ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ (1)

Встречаются рукописные памятники, в какой-то мере умышленно поврежденные их владельцами, уничтожавшими, например, старые записи. В XV—XVI веках в Западной Европе знатные коллекционеры с большой настойчивостью помещали в рукописях, в особенности на фронтисписных миниатюрах, свои гербы, уничтожая при этом гербы заказчиков манускрипта или часть декоративного бордюра. По желанию очередных владельцев в рукопись вшивались новые листы с миниатюрами, а старые иногда уничтожались или заменялись, что безусловно нарушало стилистическое единство книги.

Плохая сохранность значительной группы рукописных книг вызвана стихийными бедствиями— пожарами или наводнениями. Как пример можно назвать многочисленные рукописи, пострадавшие во время недавнего наводнения во Флоренции. В Гос. Библиотеке им. В. И. Ленина хранится группа рукописей из библиотеки Генерального штаба, пострадавшая от пожара в начале нашего столетия, в Библиотеке Академии наук (БАН) в Ленинграде — Легендарий, французская рукопись конца XIII — начала XIV века, поврежденный, видимо, при одном из наводнений, и т. п. Во всех этих случаях особенно пострадали миниатюры, краски с которых осыпались и смылись полностью или частично. Порчу пергаменных рукописей вызывают также неудовлетворительные условия хранения — и повышенная влажность, и, в особенности, сухость, а также резкие колебания температуры.

Наконец, повреждения еще одной группы рукописных книг связаны с нарушением технологии при их изготовлении, в результате чего можно наблюдать самые различные дефекты манускрипта, в том числе и плохое состояние красочного слоя миниатюр. Чтобы хорошо уяснить себе суть, достаточно многочисленных и разнообразных повреждений миниатюр, вызванных причинами технологического порядка, необходимо хотя бы очень кратко остановиться на материалах и технике средневековой книжной живописи.

Книжная миниатюра еще в прошлом столетии вызывала большой интерес у исследователей средневекового искусства и культуры не только в плане художественном, но и в технологическом. Было опубликовано множество средневековых трактатов и документов, связанных с технологией и методами работы средневековых художников-миниатюристов 2. Результатом изучения этих и позднейших комментированных публикаций3 явились написанные уже в XX веке монографии по технологии средневекового изобразительного искусства, в которых книжной живописи уделено значительное место 4.

Как указывалось выше, основанием для большинства средневековых иллюминованных манускриптов служил пергамен. Пергамен сам по себе материал долговечный, о чем свидетельствует значительное количество дошедших до нашего времени пергаменных рукописей. Изготовлялся пергамен из шкур крупного и мелкого скота — телят, овец, коз, оленей, свиней и пр.5. В зависимости от вида и возраста животного получался пергамен различной толщины, белизны, гладкости. Самый тонкий и белый пергамен (иногда его называли «девичьей кожей») получали из шкурок новорожденных телят и ягнят. Толстый пергамен из свиных шкур шел на изготовление переплетов. Со шкур сводился волос, они определенный срок выдерживались в растворе гашеной извести (золились), мездровались и шлифовались различными способами. Примерно до середины XI — начала XII века пергамен повсеместно в Европе был толстоватым и гладким с обеих сторон. Начиная с XII века пергамен в Западной Европе, в Византии и в странах Восточной Европы выделывался по-разному: западноевропейский пергамен при заключительных операциях обрабатывался пемзой и специальными полукруглыми лезвиями, то есть разрыхлялся; часто в него втирался мел. При этом он получал бархатистую фактуру, несмотря на то, что мог быть очень тонким, почти прозрачным (французский пергамен XIII века). Греческий пергамен, наоборот, обрабатывался таким образом, чтобы поверхность его сделалась гладкой и лощеной. Для этого, по всей вероятности, в него втирали яичный белок или льняное масло6.

