ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 


113. Икона «Три святителя». XVII в. Деталь. Вологодский краеведческий музеи. В процессе реставрации

Тонирование выполняется с помощью красок с большим или меньшим приближением к подлиннику в цветовом и тональном отношениях42. Тонировочная вставка обычно требует предварительной мастиковки, то есть выравнивания поверхности грунта. Мелкие утраты обычно заполняются в одном цвете, без моделирования светотени и рисунка. Для предупреждения имитации подлинности тонировки исполняются в несколько измененном и, как правило, менее активном цвете.

Метод тонирования, восстанавливая живопись даже в ограниченных формах, в известной мере приближается к реконструкции. Поэтому надо считать его применение возможным только в особых случаях, исключая из них памятники раннего средневековья, отдаленные от нас веками.

Другой вид работ, с помощью которого ослабляется впечатление от утрат, в том числе белых пятен грунта, может быть так называемое «погашение». Этот способ нельзя отнести к реконструкции, так как он не восстанавливает утраченной живописи путем восполнения красочного слоя и не исполняется с целью скрыть утраты и деформации. Под этим процессом подразумевается визуальная нейтрализация и ослабление активности всяких ущербов с тем, чтобы сделать их менее заметными и таким образом улучшить возможность обозрения памятника. Для выполнения «погашения» не следует применять плохо зарекомендовавший себя «нейтральный цвет», то есть красочный слой, который не врастает в колорит памятника и, как правило, смотрится инородным телом. Лучшие результаты дают конкретные находки с учетом характера самих повреждений. применением лессировочной техники с усилением или ослаблением цвета (тона), а также промывки и стачивания.

Процесс «погашения» может быть различен и применим в разном масштабе и объеме. Благодаря пассивному характеру он не восстанавливает, а облегчает мысленное восстановление утраченных частей изображения.

Результаты работы этим методом в значительной мере зависят от такта, проявленного реставратором, который должен глубоко познать само произведение, специфику его повреждений и найти оптимальные формы реставрационной работы.

Вопрос о реконструкции красочного слоя древней живописи является наиболее острым и актуальным. Нет необходимости повторять все изложенные соображения, по которым восстановление памятника рассматривается как негативный процесс, несовместимый с самой идеей реставрации, с сохранением в неприкосновенности подлинного существа древнего произведения искусства.

Однако и в этом весьма определенном положении могут быть исключения. Круг таких исключений количественно ограничен и продиктован только крайней необходимостью устранить препятствия к элементарному зрительному восприятию и к пониманию его образной сущности. Само собой разумеется, что случаи реконструкции должны быть абсолюта и достоверны и лишены имитации подлинника.


110. Икона «Архангел Михаил». XIV в. ГТГ

О возможности такого исключения из правил можно судить по некоторым реставрационным работам начала XX века, и в частности по известной иконе «Архангел Михаил» XIV века из собрания Рябушинского (ГТГ). Во время ее реставрации еще в дореволюционное время на месте стыка частей доски по небольшим сохранившимся следам вполне достоверно восстановлена часть левого глаза. Можно отметить активность цвета реконструкции, ослабить которую было бы полезно для более четкого обозначения ее границ. Остальные довольно значительные утраты и повреждения иконы оставлены без восстановления. Нет сомнения в том, что данная реконструкция одной детали на иконе противоречит принципам чистой, рафинированной реставрации. Однако нужно взвесить: можно ли мысленно докомпоновать художественный образ данного изображения без глаза. Если нет, то нельзя не учитывать практический результат этой строго ограниченной реконструкции, которая позволила ввести памятник в научный и экспозиционный обиход.

Реставрация иконы «Архангел Михаил» может послужить примером при рассмотрении еще одного принципиального положения. По мнению сторонников систематического осуществления методических правил, независимо от условий, совмещение различных принципов реставрации на одном объекте недопустимо. Но так ли это? Как на многих других памятниках, на той же иконе «Архангел Михаил» допущенная реконструкция глаза вполне сочетается с отказом от восстановления многих других утрат. Стремление избежать такого совмещения различных приемов на одном объекте или в одном комплексе носит схоластический характер реставрации, основанной на формальной неизменности метода, без учета оптимальных возможностей.

Обзор отечественной реставрации древнерусской живописи и затронутые вопросы сохранения подлинного существа памятников не должны создавать ложного представления о необычайной сложности и трудности этой задачи. Доля «трудных» вопросов в потоке реставрационных работ не так уже велика, и они вполне разрешимы. Многие памятники имеют удовлетворительную сохранность. Осуществление процесса раскрытия подлинной живописи является главной целью реставрации и основой восстановления. Об эффекте раскрытия можно судить по фотоснимкам до и после расчистки иконы «Иоанн Предтеча» начала XVI века из деисусного чина Корлилиево-Комелъского монастыря (Вологодский музей).


115. Икона «Иоанн Предтеча» из деисусного чина. Начало XVI в. Вологодский краеведческий музей. До реставрации

116. Икона «Иоанн Предтеча» из деисусного чина. После реставрации

* * *

В идее восстановления памятников древнерусской живописи должна быть заложена не созидательная деятельность, в результате которой памятник как бы вновь обрастает тем материальным и духовным содержанием, которое было утрачено в течение веков. Утраченного не вернуть. Под восстановлением памятника подразумевается процесс возвращения к жизни, сохранения его физической природы и эстетической активности. Для этого должны быть использованы все современные средства и возможности на основе научных достижений и практического опыта. Важными условиями являются разумная сдержанность, индивидуальный подход к объекту, а главное — максимальная сохранность и неприкосновенность изобразительной сферы подлинника, без всяких домыслов и творческого участия реставратора. В этом состоит культура реставрационной работы.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.