ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 


111. Икона «Одигитрия» из села Быстрокуръе. 1543. ГРМ. В процессе реставрации

Утрата части досок некоторых икон может вызывать разноречивые мнения о допустимости данных реконструкций. Вопрос связан с индивидуальным пониманием реставрационных задач и возможностей их решения. Так, например, на известной иконе «Еван, Георгий и Власий» XIII века (ГРМ) во время ремонта в прошлом доска на стыке частей была стесана и при сплочении вдоль всей доски образовалась утрата в виде полосы шириной приблизительно 10—15 мм. Ширина доски сократилась, и изображение центральной фигуры пострадало. При реставрации иконы в ЦГРМ в конце 1920-х годов недостающая часть доски не была восстановлена, и в таком виде памятник экспонируется до настоящего времени, создавая ложное представление об изображении фигуры Иоанна. Вряд ли данное решение можно считать единственно правильным. Восстановление утраченной части в центре доски (разумеется, без живописи и при сохранении впечатления утраты), возможно, могло быть более оптимальным.


112. Икона «Еван, Георгий и Власий» XIII в. Деталь. ГРМ

Для реконструкции утраченного грунта нет тех оснований, которые могут быть при восстановлении утраченной части доски. Скорее, наоборот, больше оснований для возражений, которые сводятся к следующим мотивам: утраты грунта на значительных участках вполне могут оставаться без заполнения новым левкасом, и, как показала практика, во многих случаях такое решение является лучшим. Вставка нового грунта, как правило, нуждается в последующем нанесении красочного слоя, что усложняет вопрос, поскольку живописная реконструкция вызывает наиболее существенные возражения. Между тем сохранение вставки нового грунта без красочного слоя, то есть без живописи или тонировки, обычно резко контрастирует на фоне оригинала.

Таким образом, в подобных ситуациях часто возникает дилемма: либо сохранить утрату грунта без нанесения левкаса и без живописной реконструкции, либо восстановить грунт и допустить живописное дополнение в той или иной форме (иногда с необходимостью докомпоновать ответственные детали). Благоразумие и элементарная научная ответственность подсказывают решение: сохранить утрату без грунта. О положительных результатах такого решения говорят многие примеры, и в том числе иконы «Звенигородского чина» и «Подкубенской Богоматери».


106. Андрей Рублев. Икона «Спас» из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ

114. Икона «Богоматерь Умиление Подкубенская». XIV в. Вологодский краеведческий музей

В некоторых случаях возможно сохранение доделок левкаса с позднейшим красочным слоем, особенно по краям полей. Это не вызывает возражений и в тех случаях, когда позднейшие доделки не искажают общего впечатления.

Вопрос восстановления небольших утрат и повреждений грунта с красочным слоем также не имеет однозначного ответа, хотя в принципе он решается вполне определенно. Небольшие утраты и повреждения фактуры имеют разное происхождение, являясь признаками старения, влияния времени и эксплуатации, и часто ложно понимаются как ушерб и изъяны. К их числу относятся кракелюры, трещины в материале основы и грунта, щербины, некоторые виды деформации основы, иногда следы ожогов и т. д. Значительный удельный вес имеют следы от гвоздей икладов. Они образуются при установке металлических (в том числе басменных) окладов с большим количеством бронзовых гвоздей. Около гвоздей вследствие коррозии металла часто возникала ржавая окрашенность. Обычно иконы поступают в реставрацию без окладов, но в теле иконы остаются гвозди, подлежащие удалению.

Преследуя задачу устранения дефектов и восстановления «первоначального вида», практика ГЦХРМ в послевоенном периоде ввела систему максимальной ликвидации всех повреждений на поверхности икон, сглаживая следы прошлого, обезличивая минувшие условия жизни памятника и создавая часто «зализанную» скованную невыразительную фактуру. Этот процесс сопровождался тщательным выравниванием поверхности, скрупулезным тонированием утрат и даже нанесением нового золота на фоне. Особо заглаженную обновленную фактуру создавала так называемая мастиковка поверхности.

Между тем большинство таких повреждений не снижают художественно-исторической ценности памятника, не могут рассматриваться как порочащие дефекты, а наоборот, часто обогащают наши знания о произведении. В частности, это касается и следов от гвоздей окладов, которые в крайних случаях могут быть частично уменьшены. Когда травмы на поверхности грубо искажают общее впечатление, в распоряжении реставраторов всегда есть паллиативный прием ослабить резкий характер повреждения, не уничтожая и не скрывая его наличия. Под этим ослаблением подразумевается некоторое снижение объема цветовой активности повреждения.

Утраты живописи, естественно, бывают разные как в количественном, так и в качественном отношении: от значительных разрушений с потере!! ответственных и больших по размерам деталей изображений до мелких, иногда точечных осыпей красочного слоя. Мелкие утраты в виде белых пятен левкаса, рассеянные по красочному слою, обычно акцентируют внимание и затрудняют восприятие цвета, рисунка и нюансов живописи. Такие утраты нуждаются в большей или меньшей форме ослабления зрительного впечатления посредством тонирования или «погашения».

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.