ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 


105. Андрей Рублев. Икона «Апостол Павел» из так называемого «Васильевского чина». XV в. ГРМ

Коренное изменение характера реставрационных работ по монументальной живописи также произошло лишь в 1920-х годах, то есть с момента организации Всероссийской Комиссии по делам реставрации при музейном отделе Наркомпроса — в дальнейшем ЦГРМ Главнауки (с 1924 г.). Только с этого времени можно говорить о развитии реставрационных работ по монументальной живописи с позиций сохранения подлинника и отказа от возобновления. В итоге реставрационной деятельности за это время были открыты многие уникальные памятники, проведен ряд выдающихся работ по съемке стенных росписей и сохранению их в музейных условиях (в Киеве, Ярославле, Калязине и др.).

Однако в методике, технологии и практике реставрационных работ по стенописи многие вопросы не были решены. Работы производились без достаточного опыта и проверки, без научной информации, часто «келейно» и в скрытой форме. Это явилось причиной некоторых неудач, а также недоразумений, примером чему является нашумевшая дискуссия по поводу изображения женской половины семьи Ярослава Мудрого в росписи XI века Киевской Софии33.

Как во всяком сложном и новом деле, в реставрации этого периода были промахи и ошибки, некоторые из них получили огласку, а другие остались «за закрытой дверью». Многие были вызваны несовершенством техники и недостатком опыта. Тем не менее при всей строгой и объективной оценке довоенной реставрационной деятельности нужно отметить, что именно в этот период впервые утвердилась и, в общем, осуществлялась главная и самая важная задача — сохранение и раскрытие подлинного существа памятника.

Четвертый этап (послевоенный период— до 1968 г.).

Значительный ущерб, причиненный войной памятникам древнерусского искусства, вызвал неотложную реставрационную активность. С помощью небольшого круга довоенных специалистов создаются реставрационные мастерские с новыми кадрами реставраторов. Пересматривается традиционная методика реставрации. В нее вносятся существенные изменения. Разрабатываются новые приемы и технические средства раскрытия памятников, усиливается собирательская деятельность музеев и расширяется круг открытых памятников. Выходят в свет издания по истории древнерусской живописи и монографические публикации.

Переоценка реставрационной деятельности предыдущего периода и отсутствие твердых теоретических установок и методики в отношении восстановления утраченных частей памятников создали кризисную противоречивую ситуацию. В доминирующем курсе (принятом в ГЦХРМ им. Грабаря, а вслед за ними и в других музеях) вновь вошла в практику реконструкция утрат, по существу, явившаяся своеобразной формой обновления древних памятников. Следы жизни и границы между подлинником и реконструкцией в большей или меньшей степени стирались. Таким образом, в разных формах и объемах была допущена реконструкция многих произведений древней живописи. В их числе икона Максимовской Богоматери конца XIII века (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), которую бесчисленные тонировки и дополнения с выравниванием фактуры лишили впечатления подлинного памятника. Такой же результат дают и частичные реконструкции, как, например, нанесение нового золота на фон и поля иконы «Введение во храм» XVI века (Вологодский краеведческий музей).


108. Икона «Никола» из села Передки Новгородской области. XIII в. Гос Эрмитаж. После расчистки и восстановления недостающей части доски

109. Икона «Никола» из села Передки Новгородской области. После реставрации и реконструкции

Многие реконструкции, выполненные даже без имитации подлинника, вызывают отрицательную реакцию. Так, в Гос. Эрмитаже на иконе Николы XIII века из деревни Передки реконструирована значительная часть доски с утраченной живописью. Данное произведение может служить образцом неудачной реставрации и реконструкции. Доделка доски с грунтом и красочным слоем инородна памятнику как «отторженная» часть организма и вызывает впечатление «несовместимости». Утраты живописи в остальных местах заделаны с имитацией подлинности. В итоге цельность памятника нарушена.

Отсутствие общности позиций и необходимой научной информации было причиной различных подходов к вопросу восстановления и реконструкций в разных реставрационных мастерских. В этом смысле еще продолжалось влияние индивидуальных вкусов и компетенции отдельных реставраторов и специалистов.

В этот период была начата реставрация ряда объектов монументальной живописи в Киеве, Пскове, Ярославле, Смоленске и других городах. Особое место занимает впервые осуществленное уникальное по методам восстановление разрушенных во время войны фресок церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде.

Окончанием четвертого этапа следует считать 1968 год — год Всесоюзной научной конференции о принципах реставрации древнерусской станковой живописи, на которой обсуждались вопросы восстановления и реконструкции памятников и были приняты необходимые организационные решения. Конференция безусловно должна была оказать влияние на реставрационную практику. Тенденции к широкому внедрению реконструкции ослабли, повысилась ответственность за сохранение подлинного существа памятника.

Делать выводы о результатах реставрационной деятельности в наступившем новом этапе преждевременно. Однако можно считать некоторым сдвигом и отрадным явлением реставрацию ряда икон без реконструкций. Как пример можно назвать реставрацию фрагментарной иконы «Богоматерь Умиление Подкубенская» XIV века (Вологодский краеведческий музей) 34 или несколько икон Гос. Русского музея, показанных на выставке произведений Дионисия в 1976 году, но с еще недостаточно отработанной формой погашения утрат.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.