Reunion du Comite de ПСОМ pour les Laboratoires de musees. Bruxelles, 6—13 septembre, 1967).

4 Наиболее обстоятельными в этом плане можно считать следующие работы : Loumyer G. Les traditions techniques de la peinture medievale. Bruxelles — Paris, 1914; Thompson D. V. The Techniques and Materials of Medieval Painting. New York, 1956; Roosen-Runge H. Farbengebung und Technik fruhmittelalter-licher Buchmalerei, Bd. 1—2. Munchen . См. также: Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси.— «Известия ГАИМК», вып. 115, 1935; Мокрецова И. П. Материалы и техника западноевропейской средневековой книжной живописи.— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 20, 1968, с. 85—134.

6 Об изготовлении пергамена см.: L а 1 a n d e J .- J . L ' art de faire le parchemin . Paris, 1976; Thompson D. V. Medieval Parchment-Making.— "The Library", vol. 16, № 1, 1935, p. 113—117; Saxl H. A Note on Parchment.—"A History of Technology", ed. by Ch. Singer, etc. Oxford, vol. 2, 1957, p. 187—190; Ryder M. Parchment — its History, Manufacture and Composition.— "Journal of the Society of Archivists", vol. 2, № 9, 1964, p. 391—399;

Галфаян Х . К . Технология изготовления пергамена по рецептам армян ских мастеров .— «Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация», вып. 1 (35), 1975, с. 74—79.

6 Указание на использование яичного белка для обработки пергамена встречается в одном из писем Максима Плануда (1295 г.) ( см .: Devreesse R. Introduction a l'etude des manuscrits grecs. Paris, 1954, p. 13—14). В практике средневековых армянских пергаменщиков широко применялся и яичный белок и льняное семя; Арутюнян А. X . Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941, рецепт 99; Г а л ф а я н X . К. Технология изготовления пергамена по рецептам армянских мастеров.— «Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация», вып. 1 (35), 1975, рец. 2—6.

7 Бернский аноним ( XI — XII вв.) пишет: «В случае, когда материал, на котором собираешься ты писать, очень сильно натерт... мелом.., то уди.т ei °. сильно постучав по пергамену. Из-за мела любая краска становится белесоватой, и перо с трудом или совсем перестает двигаться по пергамену» (Манускрипт неизвестного автора, хранящийся в Берне. Перевод А. В. Виннера и Н. Е. Елисеевой.— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 4, 1961, с. 65).

8 То, что причиной многочисленных осыпей в византийских миниатюрах явля лась именно лощеная поверхность их основания, отмечалось некоторыми исследователями. См .: L a u r i e A. P. Ancient Pigments and their Identification in Works of Art.— "Archaeologia", vol. LXIV, 1913, p. 331; Dalton О . М . East Christian Art. Oxford, 1925, p. 298; Formaggio D., Basso С A Book of Miniatures. New York, 1962, p. 57—58; D i r i n g e r D. The Illuminated Book, its History and Production. New York , 1967, p . 82—83.

9 Автор Неаполитанского сборника рецептов " De Arte Illuminandi " ( XIV в.) рекомендует использовать в качестве связующих яичный белок и желток, гуммиарабик и трагакант, разведенные на чистой ключевой воде (см.: L е с о у d j la MarcheA . L ' art d ' enluminer , ch . 2. Paris , 1890).

10 Процессы приготовления органических красителей для книжной живописи подробно описаны В. А. Щавинским (Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси.— «Известия ГАИМК, вып. 115, 1935, с. 16— 18).

11 Сажевые чернила легко размываются при воздействии влаги, поэтому в западноевропейских миниатюрах XII — XVI вв., где сажевыми чернилами обязательно обводились контуры изображений, часто встречаются «размывы» от чернил прямо на живописной поверхности.

12 Сведения об истории и технологии производства средневековых чернил и подробную библиографию см.: М. de Pas , Flieder F . Historique et etude de la composition des encres noires manuscrites .— "International Institute of Conservation. 5th Itnernational Congress on Conservation of Paintings and the Graphic Arts". Lisbon , October , p . 945—951.

