ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Следует признать, что такие разноречивые толкования принципов реставрации идейным основателем современного реставрационного дела не могли пройти бесследно. Это сказалось и на отсутствии в дальнейшем общепринятых реставрационных концепций, что явилось причиной глубокого разброда, возникшего в широко развернувшихся реставрационных работах послевоенного времени. Этот конфликт в теории восстановления и реконструкции памятников древней живописи не смогла устранить и созданная для этой цели Всесоюзная конференция музейных работников и реставраторов, организованная ВЦНИЛКР в 1968 году.

Организаторы и многие участники конференции воздержались от обсуждения основополагающих вопросов. Ответственные реставраторы крупнейших музеев, в частности Гос. Эрмитажа, имея широкую практику реконструкции памятников, уклонились от теоретического обоснования этой практики 14.

В. В. Филатов заключает обзор реставрации древней станковой живописи вполне определенным утверждением того, что «...восстановление и сохранение подлинности произведения — основная цель наших реставраторов» 15. Между тем он же в руководстве по реставрации туманно рекомендует решать вопрос «...о допустимости или необходимости восстановления некоторых участков живописи с тем, чтобы возможно с меньшими дополнениями достигнуть состояния, в котором максимально выявляются все художественные достоинства авторского слоя живописи» 16.

Отсутствие единства в понимании задач реставрации также сказалось во взглядах и на другие виды работ по сохранению памятников искусства и на терминологии. Грабарь утверждал, что «реставрация слагается из двух моментов — момента раскрытия и момента восстановления». «Раскрытие памятников искусства есть удаление с поверхности памятника посторонних напластований, освобождение от последующих наслоений...» 17.

Это положение вполне убедительно и не вызывает возражений. Но далее целый ряд различных функций с различными терминами совершенно непонятно объединяются. «Иногда вследствие повреждения памятника бывает необходимо принять меры к его укреплению, произвести его чинку или так называемый ремонт. Такой ремонт есть некоторое восстановление памятника искусства или реставрация в собственном смысле слова, ибо «восстановление» — по латыни «реставрация». Таким образом чинка художественных произведений есть деяние реставрационное, сама же реставрация входит в понятие консервации» 18.

В настоящее время широко используются такие термины, как «реставрация», «консервация», «реконструкция», при этом многие авторы вкладывают в них различный смысл и обходят вопрос об их взаимосвязи. Ряд таких понятий, как «чинка» или «ремонт», в отношении памятников живописи почти вышли из употребления. Выражаются пожелания вернуть конкретный смысл трем терминам: «укрепление», «раскрытие» и «реконструкция», строго разграничив эти понятия и действия в рамках каждого из названных понятий 19.

М. В. Фармаковскпй, раскрывая смысл терминов «консервация» и «реставрация», связывает их с латинскими глаголами «conservare», что означает «сохранять», «restituere», что значит «восстанавливать», и «reslitutio» — «восстановление». Используя большой круг конкретных научных знаний и уточняя принципы реставрации и консервации музейных объектов, он также рассматривает эти процессы под углом зрения «возможного возвращения первоначального вида» 20.

Д. С. Лихачев, говоря о термине «реставрация» применительно к памятникам древнерусской живописи, усматривает в нем два совершенно различных смысла: 1) «Консервация памятника и освобождение подлинных древнейших слоев от позднейших записей». 2) «Реконструкция одного из первоначальных его видов»21. Первое определенно точно и более других соответствует современным представлениям о существе реставрации древнерусской живописи и имеет общую идейную направленность. Второе определение выпадает из понятия «реставрация», поскольку речь идет о реконструкции. Реставрация и реконструкция — процессы различные и принципиально несовместимые.

Современная терминология с позиций сохранения подлинности памятников древней живописи может рассматриваться по следующей схеме с таким обозначением содержания каждого термина.

