ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (5)

Во многих собраниях хранятся отдельные фрагменты рукописных памятников. Они представляют собой либо листы, вырезанные из манускриптов, либо часть листа. Случается, что очередные владельцы, заботясь о сохранности (механической) листа или из эстетических соображений, доклеивали эти фрагменты новым пергаменом или бумагой. Результаты чаще всего оказывались отрицательными — от применения клея слишком сильной концентрации, стягивающего поврежденные края пергамена, или от неоднородности материала, использованного для дополнений пергамена или бумаги, никак не сочетающегося с оригиналом.


117. Христос и два апостола. Трапезундское евангелие. X в. Гос. Публичная библиотека, греч. 21. л. 11 об. Полностью осыпавшийся красочный слой. Доклейки листа. сделанные новым пергаменом в XIX в.

Как следует из вышеизложенного, основной задачей «реставрации» в старину было по возможности «улучшить» внешний вид разрушенной миниатюры, то есть затонировать или даже «восстановить» ее. Проблемы консервации, то есть укрепление живописи, хотя и волновали реставраторов прошлого, не могли быть ими еще решены. Для консервации они пытались использовать те же клеящие вещества, что применялись художниками в качестве связующих для красок, то есть камедь и яичный белок. Но малая концентрация этих веществ практически не укрепляет разрушенный красочный слой миниатюр, в то время как сильно концентрированный раствор образует блестящую пленку, не обладающую необходимой эластичностью и в скором времени покрывающуюся кракелюрами, что усугубляет начавшиеся разрушения живописи.

В настоящее время основной проблемой реставрации средневековых миниатюр на пергамене является именно консервация. Никакие, даже самые значительные осыпи не должны с точки зрения здравого смысла вызвать у реставратора стремление дополнить или затонировать миниатюру. Это абсолютно неприемлемо для крохотных масштабов средневековой книжной миниатюры. При этом безусловно не исключается возможность, а подчас и необходимость копирования или реконструкции миниатюр на отдельных листах24.

В XIX — начале XX века выходили руководства по реставрации старых книг и рукописей, касавшиеся вопросов устранения механических повреждений и реставрации переплетов. В некоторых реставрационных пособиях, изданных позднее, определенное внимание уделялось реставрации пергаменных рукописей и документов, но вопросы консервации миниатюр в них всячески обходились25. Тем не менее состояние миниатюрной живописи вызывало подчас необходимость принимать срочные реставрационные меры, и об этих попытках имеются более пли менее подробные сообщения в печати26.

В последние годы вопросы сохранности книжной живописи заняли большое место в практике реставрации зарубежных стран. Комитет по консервации при Международном Совете музеев (ИКОМ) организовал специальную секцию по реставрации иллюминованных рукописей, и на каждой конференции этого Комитета начиная с 1957 года обычно представляются доклады, связанные с проблемами технологии и реставрации иллюминованных рукописных книг27.

И в докладах конференций ИКОМ и в статьях об отдельных случаях реставрации содержатся сведения как о материалах, используемых реставраторами, так и об экспериментальной работе в этой области.

Почти одновременно два автора рекомендовали использовать для укрепления миниатюр на пергамене воско-смоляную мастику. Но способ этот доступен лишь очень опытным реставраторам и возможен при разрушениях только на плотном и блестящем красочном слое — в противном случае на красках остаются жирные пятна28.

Итальянский реставратор А. Стрини для укрепления миниатюр использовал желатину. Австрийский реставратор О. Вэхтер предлагает использовать для этой цели специально приготовленный пергаменный клей. Но небольшая концентрация этих материалов не позволяет укреплять значительные отставания красочного слоя, в то время как увеличение концентрации ведет к появлению блестящей пленки с кракелюрами.

Большинство реставраторов и химиков, работающих в этой области, пришли к выводу, что наиболее положительные результаты могут дать новые синтетические материалы, и, по существу, во всех случаях практической или экспериментальной реставрации в последние годы используются различные полимеры. Главным недостатком большинства этих опытов является то, что подчас применяются и рекомендуются патентованные средства, физико-химические свойства которых остаются неизвестными даже химикам-специалистам. Недостатками этих материалов являются их плохая адгезия и появление на красочном слое блестящей, часто неудаляемой или трудноудаляемои пленки29.

В советских реставрационных мастерских (в первую очередь библиотечных) занимались главным образом проблемами размягчения и распрямления пергамена. Предпринимались также единичные попытки укреплять миниатюры 30.

Работа над проблемой укрепления миниатюр на пергамене с 1962 года проводится и во ВЦНИЛКР. Первым этапом было изучение материалов» и техники средневековой книжной живописи. Затем для подбора материалов для реставрации были изготовлены экспериментальные образцы — накраски на пергамене31. На этих накрасках были испытаны различные полимерные материалы (в том числе те, что используются в реставрационных целях за рубежом — паралоид, калатон и пр.) и отобраны те из них, которые полностью удовлетворяли требованиям, разработанным и утвержденным на специальном реставрационном совете32. На основании этих требований, предусматривающих прочную адгезию, бесцветность, светостойкость, обратимость, биостойкость материалов, были отобраны две группы полимеров: растворимые фторопласты (Ф-26Л и 6Н) 33 и водные дисперсии сополимеров на основе винилацетата, в настоящее время вообще широко применяющиеся в реставрационной практике. В зависимости от характера разрушений используется тот или иной материал: при распылении красочного слоя — фторлон 6Н (1—2% концентрации), при отслаивании — водная дисперсия винилацетата с 2-этилгекси-лакрилатом (ВА 2ЭГА) 3—5% концентрации34.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.