ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (6)

Основное отличие синтетических материалов, применяемых при реставрации миниатюр на пергамене во ВЦНИЛКР, от тех, что использовались в реставрационной практике ранее, заключается в их высокой эластичности. Укрепленный красочный слой способен следовать за малейшими изменениями основания — пергамена, который практически никогда не пребывает в абсолютном покое, а ввиду своей гигроскопичности всегда слегка деформируется.

Практическая реставрация во ВЦНИЛКР была начата на относительно простом материале — грамотах и отдельных фрагментах из пергаменных рукописей. Как правило, пергаменные грамоты нуждаются в распрямлении, поэтому была возможность проверить, как влияет на укрепленные участки красочного слоя последующее увлажнение и распрямление его под прессом 35.

Следующим этапом явилась реставрация, вернее, консервация миниатюр греческих рукописей из собрания ГПБ. Были укреплены остатки миниатюр в двух фрагментах из «Повести о Варлааме и Иоасафе» (греч. 379), таблицы канонов в фрагментах Евангелия (греч. 305), миниатюры с изображениями евангелистов из Евангелия Димитрия Палеолога (греч. 118), миниатюры Трапезундского Евангелия, (греч. 21 и 21а), Евангелия с Апостолом (греч. 101, 1—2 тт.), четыре листа из Псалтири (греч. 269) 36.

В 1972—1975 годах укреплялись миниатюры из нескольких рукописных памятников, хранящихся в Научной библиотеке им. А. М. Горького при МГУ, в том числе Библия XIII века французской работы и известный греческий Апостол 1072 года. Во всех случаях укрепляющий состав подводился только под отстающие участки красочного слоя. Работа над укреплением миниатюр — кропотливый и сложный процесс, требующий от реставратора большого умения и такта, потому что характер повреждений в каждом случае бывает различным. Из-за мелких масштабов миниатюр, а следовательно, и повреждений реставратору приходится постоянно прибегать к помощи микроскопа 37.

Сейчас, по прошествии десяти-двенадцати лет после первых экспериментальных укреплений живописи на пергамене новыми синтетическимиматериалами во ВЦНИЛКР и восьми-девяти лет со времени первых практических работ, можно сделать выводы о сохранности укрепленного живописного слоя, опровергающие опасения некоторых хранителей рукописных отделов о возможном изменении его после обработки. Использованные полимеры (группа винилацетатных эмульсий и фторлонов на органических растворителях) никаких побочных отрицательных действий на красочный слой не оказывают. Материалы эти весьма основательно испытаны по самым различным параметрам еще до их практического применения в реставрации, так что никаких неожиданностей (в первую очередь изменения цвета) быть не может38 (следует иметь в виду, что отрицательное действие реактивов, применявшихся для прочтения палимпсестов, было почти что мгновенным).


125 . Евангелист Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Общий вид миниатюры после реставрации;

126 . Евангелист Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Фрагмент миниатюры до реставрации. Шелушение золотого фона;

127. Евангелист Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Тот же фрагмент после реставрации

В решении вопроса о реставрации миниатюр средневековых рукописей очень важно учитывать следующий фактор: ни у кого не вызывает сомнения, что реставрировать станковую или монументальную живопись должны специально обученные реставраторы-художники. Первые же попытки укрепления миниатюр предпринимались специалистами совсем иного плана — техническими реставраторами книги, рукописной и печатной. У этих реставраторов, несмотря на их опыт, попросту нет навыков в работе с живописным материалом39, так что очевидно, что укрепление миниатюр уникальных средневековых манускриптов лучше поручать именно художникам-реставраторам. Менее сложные процессы (укрепление некоторых небольших разрушений на мелких инициалах, бордюрах и других «неответственных» участках) может и должен исполнять библиотечный реставратор, но после соответствующей стажировки. Все это проблемы организационного порядка, которые легко могут быть разрешены в каждом заинтересованном учреждении — библиотеке, музее или реставрационной мастерской.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.