См. также: Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси.— «Известия ГАИМК, вып. 115, 1935, с- 21—35. Из последних публикаций на русском языке см.: Галфаян X . История изготовления железогалловых чернил в древней Армении.— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 30, 1975, с. 57—70.

13 Примером разрушительного действия серебра на пергамен является известное пурпурное Евангелие из ГПБ (греч. 537).

14 Стыки листочков золота легко увидеть, повернув лист с миниатюрой к свету (например, миниатюры Евангелия, греч. 220, ГПБ).

15 Способам позолоты в рукописях посвящено множество рецептов в сборнике Жана ле Бега ( Merri field M . Ph . Original Treatises., vol. 1, §§ 18, 103, 104, 106, 291, 292, 298, 318) и в Неаполитанском манускрипте (Lecoy de la MarcheA. L ' art d ' enluminer , ch . XIII — XV , XXX , XXXI ).

16 Авторы публикации этой рукописи, миниатюры которой в настоящее время находятся в крайне плохом состоянии, отмечают «необычно хорошее состояние кодекса» и то, что «миниатюры очень мало осыпались» (С о 1 w е 11 Е., W i 1- loughby H . The Four Gospels of Karahissar , vol . 1. Chicago , 1936, p . 17).

17 Примером могут служить многочисленные инициалы из итальянских хоровых книг, хранящиеся во многих собраниях, и вырезанные фрагменты из рукописей («Альбом вырезанных миниатюр», ГБЛ., инв. № 1678).

18 См.: Добиаш-Рождественская О. А. История ппсьма в средние века. М.- Л., 1936, с. 41—42.

19 Известный французский палеограф М. Пру еще совсем недавно рекомендовал плохо читаемый текст в древних рукописях посыпать сульфогидратом аммония, не заботясь о последствиях (Р г о u M . Manuel de paleographie latine et fran - caise . Paris, 1924, p. 22).

20 Н о u r s M. Trois miniatures sur parchemin du XVе siecle (A propos de quelques radiographies effectives en 1971...). — In: Laboratoire de recherche des musees de France. Annales, 1972, p. 76—83, fig. 2 et 3, 6 ct 7. Рентгеновские снимки вообще позволяют легко различить поздние тонировки.

21 См.: Лазарев В. II . Несколько критических замечаний о Хлудовской Псалтири.—В кн.: Лазарев В. II . Византийская живопись. М., 1971, с. 240—243.

22 Олифой покрыты минпатюры Евангелия (греч. 220, ГПБ).

23 В южнорусском Евангелии XIV в. из Научной библиотеки МГУ (№ 1367) вшиты четыре миниатюры, исполненные, видимо, в конце XIX в. профессиональным иконописцем, который воспроизвел на пергамене технику иконописи: в качестве связующего, вероятно, был использован яичный желток, а живописная поверхность покрыта густым слоем олифы. В результате красочный слой, представляющий собой блестящую, плотную, но хрупкую пленку, легко отстает от гладкого подвижного основания.

24 Копирование миниатюр широко практикуется в настоящее время в Грузии и Армении, где в экспозициях музеев и библиотек выставляются копии миниатюр, многие из которых очень близки к оригиналу.

25 Например, автор одного из лучших руководств для реставраторов, Г. Плендерлис, пишет лишь о распрямлении пергамена с помощью увлажненной фильтровальной бумаги и последующим прессованием Подобной операции он не рекомендует подвергать пергамен с живописью (Плендерлис Г. Консервация древностей и произведений искусства. Пер. с англ.— « Сообщения ВЦНИЛКР -, вып . 8, 1963, с . 92, 94).

