ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (2)

Важным элементом украшения средневековых книг было золото — твореное и листовое. Твореное золото представляло собой металл, размельченный в порошок и смешанный со связующим — камедью или белком. Предварительно участки, предназначенные для золочения, прописывались красной краской (чаще киноварью), красным вином и даже винным уксусом. Возможно, что результатом применения химически активных веществ типа уксуса или вина явилось то обстоятельство, что на лицевой и оборотной сторонах пергаменного листа иногда просматриваются контуры и своеобразные ореолы вокруг текста или рисунка, выполненного золотом (например, в «Апостоле» 1072 г. из Научной библиотеки Московского Гос. университета). Твореное золото наносилось кистью, а затем полировалось.


118. Жены Мироносицы и св. Петр у гроба. Никомидийское евангелие. XIII в. Научная библиотека Академии наук УССР, № ДА 25 Л.. л. 246. Сплошные осыпи красочного слоя в нижней части листа

119. Евангелист Матфей и лист с заставкой к Евангелию от Матфея. Евангелие. XI в. Гос. Публичная библиотека, греч. 801, л. 2 об.3. Фон миниатюры составлен из золотых листочков разных форм и размеров. Текст на листе с заставкой написан золотыми чернилами

Процесс наложения листового золота — более сложный и трудоемкий. Оно накладывалось либо непосредственно на пергамен, либо на толстый грунт, значительно выступающий над поверхностью основания. В первом случае на пергамен наносилась вначале краска — обычно красная или розоватая, затем клей (пергаменный или рыбий), на который и укладывались листочки золота 14. Иногда под золотом не бывает никакой цветовой прокладки. При этом способе золотой лист повторяет фактуру пергамена, что особенно заметно в греческих рукописях, когда золотилась негладкая сторона пергамена. Многочисленные мелкие складочки препятствовали полировке золота, отчего в византийских миниатюрах оно бывает довольно тусклым.

Второй способ, характерный главным образом для западноевропейского иллюминирования (с XII в.), предусматривает наложение золотого листа на специально приготовленный толстый грунт 15. Грунт этот обычно состоял из смеси мелового порошка, какого-нибудь крепкого клея (рыбьего или пергаменного) и пигмента (киноварь или армянский болюс). Он наносился в несколько хорошо отполированных слоев на пергамен, сверху на клеевую прослойку накладывался золотой лист, который тщательно полировался. Прием этот требовал от исполнителей большого умения. Во французской, английской, отчасти немецкой книжной живописи XIII— XV веков искусство золочения пергамена достигло большой высоты. А в итальянских рукописях оно оказалось наиболее уязвимым с точки зрения технологии: золотые фоны в них тусклые и почти всегда покрыты сетью мелких кракелюр, в результате чего часто встречаются и осыпи частичек грунта с золотом, в то время как остальную — живописную — часть миниатюр отличает вполне хорошая сохранность. Вероятно, французские иллюминаторы более тщательно готовили грунт под золото, нежели их итальянские коллеги.

В греческих рукописях тонкий золотой лист, наложенный непосредственно на пергамен, хорошо примыкает к основанию, практически не осыпаясь и не отделяясь от него. Так что в греческих миниатюрах, в целом сохранившихся гораздо хуже западноевропейских, именно золото почти не подвергается разрушениям.

Процесс осыпей красочного слоя (в первую очередь пастозного), а в каких-то случаях и золота на толстом грунте, раз начавшись, не прекращается, о чем можно судить хотя бы по воспроизведениям миниатюр, сделанным в разное время. Например, состояние миниатюр Евангелия (греч. 105, ГПБ), опубликованных в 1936 году, значительно ухудшилось с тех пор — размеры участков осыпей увеличились 16. Как правило, красочный слой или золото легче осыпаются вокруг уже поврежденного участка. Поэтому в тех случаях, когда миниатюра вырезана из рукописи и при этом частично срезан ее красочный или золотой фон. последний начинает интенсивно разрушаться 17. Даже в тех случаях, когда живопись миниатюр находится в хорошем состоянии, такие «механические» вмешательства могут вызвать начало процесса разрушений.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.