ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (4)

Для красочного слоя миниатюр как западноевропейских, так и греческих характерны два принципиально различных вида разрушений: распыление и отставание (отслаивание) красок от основания. Распыление связано с постепенным высыханием связующего в красках, что вызывает размельчение сухого пигмента в порошок. Отставание красочного слоя — чаще всего пастозного — связано с недостаточным сцеплением его с основанием. Учитывая описанные выше свойства различных пергаменов, становится ясно, что, в то время как распыление красочного слоя встречается и в западноевропейских и в византийских миниатюрах, отслаивание является дефектом, более присущим именно греческой книжной живописи. К отслаиванию примыкает еще одна разновидность разрушений подобного рода — шелушение, вызванное, вероятно, избытком связующего в красках: живописный слой распадается на мелкие шелушинки с жесткими загнутыми краями. Довольно часто краски бывают потерты и «изношены» в нижних углах листа, на тех участках, которых чаще всего касалась рука читателя.


125 . Евангелист Матфей. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 67, л. 21 об. Общий вид миниатюры после реставрации;

Таким образом, повреждения средневековой книжной живописи различны по своему характеру и происхождению. Но они сходны между собой в том смысле, что, раз возникнув, очаги разрушения продолжают распространяться, в особенности в том случае, если рукопись являетсяпостоянным объектом для исследований. Живопись греческих миниатюр привлекает особенно пристальное внимание историков искусства и палеографов; фрагменты византийских манускриптов постоянно репродуцируются, притом часто производятся съемки одного и того же памятника, что никак не содействует его сохранности.

Исключительно плохое состояние отличает ряд рукописных памятников, хранящихся в Институте рукописей в Тбилиси, что связано, по-видимому, с особыми климатическими условиями Грузии.

Иногда создается обманчивое впечатление, что живопись миниатюр в некоторых рукописях, частично осыпавшись, как бы стабилизировалась и дальнейшие разрушения не продолжаются. Чтобы убедиться в обратном, достаточно рассмотреть отдельные участки красочного слоя в косых лучах, под микроскопом или хотя бы в лупу: отстающие частицы красок или золота в потенциале грозят своей утратой, и каждое механическое воздействие на них — будь то неоднократное перелистывание рукописи или изменение температурно-влажностного режима в хранении или читальном зале, ведущее к деформации пергамена, могут усугубить их плачевное состояние. Очевидно, что в этом случае необходимы срочные консервационные меры.

Давно уже не вызывает сомнений обязательность и неизбежность реставрации для станковой или монументальной живописи. И хотя ведутся и постоянно будут вестись более или менее жаркие споры о различных проблемах, возникающих при этом, в принципе никогда не оспаривается необходимость реставрации или, во всяком случае, консервации памятников, то есть фиксации их в современном состоянии. Но к вопросу реставрации книжной живописи по разным причинам и хранители рукописей и реставраторы относились и относятся более чем осторожно.

Одна из причин этой осторожности связана со старинной боязнью хранителей испортить рукопись, что имеет достаточно веские основания: при выявлении первоначальных текстов палимпсестов в конце XVIII— XIX века с помощью быстродействующих химических реактивов безвозвратно попортились (в основном потемнели) многие пергаменные рукописи 18. В библиотеках (в том числе и в ГПБ) можно встретить свидетельства этих неосмотрительных действий нетерпеливых палеографов прошлого 19.

Тем не менее сохранность средневековых книжных миниатюр издавна волновала читателей рукописных материалов, и они принимали некоторые меры для их защиты, следы которых можно увидеть и в настоящее время.

Самым распространенным способом сохранения миниатюр от внешних влияний был следующий: на листы с миниатюрами нашивались кусочки шелка. От этого сохранились проколы на пергамене, а иногда и отпечатки тканевой фактуры на живописи, говорящие о том, что защитная ткань была нашита сразу же после исполнения миниатюры, пока пастозный красочный слой еще окончательно не затвердел. Это явление можно наблюдать в миниатюрах Трапезундского Евангелия (греч. 21, ГПБ), во фрагментах из Псалтири (греч. 269, ГПБ) и т. д. В греческих и древнерусских рукописях защитная шелковая ткань, обрамленная узкими полосками бумаги или пергамена, иногда вшивалась непосредственно перед миниатюрой.

В некоторых рукописях — в местах осыпей — встречаются тонировки. В частности, в Евангелии Димитрия Палеолога (греч. 118, ГПБ) можно увидеть тонировки на миниатюрах XIV века, сделанные теми же красками, что и миниатюры, вшитые в эту рукопись значительно позднее (XVII—XVIII вв.). Аналогичный прием наблюдали и французские исследователи: при рентгенографировании трех миниатюр XV века были обнаружены поздние тонировки на осыпавшихся участках, сделанные, по-видимому, в XVII веке.

Можно также упомянуть еще об одном своеобразном способе «восстановления» греческих миниатюр: в некоторых рукописях встречаются миниатюры не только с осыпавшимся красочным слоем, но и с исчезнувшим рисунком. В дальнейшем эти следы рисунка иногда «уточнялись» чьей-то часто неумелой рукой. Бывали случаи, когда подводился не только исчезнувший рисунок, но вся миниатюра целиком заново раскрашивалась. Этой участи не избежал, например, такой памятник, как Хлудовская Псалтирь, поновлявшаяся, видимо, не один раз21. Очевидно, что тонировки никак не препятствуют дальнейшим осыпям красочного слоя, и процесс этот продолжается.

Наряду с тонировками предпринимались и попытки укрепления осыпающихся красок. Например, в сохранившихся фрагментах из греческого Евангелия (греч. 305, ГПБ) в таблицах канонов был «укреплен» шелушащийся красочный слой, по всей вероятности, камедным составом: полупрозрачная пленка была хорошо заметна на чистом пергамене. В результате этой обработки шелушинки красок сделались жесткими и хрупкими и еще интенсивней отлетали от гладкой поверхности основания.

Иногда греческие и древнерусские мастера покрывали миниатюры олифой, возможно, и из эстетических соображений 22. Как правило, подобная обработка оказывала еще более губительное действие на красочный слой, утяжеляя его и облегчая тем самым отставание его от пергамена23.

Случалось, что красочный слой миниатюр по каким-то соображениям вообще смывался. Например, при реставрации обгоревшего Часослова XV века из бывш. собрания Генерального штаба (ГБЛ, ф. 68, № 1228) были окончательно смыты краски, сильно поврежденные при пожаре, так что сохранился лишь первоначальный рисунок.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.