26 S t г i п i A. Conservazione e restauro dei codici miniati.— "La tecnica delj'arte", Suppl. al n° 2. Roma. 1956; Goners H. J. Treatment of a Manuscript.— "Museums Journal", vol. 58, n.° 12, 1959, p. 278—281; Waenter O. Die Restaurierung des Wienes Dioskurides alt technologisches Problem.— "Osterreichische Zeitschrift fur Kunst und Denkmalpflege", 1962. n. 4, s. 150—154; Eckardt H. Restaurierung einer Ilandschrift aus dem Halberstadter Dom.— " Neue Museumskunde ", Jg . 10. 1967. n . 1, s . 35—60; Филатов В. В. Об укреплении миниатюр на пергамене.— «Памятники культуры», вып. 4. М,—Л.. 1963, с. 149—154; «Неизвестный памятник книжного искусства. Опыт восстановления французского Легендария XIII века» (под ред. В. С. Люблинского). М.—Л., 1963.

27 Один из первых докладов, посвященных этой теме, был сделан еще в 1961 г. Жаном Порше на конференции ИКОМ в Барселоне (см.: Филатов В. В. Об укреплении миниатюр на пергамене.— «Памятники культуры», вып 4. М.— Л.. 1963, с. 150).

Содержание большинства докладов, сделанных на последних конференциях, см. в следующих сборниках: «Сообщения ВЦНИЛКР». Прилож. 4, 1969 (Конференция в Нью-Йорке, 1965 г.): «Материалы конференции Комитета по консервации Международного Совета музеев. Брюссель — Амстердам, 1967—1969 гг. Рефераты докладов». М., 1972; «Реставрация и хранение музейных художественных ценностей».— Реферативный сборник, вып. 3. М.. 1973 (материалы конференции в Мадриде, 1973 г.).

28 См.: Филатов В. В. Об укреплении миниатюр на пергамене...; Marconi В. Some Tests on the Use for Fixing Flaking Paint on Illuminated Parchment .— " Stu dies in Conservation ", vol . 7, n .° 1, 1962, p . 17—21. Маркони дает понять, что подобное явление неизбежно при описанном методе (даже приводит соответствующую фотографию).

29 Ballestrern A. Le probleme de la consolidation des couches picturales des enluminures. Quelques essais. — "The International Council of Museums". Madrid, October, 1972; Radosavljevic V. Conservation of Miniatures.— Там же.

30 В Библиотекеиы. В. И. Ленпна и в Лаборатории консервацип и реставрации документов АН СССР (ЛКРД) пробовали укреплять миниатюры метилолполиамидным клеем ПФЭ 2/10. Белая И. К. Смягчение и реставрация пергаментной кожи рукописей и переплетов книг,— Сборник материалов по сохранности книжных фондов. М., 1961; Субботина Т. М. Состояние рукописи и ход реставрационных работ.— «Незвестный памятник книжного искусства...», с. 11—12. В ЦГРМ, а также в ГБЛ делались попытки укрепления живописи на пергамене воскосмоляной (фисташковой) мастикой. Результаты укрепления красочного слоя этими материалами (в особенности ПФЭ 2/10) нельзя считать удачными.

31 Пергамен, специально изготовленный для накрасок, имел лощеную поверхность, позволяющую воспроизводить повреждения красочного слоя, более пли менее соответствующие разрушениям средневековых миниатюр. В качестве пигментов использовались минеральные пигменты — охра, азурит, киноварь, свинцовые белила, сурик, аурипигмент, малахит, хрпзоколла; в качестве связующих — яичный белок и камеди, вишневая и аравийская. Была отработана «методика» получения всех видов разрушений красочного слоя, встречающихся в средневековой книжной живописи,— распыление, отслаивание, шелушение.

32 Над подбором синтетических материалов для укрепления красочного слоя миниатюр много работала химик ВЦНИЛКР А. В. Иванова (см.: Иванова А. В. Применение синтетических полимеров для укрепления средневековых миниатюр на пергаменте—«Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 30, 1975, с. 3—9. Быкова Г. 3., М о к р е ц о в а И. П. Средневековая книжная миниатюра на пергаменте, ее сохранность н реставрация.— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 26, 1970, с. 51—83.