Реставрация — общее понятие, включающее совокупность работ по выявлению сохранившегося в современном объеме подлинного памятника, его консервация (то есть обеспечение сохранности и жизнеспособности) с реализацией возможности обозрения и изучения22.

Замена «пришедшей в негодность» части памятника новой частью несовместима с целями и задачами реставрации. На современном уровне науки все сохранившиеся существенные части памятника должны и могут подвергаться консервации. Этот принцип распространяется на все виды изобразительного искусства и архитектуру23. Утверждение А. В. Ополовникова о том, что такая замена при реставрации деревянной архитектуры является первоочередной задачей, граничит с варварским, глубоко антинаучным актом, к сожалению, нашедшим широкое практическое применение 24.

Реконструкция — воссоздание памятника в целом или восполнение, доделка и восстановление памятника частично (во всяком материале, объеме и масштабе). Выполняется независимо от реставрации или сопутствует реставрационным работам. Реконструкция (полная или частичная) остается реконструкцией, не являясь и не становясь памятником или его частью.

В современных условиях реконструкция памятника или его части должна быть явной, отличаться от подлинника и не быть его имитацией.

Допуская некоторую условность определения, можно сказать, что задача реставрации состоит в выявлении и сохранении памятника в существующем виде, а реконструкция — в воссоздании «первоначального вида или вида, к нему приближенного».

Ремонт — совокупность работ по восстановлению функции предмета в целом или его детали (например, подрамника картины, шпонки в доске иконы, крыши здания и т. п.). Понятие «ремонта» равнозначно устаревшему термину «чинка».

Сохранение и восстановление древних икон и стенописи возникло, развивалось и в дальнейшем осуществлялось, можно сказать, стихийно, вначале на почве религиозного поклонения, а в дальнейшем благодаря растущему и углубившемуся интересу к истории национального искусства. Древняя икона стала памятником древнерусской живописи, объектом частного, а затем музейного собирательства в общегосударственном масштабе. Реставрация благоприятствовала возникновению и развитию науки о древнерусском искусстве.

В 1920-е годы руководство реставрационным делом осуществлялось Всероссийской Комиссией по делам реставрации при Музейном отделе Наркомпроса, а с 1924 по 1934 годы — Центральными Государственными Реставрационными Мастерскими (ЦГРМ) Главнауки25, которая явилась методическим центром отечественной реставрации с высоким научным уровнем. В послевоенные годы собирание и реставрация древнерусской живописи снова активизировались, сосредоточиваясь в центральных реставрационных учреждениях и крупнейших музеях страны.

В историческом развитии реставрационное дело прослеживаются четыре этапа:

1. Вторая половина XIX века.

2. Начало XX века — до Октябрьской революции.

3. 1920—1930-е годы.

4. Послевоенные годы.

Первому этапу предшествовал большой период, который характерен производством ремонта с целью возобновления иконографии икон и стенописи. Выявление и сохранение изначальной живописи не было задачей ремонта. Древняя живопись поновлялась путем прописывания, часто с предварительным разрушением первоначального красочного слоя. В результате погибло и пострадало много древнейших произведений станковой и монументальной живописи.

На первом этапе началось изучение древнерусского искусства. Однако крупнейший ученый Н. П. Кондаков в своих трудах использовал еще не раскрытые иконы с позднейшими наслоениями. Между тем в среде собирателей икона стала цениться своей древностью и в известной мере своим письмом. Древнейшие русские памятники еще не были раскрыты. Поэтому представления о древнерусской живописи ограничивались XVI — XVII веками. Иконы подвергались ремонтам, и лишь частично были осуществлены первые опыты реставрации с широким использованием реконструкции и прописыванием подлинника. Довольно часто практиковались фальсификации с целью повышения коммерческой стоимости вещи. Задачи и характер реставраций и ремонтов на этом этапе определялись вкусами и горизонтом знаний заказчика, антиквара и иконника, выполнявшего работу. Сохранившиеся произведения с реставрацией второй половины XIX века, как правило, нуждаются в повторной реставрационной работе, которая существенно изменяет характер памятников, образовавшийся в результате применения ныне недопустимых реставрационных приемов.

