ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

1Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры. М., 1971, с. 71

2Рассматривая вопрос восстановления в широком смысле слова, надо иметь в виду момент обнаружения памятников, находящихся «на местах», то есть вне музейного хранения. Этот момент является первичным актом восстановления жизни памятника в новой роли и имеет решающее значение в его дальнейшей судьбе. Недостаточная компетентность и небрежность некоторых экспедиций на север в 1950-х годах привели к тяжелым потерям ряда произведений.

3См.: Гагман Н. А. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи.— В кн.: Всесоюзная конференция. Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи. М., 1970, с. 98; В з д о р н о в Г. И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи.— Там же, с. 36—38.

4Цит. по кн.: Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры, с. 74.

5См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1976, с. 625.

6Покровский Н. В. Памятники христианского искусства и иконографии. Спб.,

1910, с. 344.

7Швидковский О. Телепередача «По замкам Потсдама». 13 июля 1975 г.

5В з д о р н о в Г. И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи.— В кн.: Всесоюзная конференция...

9Гагман Н. А. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи.— Там же, с. 107.

10Г р а б а р ь П. О древнерусском искусстве. М., 1966, с. 31.

11Там же.

12Там же, с. 300.

13Грабарь И. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 гг.— В кн.: Вопросы реставрации, т. I, 1926, с. 10— 11.

14Вряд ли можно считать удовлетворительным обоснованием реконструкции приведенное соображение «придать произведению художественно целостный облик». См.: Малова А. М. Принципы реконструкции произведений древнерусской станковой живописи в Гос. Эрмитаже.— В кн.: Всесоюзная конференция.., с. 205—207; Брянцев А. В. Выступление.— Там же, с. 252.

15Филатов В. В. Методы и способы раскрытия первоначального слоя древнерусской станковой живописи. См. в кн.: Доклады советских специалистов на конференции Комитета по лабораториям музеев международного совета музеев. Л 1063, с. 70. Непонятно, что подразумевает автор под «восстановлением подлинности».

16Ф и л а т о в В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., 1961, с. 104.

17Грабарь И. О древнерусском искусстве, с. 297.

18Там же.

19См.- Выступление О. II. Подобедовой.— В кн.: Всесоюзная конференция.., с. 235.

20Ф а р м а к о в с к и й М. В. Консервация и реставрация музейных объектов. М., 1947, с. 5, 25—32.

21Лихачев Д. С. К дискуссии о методах реставрации памятников древнерусской живописи.— «Искусство», 1972, № 2, с. 34.

22Нормальные условия хранения, как-то: температурно-влажностный режим, внешняя защита от вредителей, загрязнений среды, воздействия УФ, пожарная и сторожевая охрана и т. д., являются весьма существенным и важным обеспечением сохранности памятника, но не входят в понятие реставрации.

23Под пришедшими в негодность материалами, замена которых недопустима, подразумеваются части памятника, в той или иной форме выражающие художественный образ. В отношении «не художественных», а «конструктивных» частей памятника при значительном их разрушении и отсутствии возможности консервации может применяться реконструкция.

24См.: Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества М., 1974.

25См.: Горин И. П. О принципах восстановления произведений древнерусской живописи.— «Искусство», 1969, № 11, с. 58.

26И. С. Остроухов, П. М. Третьяков, А. В. Морозов. С. П. Рябушинский, Н. П. Лихачев, Л. К. Зубалов и другие.

27Известное влияние на методику реставрационных работ в то время имели: А. И. Анисимов, И. Э. Грабарь, Л. А. Мацулевич, П. И. Нерадовский, Ю. А. Олсуфьев, Г. О. Чириков, Н. Л. Околович, Н. П. Сычев.

28См.: Горин И. П. Очерк по истории реставрации музейных коллекций в Советском Союзе.— «Сообщения Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей», № 30. М., 1975, с. 154—179. Во многих случаях авторы реставрации следовали принятым установкам, и от них не зависело методическое решение реставрационных вопросов.

29Общепринятый термин «фрагментаризация» не соответствует смыслу работы. Позднейшие вставки и записи не являются фрагментами самого памятника. Сохранение позднейших доделок, не будучи процессом раскрытия, имеет более прямое отношение к реконструкции (реконструкция с помощью позднейших наслоений).

30Г р а б а р ь И. Э. О древнерусском искусстве, с. 116.

31Г а г м а н Н. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи.— В кн.: Всесоюзная конференция.., с. 129.

32«Расточка» и «разрядка» — методы обработки позднейших записей путем утоньшения красочного слоя, иногда с добавлением пигмента.

33См.: Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970, с. 37.

34Однако кажется странной замена сохранившихся старых боковых частей доски новыми с использованием древесины плохого качества.

35Реставрация и хранение музейных художественных ценностей.— Реферативный сборник. Вып. 2(5). М., 1974.

36Вздорнов Г. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи.— В кн.: Всесоюзная конференция.., с. 43.

37Выступление А. А. Золотарева.— В кн.: Всесоюзная конференция... с. 269—275.

38До 1976 г. реставрированные произведения в ГЦХРМ возвращались в музеи бел всяких протокольных документов.

39Автор убедился в этом в своей многолетней реставрационной практике.

40Г р е н б е р г Ю. И. Очерки по истории технико-технологических исследований живописи.— «Сообщения ВЦНИЛКР». Вып. 29. М., 1975, с. 47.

41За исключением специализированных экспозиций копий фресок, скульптур.

42Краски по составу связующего могут быть разными, что принципиального значения для тонирования не имеет. Нередко для этой цели используется акварель, имеющая положительные качества: тонкий слой и свойства обратимости. В тонировании утрат стенописи используется темпера ПВА.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.