33 Применять фторлон в реставрации станковой живописи впервые предложила химик Гос. Эрмитажа И. Л. Ногид (см.: Ногид И. Л. Реставрация картины Матисса «Арабская кофейня».— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 26, 1970, с. 169— 176). Тогда (в 1962—1963 гг.) был использован фторлон марки Ф-42 в метилэтилкетоне. А. В. Иванова предложила для укрепления миниатюр фторлоны марки 6Н и 26Л, обладающие большей адгезией (Иванова А. В. Применение синтетических полимеров для укрепления средневековых миниатюр на пергаменте.—«Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 30, 1975, с. 3—9).

34 Подробно о свойствах ВА 2ЭГА см.: Быкова Г. З., Иванова А. В. Об укреплении современной томперно-клеевой живописи полимерными материалами— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 28, 1972, с. 101—111. В настоящее время наряду с ВА 2ЭГА, используется близкий ему материал — водная дисперсия сополимера винил-ацетата с этиленом (СВЭД),— обладающий способностью лучше проникать в разрушенные участки красочного слоя (Юсупова М. В., Иванова А. В. Использование синтетических полимеров для реставрации пергаменов.— В кн.: Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей, вып. 2. М., 1976, с. 29 (ГБЛ). Информцентр по проблемам культуры и искусства).

35 Во ВЦНИЛКР пергамен распрямляется только методом «отдаленного увлажнения» — самым эффективным и безвредным. Этим методом всегда работали реставраторы ГПБ (Трей К. Реставрация листов Остромирова Евангелия и описание их повреждений.— В кн.: Реставрация библиотечных материалов. Л., 1958, с. 49-96).

36 Обычно плохое состояние миниатюр греческих рукописей в ГПБ усугубляется плохой организацией съемки в Отделе внешнего обслуживания, когда листы с живописью кладутся лицевой стороной на горячее стекло.

37 Миниатюры греческих рукописей из собрания ГПБ и Научной библиотеки при МГУ укрепляла художник-реставратор высшей квалификации Г. 3. Быкова. Иллюминации французской Библии были укреплены художником-реставратором высшей квалификации А. И. Гоголевой.

38 В настоящее время эти материалы вообще широко применяются при реставрации станковой и монументальной клеевой живописи, а также современной темперы (см.: Ногид И. Л. Реставрация картины Матисса «Арабская кофейня».— «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. 26, 1970; Быкова Г. 3., Иванова А. В. Об укреплении современной темперно-клеевой живописи полимерными материалами—Там же, вып. 28, 197-2; Иванова А. В. Применение синтетических полимеров для укрепления средневековых миниатюр на пергаменте,—Там же, вып. 30, 1975; Иванова А. В., Л е л е к о в а О. В. Укрепление разрушенного грунта резных золоченых иконостасов.— «Художественное наследие», вып. 1 (31), 1975, с. 103—109; Александрова В. Б. Совершенствование техники укрепления красочного слоя миниатюр на пергаменте.— «Теория и практика сохранения книг в библиотеке», вып. 8. Л., 1976, с. 75—79 (ГПБ). В Ленинградской лаборатории консервации и реставрации документов проводились работы по сравнительным испытаниям ряда синтетических материалов. Данные, полученные для фторлона 6Н, ВА 2ЭГА и СВЭД, указывают на широкую возможность использования их при реставрации пергаменных рукописей (см.: Андреев а К. И., Жаркова Л. В. Исследование долговечности полимерных пленочных материалов, рекомендуемых для укрепления красочных миниатюр на пергамене.— «Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей».— Реферативный сборник, вып. 3. М., 1975, с. 3—4). Реставратор ЛКРД Л. В. Жаркова укрепила миниатюры двух западноевропейских рукописей из собрания Библиотеки Академии наук, используя эти материалы (Псалтирь немецкой работы нач. XIV в. № 106 и голландский молитвенник XV в. № 254).

39 Кроме того, специфика деятельности библиотечных реставраторов (жесткий план, связанный с необходимостью реставрации огромного количества печатного материала) совершенно отлична от кропотливой работы реставратора в таких специальных учреждениях, как Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря, ЛКРД или ВЦНИЛКР.