Второй этап характеризует углубление научного познания древнерусской живописи с выходом в свет специальных изданий монографического порядка и обобщающего характера, усиление собирательской деятельности крупнейших коллекционеров26 с возникновением собраний Третьяковской галереи и Русского музея. Круг раскрытых икон расширился, и в него вошел ряд первоклассных произведений. Древняя икона как предмет старинного культа становится памятником древнерусской живописи и объектом искусствознания. Наиболее опытные и знающие иконники специализируются в области реставрации древнерусской живописи (после Октябрьской революции они вошли в систему Государственного реставрационного центра). Реставрация выполняется специалистами по заказу владельцев икон. Однако в целом уже намечается определенный курс реставрационной методики, на который имели некоторое влияние общие тенденции активных в то время реставрационных комиссий Императорского Археологического общества и отдельные исследователи искусства27.

На этом этапе нужно отметить общие положительные сдвиги в методике и технологии. После раскрытия прописывание подлинника и всякие доделки допускаются в редких случаях (без оглашения и вопреки принятой установке). Реконструкция утраченных частей ограничена. За немногими исключениями реставрация стремится все-таки придать памятнику поновлённый вид (первоначальный вид), и в то же время иногда сохраняются некоторые признаки старения (патина времени). Имеют распространение так называемые «фальшивки» или «новоделы».

Определенную роль в реставрации продолжают иметь личный вкус, эстетический и культурный уровень заказчиков и реставраторов, от которых зависит характер выполняемых работ и вид памятника после реставрации (иногда с пренебрежением данными подлинника).

Курс на возобновление древней монументальной живописи еще сохраняется, но практически сдерживается активным контролем реставрационных комиссий Русского Археологического общества.

Третий этап, начавшийся после Великой Октябрьской революции, внес коренные изменения в условия и развитие научного освоения и реставрации древнерусской живописи. Осуществление этих задач стало общегосударственным делом. Наиболее ценные произведения древнерусской живописи сосредоточиваются в Государственных музеях страны и освещаются в научно-исследовательской литературе. Организуется научный центр реставрации памятников искусства (ЦГРМ Главнауки) под руководством И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова, Ю. А. Олсуфьева, и с привлечением талантливых художников-реставраторов28. Несмотря на отсутствие разработанных концепций и теоретических обоснований, а также необходимых технических средств, практическая деятельность ЦГРМ и его отделений имела определенную принципиальную направленность и дала плодотворные результаты. Был выявлен и раскрыт ряд шедевров древнерусской живописи. Реализация накопленного опыта в области реставрационной методики без иностранного влияния вывела отечественную реставрацию на передовые рубежи.

Общность реставрационных позиций на третьем этапе несколько стерла индивидуальный подход реставраторов и руководителей к вопросам раскрытия и восстановления. Реконструкция утраченных частей памятников в системе ЦГРМ почти не допускалась. Некоторые раскрытые памятники, имевшие фрагментарную сохранность, не подвергались восстановительной реконструкции. Пример такой реставрации — Звенигородский поясной чин А. Рублева 1401 года. Сохранение памятников без реконструкции явилось наиболее оптимальным решением.

Наряду с подобным «чистым» методом реставрации без реконструкций, введенным, правда, в ограниченном объеме, был широко использован так называемый метод «фрагментаризации» 29. Об этом методе И. Э. Грабарь писал: «Если под новейшей записью не сохранилось древней живописи эта запись также не удалялась; лучше иметь на памятнике XII века запись XVII и даже XVIII, нежели XX века»30. Это имело целью «избежать произвольных вмешательств и уберечь от полного уничтожения при расчистке хотя бы отдельные фрагменты записей»31. Внедрение метода «фрагментаризации» не дало ожидаемых результатов и оказалось полезным только частично и в отдельных случаях.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.