ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ

МОКРЕЦОВА И.П.

Средневековая книжная миниатюра представляет собой уникальное явление среди сохранившихся памятников изобразительного искусства. Уникальность ее связана в первую очередь с тем, что искусство средневековых художников рукописной книги дошло до нас в своем первоначальном виде, не подвергшись поздним записям, так исказившим станковую и монументальную живопись прошлого. Закрытая книга не допускает постоянного воздействия света и пыли на живописную поверхность — основного фактора разрушения красочного слоя. Поэтому, если манускрипт в свое время не побывал в каких-то особо неблагоприятных условиях, его письмо и живопись (иллюминации), в общем, в хорошей сохранности. Этому немало способствует и основание, на котором написано большинство иллюминованных рукописей до XV—XVI веков, — пергамен — материал несомненно более прочный, чем папирус, применявшийся ранее, или бумага, начавшая входить в употребление в Европе примерно с XIV столетия 1.

Далеко не все рукописные книги дошли до нас в своем первозданном виде. Совсем немногие экземпляры манускриптов сохранили оригинальный переплет. Драгоценные оклады раннесредневековых рукописей были утрачены большей частью еще в далеком прошлом. Многие рукописи переплетались по нескольку раз. При этом искажались первоначальные пропорции книги, чтобы «подогнать» ее к формату, угодному очередному владельцу кодекса. Таким образом, встречаются рукописи, в которых орнаментальный бордюр или инициалы частично срезаны при переплетах в XVI—XVIII веках. По различным соображениям владельцев в рукописных книгах вырывались или вырезались листы с текстом или миниатюрами. Иногда некоторыми «любителями» средневекового искусства из листа вырезались отдельные миниатюры или инициалы.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.