Западноевропейский пергамен с его бархатистой и пористой поверхностью прекрасно впитывал в себя краски и чернила. Именно поэтому книжную миниатюру Западной Европы отличает, в общем, хорошая сохранность. Гладкий византийский пергамен оказывался более удобнымоснованием для письма и живописи, нежели западноевропейский, который требовал от художников и особенно от писцов несравненно больше физических усилий для преодоления шероховатости фактуры и плотного мелового покрытия7. Краски византийских мастеров легко ложились на гладкую поверхность пергамена, но при этом они не впитывались в него и спустя какое-то время, не имея достаточно крепкого сцепления с основанием, легко отлетали от него8. Таким образом, именно в греческих средневековых рукописях и близких им по технике древнерусских, балканских, грузинских, армянских больше всего встречается разрушений красочного слоя, в лучшем случае обнажающих первоначальный рисунок, в худшем — не оставляющих вообще никаких следов.

Краски, применявшиеся средневековыми книжными художниками, в какой-то мере близки по своему составу и внешнему виду современной темпере и гуаши. Для них чаще всего использовались минеральные пигменты — те, что широко применялись в станковой и стенной живописи. Это — киноварь природная и искусственная, свинцовые белила, сурик, полученный при прокаливании свинцовых белил. Киноварь обычно смешивалась с суриком для получения яркого красного цвета. В качестве синих пигментов применялся ультрамарин, приготовлявшийся из ляпис-лазури, а также медная краска — азурит. Для зеленых пигментов использовался малахит и более яркий, но вредный для пергамена пигмент — ярь-медянка (медный налет, образующийся при соответствующих условиях на медных пластинах). Большое распространение имели охры различных оттенков. Для получения черной краски использовалась сажа и т. д.

Связующими для книжной живописи на пергамене служили яичный белок и различные камеди (аравийская, вишневая и других плодовых деревьев) 9. Очень редко некоторые пигменты смешивались с яичным желтком.

Вероятно, широко использовались в миниатюрной живописи некоторые органические красители, в особенности многочисленные оттенки розово-малинового цвета, столь излюбленные византийскими и итальянскими миниатюристами. В западноевропейских и армянских трактатах сохранилось множество рецептов приготовления подобных красок. Для этой цели использовались отвары из различных пород красного дерева (брезиль. сандал и др.), червца или кошенили (красители фиолетового оттенка) и т. д. Для получения желтой краски использовали листья и стебли шафрана (крокуса), синей — вайды и т. п. Красители обычно получали двояким способом — непосредственно из растений или же из тканей, уже окрашенных этими красителями («платчатые» краски). Осаждались они с помощью квасцов 10. Для корпусности в них иногда добавлялся мел или свинцовые белила. В этом случае они больше напоминали гуашь. Следует отметить, что органические красители, в каких-то случаях лучше впитывались в пергамен, а потому лучше сохранялись.

Важную роль не только для письма, но и для миниатюр и орнамента играли чернила — цветные и черные. Самые ранние по времени чернила — сажевые па камеди — постоянно применялись в миниатюрной живописи 11. Цветные чернила — красные, синие, зеленые — представляли собой пигменты, смешанные с жидким связующим (камедь, яичный белок). Для письма средневековые писцы чаще всего применяли так называемые железогалловые чернила, в состав которых входили соли железа и дубильное вещество, полученное из чернильных орешков — болезненных наростов на листьях дуба. Рецептов приготовления таких чернил —множество как в западноевропейских, так и в древнерусских трактатах. Кроме того, существовали чернила, приготовлявшиеся из отвара коры некоторых деревьев и кустарников. Этим чернилам, так же как и железогалловым, свойствен теплый коричневатый оттенок в противоположность сажевым — черным 12. В особо роскошных кодексах, пергамен которых окрашивался пурпуром, текст писали золотыми и серебряными чернилами. Серебряные чернила в этом случае оказывали губительное действие на пергамен, проедая его насквозь 13.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.