ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (3)


120. Евангелист Иоанн и лист с заставкой к Евангелию от Иоанна. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 801, л. 200 об.— 201. Фон миниатюры составлен из отдельных мелких золотых листочков. Текст написан на пергамене, окрашенном в пурпур, золотыми чернилами

Осыпи красочного слоя часто бывают связаны с деформацией пергамена. Пергамен — материал гигроскопичный, чутко реагирующий на изменения температуры и, главное, влажности воздуха, поэтому он подвержен постоянным изменениям. Пребывание его в чрезмерно влажных или сухих условиях, неумелая сушка, неудачный переплет, неравномерно стягивающий его листы, и пр. могут вызвать значительные деформации. Так как красочный слой миниатюр не обладает такой же эластичностью, как пергамен, то в нем и происходят различного рода разрушения. Сказанное относится в первую очередь к греческому пергамену — материалу более жесткому и подверженному деформациям скорее, нежели западноевропейский.


123. Богоматерь на троне. Фрагменты из Псалтыри. XIII в. Гос. Публичная библиотека, греч. 269, л. 4. Пример осыпей красочного слоя в результате деформации пергамена и линовки, сделанной стилосом

Осыпи и потертости красочного слоя можно наблюдать на полосах, получившихся при разлиновке пергамена стилосом. Повреждения эти свойственны особенно раннесредневековым и греческим рукописям, а также близким им по технике, в которых линовка всегда производилась стилосом, в то время как в западноевропейских, начиная с XII века, пергамен линовался серебряным карандашом, а позднее — чернилами, черными и красными.

При попадании рукописной книги в условия повышенной влажности возможна перепечатка красочного слоя миниатюры на противолежащую страницу, на которой иногда также может быть живопись.


124. Фрагмент из миниатюры Латинской рукописи. XII в. ЦГАДА. Пример распыления красочного слоя

121. Евангелист Иоанн. Евангелие. XIV в. Гос. Исторический музей, Хлуд. 30, л. I об. Краски типа гуаши, смешанные с белилами, наложены пастозным слоем, легко осыпаются с пергамена

122. Евангелист Марк. Евангелие. XIV в. Гос. Исторический музей, Хлуд. 30, л. 129. Осыпи пастозного красочного слоя; осыпавшиеся участки круглой формы получились от восковых натеков
Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.