40 История и техника средневековых переплетов вызывает большой интерес с начала нашего столетия у многих авторов, опубликовавших документальные и иллюстративные материалы по этим вопросам (см., например: С и м о н и П. К. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетного художества на Руси. Тексты — материалы — снимки. Спб., 1903; статьи Хобсона о романских переплетах в ж. " Library " в 1930-х гг.; статьи Берты ван Регемортер в " Scrip torium ", посвященные технике переплетного дела греческих и западноевропейских манускриптов; К У г i s s E . Der verzierte europaische Einband vor der Re naissance . Stuttgart, B. 1—3, 1957. The History of Bookbinding. 525 A. D.— 1950 (Cat), Walters Art Gallery. Baltimore, 1957; Devauchelle R. La reliure en France de ces origines a nos jours, t. 1—2. Paris, 1959; Middleton В . С Restoration of Leather Bindings. Chicago, 1973; Клепиков С . Из истории рус ского художественного переплета .— «Книга. Исследования и материалы», сб. 1. М., 1959, с. 98—166 и т. д.). В настоящее время в СССР историей техники переплета серьезно занимается эстонский реставратор-художник Э. Валк-Фалк (Об истории книги и русского переплета).—«Книга, время, реставрация». Тарту, 1976, с. 28—63 (на эстонском яз., резюме — на русском).

41 Особенно усилился процесс порчи кожаных переплетов книг в современных условиях из-за загрязненности атмосферы (Плендерлис Г. Консервация древностей и произведений искусства.— «Сообщения ВЦНИЛКР» вып. 8, 4963, с. 33-34).

42 Примером этому могут послужить пергаменные рукописи из Синодального собрания в ГИМе: в начале XVIII века они были заново переплетены (Щ е п к и н а М. В., П р о т а с ь е в а Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати.— «Труды ГИМ», вып. 30. М., 1958, с. 18), а кожаные корешки промазаны олифой, которая пропитала также и пергамен, а на многих участках текст и миниатюры.

43 Например, известное греческое Евангелие XIII века из собрания Киевской научной библиотеки АН УССР, так называемое Никомидийское, было заново переплетено, видимо, в начале XX века в тонкий картонный переплет, обтянутый дешевой хлопчатобумажной тканью. При этом покоробившиеся листы рукописи не были распрямлены, но тетради сшили заново и со стороны корешка залили для «прочности» толстым слоем столярного клея. Все это лишь усилило существовавшие деформации, что особенно губительно сказалось на сохранности двадцати четырех миниатюр рукописи, и без того значительно осыпавшихся.

44 Несколько листов из Нового завета (греч. 101, ГПБ) после реставрации, проведенной в 1968 г. (укрепление миниатюр и распрямление пергамена), хранятся в специальной папке, состоящей из двух деревянных досок, которые затягиваются кожаными ремнями. Тем не менее подобный «пресс» оказался недостаточным для этих листов: они начинают коробиться и сворачиваться, как только папку раскрывают. Очевидно, их необходимо переплести вместе с остальными листами рукописи.

45 Остромирово Евангелие, листы которого были распрямлены в 1950-х годах, хранится в картонной папке. Миниатюры его не были укреплены и находятся в зависимости от постоянных легких короблений пергамена. Если бы рукопись была переплетена, состояние красочного слоя миниатюр, возможно, ухудшалось бы в более замедленном темпе.

46 Переплет Легендария исчез, видимо, в 1930-х годах (см. статью В. С. Люблинского в сб. «Неизвестный памятник...», с. 26—27). После отделения листов от единого блока, каковой представляла собой эта рукопись до реставрации, решено было хранить ее в расплетенном виде в целях лучшей сохранности пергаменных листов, невероятно пострадавших и обветшавших. В настоящее время (прошло более пятнадцати лет после реставрации) ясно, что слегка, но постоянно коробящимся листам необходим пресс и защита, так как края хрупкого пергамена ветшают все больше и даже рассыпаются. Иначе говоря, необходим твердый надежный переплет.

47 Следует учесть опыт Отдела рукописей ГБЛ, представившей на своей постоянной выставке хорошо изготовленные макеты вместо нескольких рукописных памятников.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.