ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 


107. Икона «Богоматерь Владимирская». XII в. ГТГ

Одним из таких случаев была реставрация знаменитой иконы Владимирской Богоматери XII века (ГТГ), где от первоначальной живописи сохранились лишь лики Богоматери и младенца, а остальная живописная поверхность составляет совокупность фрагментов разновременных поновлений иконы, с помощью которых удалось «собрать», исторически достоверно реконструировать композицию всего изображенья. Данную реставрацию нужно признать положительным решением. Раскрытие иконы с использованием разновременных записей не устранило их разнохарактерности. Однако только благодаря методу данной реставрации памятник большой исторической значимости и художественной ценности обрел новую жизнь. Фрагменты записей восстановили композицию, в известной мере — художественный образ, и отражают важные этапы жизни памятника — своего рода национальной святыни и свидетеля крупнейших исторических событий древнерусского государства. Поэтому и сегодня метод «фрагментаризации» иконы Владимирской Богоматери остается для нее единственно возможным.

Положительные примеры «фрагментаризации» немногочисленны. В большинстве случаев «фрагментаризации» сводилась к тому, что обычно на светлой, чистой по цвету первоначальной живописи оставались резко контрастные темные глухие вставки позднейших записей, которые не только не восстанавливали утрат, но нарушали единство впечатления, мешали обозрению и без комментария отнюдь не создавали представления о сложной и многовековой «жизни» памятника. Одним из примеров несовместимости древней живописи с позднейшей «чинкой» может быть икона «Апостол Фома» начала XV века (ГРМ) с сохраненным орнаментом XVIII века по краям, который нарушает впечатление цельности древнего произведения.


103. Икона «Апостол Фома». XV в. ГРМ

Недостатки метода «фрагментаризации» вынудили впоследствии отказаться от его массового применения и вызвали переделки ранее оставленных позднейших вставок. Вставки в дальнейшем смягчались с помощью так называемых «разрядок» или «расточек»32, которые также себя не оправдали, так как живописная поверхность, обработанная таким сложным и многодельным способом, теряла свою атрибуционную достоверность и, по существу, не отличалась от обычной тонировки. Массовое применение способа разрядки и увлечение им в некоторых реставрационных работах достигло абсурда. Так, например, в Русском музее в 1930-е годы была осуществлена разрядка позднейших записей почти на всей живописной поверхности известной иконы «Архангел Михаил» и других икон начала XVI века так называемого «Кашинского чина». В результате такого процесса восстановления от сильно утраченного подлинника осталось еще меньше. Мало того, границы подлинного и «расточенного» визуально потерялись, а приобретенный «блестящий» вид памятника вызывает вопрос, а не являются ли данные иконы в целом делом рук искусного реставратора?


104. Икона «Архангел Михаил» из деисусного чина Кашинского собора. Начало XVI в. ГРМ. После реставрации

Кроме указанных приемов, так и не разрешивших проблему восстановления утраченных частей живописи, в практике реставрации того периода широко применяются методы тонирования и погашения утрат. Разница между ними состоит в том, что при тонировании утраты заполняются красочным слоем, более или менее приближенным к оригиналу в цветовом и тональном отношении, без моделирования светотени и рисунка. Тонирование принципиально близко к реконструкции, поскольку в известной мере восстанавливает утраченную часть изображения. Между тем под «погашением» также подразумевается процесс заполнения утраты красочным слоем, но без цветовой и тональной имитации подлинника. Этот процесс имеет ограниченную цель снижения активности утрат. Благодаря облегченному тонированию стали доступны обозрению многие первоклассные памятники древнерусской живописи, и в том числе иконы Рублевского, так называемого «Васильевского чина» (ГРМ и ГТГ) с наполовину утраченным красочным слоем подлинника. При современной оценке метода реставрации «Васильевского чина» нужно признать его результативность, допуская необходимость лишь некоторых небольших изменений сделанных тонировок.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.