Fulda летняя зимняя резина yokohama. Купить летнюю зимнюю резину bridgestone dunlop.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (7)

Немаловажным обстоятельством для сохранности пергаменных материалов — как отдельных фрагментов, так и рукописных книг — являются способы их хранения. Как уже неоднократно указывалось, такой гигроскопичный материал, как пергамен, постоянно деформируется при изменении температурно-влажностного режима. Появление деформаций — более или менее глубоких складок — в пергамене облегчается отсутствием постоянного давления — пресса. Эта особенность пергамена была подмечена еще первыми изготовителями рукописных книг из этого материала: для переплетов они использовали тяжелые деревянные доски, украшенные металлическими окладами или обтянутые кожей и обязательно снабженные специальными замками40. На манускриптах первых веков христианства (коптских, греческих), сохранявших еще античную форму квадрата, таких замков было три-четыре, а то и шесть (по одному или по два с каждой из трех сторон). Но и позднее, когда кодекс приобрел форму вытянутого прямоугольника, византийские рукописи еще долго сохраняли замки на трех сторонах (свидетельством этому служат, например, многочисленные изображения книг на греческих и древнерусских иконах). Для переплетов книг небольшого формата (например, рукописей Нового завета в четвертую или восьмую долю листа) делали только два замка на одной стороне.

Западноевропейский пергамен не так сильно подвергался короблению, как византийский, поэтому не было необходимости даже на рукописях большого формата делать замки с трех сторон: достаточно было двух замков со стороны обреза книги. Детально выписанные изображения их можно увидеть на картинах фламандских, французских, немецких художников в XV—XVI веках. При этом бросается в глаза бережное и уважительное отношение к книге: переплет обернут специальной тканью, книга лежит на подушечке, устанавливается на пюпитр. О том же говорят памятники греческого и древнерусского искусства, персонажи которых держат книгу рукой, покрытой рукавом или обернутой полой плаща.

Все же переплеты книг, как бы ими ни дорожили, изнашивались: обтирались нити, которыми были сшиты тетради манускрипта, отрывался и снашивался корешок, протиралась кожа, отлетали и коробились доски и т. д.41. Сменяющиеся владельцы рукописей заново переплетали их согласно своему вкусу. Массовый характер это явление стало приобретать в XVII веке с широким развитием коллекционирования книг и рукописен, особенно во Франции. Владельцы библиотек (как частные лица, так и университеты, монастыри, коллежи) стремились переплести не только печатные книги, но и рукописные, в одинаковые переплеты со своими гербами, монограммами, девизами. Вопрос о хотя бы приблизительном стилистическом единстве рукописи и переплета не ставился, а тем более отпадала забота о ее сохранности: при новом переплете на сгибах тетрадей, составляющих кодекс, делались новые пропилы, отчего механическая прочность корешка уменьшалась; для большей прочности корешок сплошь заливался клеем. Иногда переплеты по каким-либо соображениям покрывались лаком, который, проникая в толщу книги, портил пергамен42.

Начиная с XVII века новые переплеты делались уже исключительно на картонной основе; замки при этом (если они изготавливались) являлись, скорее, декоративным элементом. Так что функции старого переплета для пергаменной рукописи, состоявшего из двух досок и замков, зажимавших пергамен и не дававших ему деформироваться, отпали. Переплет стал более или менее богато украшенной оболочкой рукописной: книги, защищающей ее от внешних влияний, по недостаточно обеспечивающей сохранность ее. В древнерусских, византийских, южнославянских манускриптах поздние переплеты на картонной основе особенно серьезно повлияли на увеличение уже имеющихся деформаций. Подтверждением этому служит большинство рукописей из собрания П. П. Дубровского в ГПБ, переплетенных в конце XVIII — начале XIX века в картонные переплеты, обтянутые бархатом. Легкий картон не может служить достаточно тяжелым прессом для уже покоробленных листов пергамена и не является препятствием для дальнейших деформаций. Особенно страдают при этом миниатюры: от старых и вновь возникающих складок на пергамене разрушения красочного слоя усиливаются.

Иногда встречаются рукописные памятники, переплетенные в XIX — начале XX века в дешевые простые переплеты, никак не отвечающие ни художественно-исторической ценности кодекса, ни обеспечивающие его сохранность43.

В настоящее время наблюдается и другое явление: листы расплетенной рукописи более или менее тщательно обрабатываются, а затем хранятся в специальных папках разброшюрованнымн. У хранителей в этом случае бывают самые благие намерения. Они считают, что пергамен лучше сохраняется, будучи расплетенным, исследователям удобнее работать над отдельными листами или тетрадями, их легче воспроизводить и т. д. Но подобный способ хранения все же нельзя считать удовлетворительным, так как пергамен все время деформируется, а его постоянное «движение» способствует разрушениям миниатюр даже в том случае, если они были укреплены 44. Примером этому может послужить хранение таких памятников, как Остромирово Евангелие в ГПБ45 или французский Легендарий в БАН 46.

Нельзя считать удовлетворительным хранение отдельных пергаменных листов и фрагментов с миниатюрами. Их довольно часто приклеивают с одного края к картонному паспарту, закрывая часть текста или живописи (фрагменты греческих рукописей в ГПБ, смонтированные таким образом еще в XIX веке); иногда целиком наклеивают на картон или бумагу (альбом вырезанных миниатюр, Ин. 1678 из ГБЛ; расписанный пергамен XVIII века, снятый с каркасов вееров, в музее Останкино). В этих случаях необходимо изготовлять специальные паспарту, обеспечивающие сохранность фрагментов, возможность их осмотра с двух сторон листа, а также обеспечить им постоянное давление.


123. Богоматерь на троне. Фрагменты из Псалтыри. XIII в. Гос. Публичная библиотека, греч. 269, л. 4. Пример осыпей красочного слоя в результате деформации пергамена и линовки, сделанной стилосом
Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.