ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

1 См. подробнее: Hunt John D i x о п. The Figure in the Landscape Poetry, Painting, Gardening during the Eighteenth Century. L., 1977.

2 Созданный по его собственным проектам сад в Твикенхэме получил отражение в поэзии А. Поупа: см. его стихотворение "On his Grotto at Twickenham" — The Works of Alexander Pope, vol. 4, L., 1776, p. 47—48.

3 См.: Дубя го Т. Б. Летний сад. М.—Л., 1951, с. 14.

4 ДубягоТ. Б. Летний сад, с. 39. Эти же любимые им сюжеты Петр I использовал при устройстве Петергофского сада. Традиция басенного оформления Летнего сада дожила до наших дней в памятнике И. Крылову.

s См.: Delia Torae, Storia deH'academia Platonica di Firenze. Firenze, 1902.

6 Такое понимание «садов Лицея» отсутствует в имеющихся комментариях к «Евгению Онегину». Отсутствует оно даже в наиболее полном истолковании «Евгения Онегина», принадлежащем В. Набокову: Eugene Onegin. A Novel in Verse by Pushkin. Translated from the Russian, with a Commentary by Vladimir Nabokov in four volumes. Panteon Books. Без года.

7 Кстати, утрата «декоративного эффекта» старыми деревьями весьма сомнительна. Дерево не утрачивает своей декоративности с возрастом, а лишь меняет ее характер. Зато сам по себе возраст важная «свидетельствующая» функция дерева.

8 Рукопись хранится в архиве Л. М. Тверского в Институте им. И. Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде.

9 Гоголь Н. В. Мертвые души, т. I, гл. 6 (примечание Л. М. Тверского).

10 О долговечности деревьев С. С. Пятницкий пишет: «Наблюдались экземпляры дуба, у которых, путем подсчета годичных колец, был установлен возраст около 1000—1500 лет. Липа доживает до 700—800 лет. образуя ствол с диаметром до 4—5 метров, бук — до 500—600 лет, береза живет 250—300 лет, ольха 200—300, осина — 250—300, тополи 180—200 лет. Из хвойных наиболее долговечен тисе, доживающий до 2000—3000 лет. Сосна доживает до 400—600 лет, ель — до 300— 400 и т. д. Все эти данные относятся к исключительно сохранившимся в благоприятных условиях роста отдельным экземплярам указанных пород. Средняя же продолжительность жизни значительно меньше и для осины, березы, ольхи, граба исчисляется в 100—200 лет, липы — 200—300, дуба 300—400, сосны, лиственницы 200—300, ели 150—200 лет, в неблагоприятных условиях роста долговечность еще более сокращается. Особенно важен предельный возраст древесных пород, который наблюдается при выращивании их в степи, в засушливом климате. Здесь долговечность деревьев очень сокращена: дуб живет до 100— 120 лет, ясень 50—60 лет, клен, липа 40, береза 40—70, тополи 20—25 лет и т. д.» (Пятницкий С. С. Курс дендрологии. Харьков, 1960, с. 57).

11 Pevsner N. Studies in Art, Architecture and Design, v. 1. New York, 1968, p. 100.

12 Там же, с. 101.

13 Там же.

14 См. по этому поводу мою статью «Реставрация или подделка».— «Сов. культура», 1968, 1 фев., № 14.

15 Английские королевские садоводы, придерживавшиеся «французского» стиля.

16 «Зритель», № 420. Цит. по кн. Н. Певзнера (Pevsner N. Studies in Art, Architecture and Design), с 85.

17 Флерон — орнамент, напоминающий цветок.

18 Листья типа аканта, расчлененные обычно на 3 или 5 частей.

19 Начатки стеблей — часть аграфа, из которого начинается выход ветвей, пальметт.

20 Аграф — орнамент, который как бы связывает одни элементы рисунка с другими.

21 Рожки — часть орнамента, из которой выходят волюты, листья и т. п.

22 Переплетения (или сплетения) кривых или прямых линий вроде меандра.

23 Газонные раковины — угловые орнаменты нижних (квадратных) партеров.

24 La Theorie et la Pratique du Jardinage, ou Ton traite a fonds les beaux jardins apelles communement les Jardins de Plaisance et de Propriete. Anonym. A la Hage, ch. 4, 1715. Пер. Л. М. Тверского. Ему же принадлежат подстрочные пояснения.

25 Буленгрин — участок газона с углублением прямоугольной формы для игры в мяч. Применялся не только в Англии, но и во Франции. А. Лебпон пишет о типах партеров: «Партеры бывают различных видов, которые можно свести к четырем следующим типам: партеры узорчатые, партеры наборно-орнаменталь-ные, партеры английские, партеры разрезные. Встречаются еще и партеры водные, но они вышли нынче из моды.

Партеры узорчатые (или «вышивка») так называются потому, что рисунок из полосок буксуса (самшита.— Д. Л.), которым они засажены, имитируют на поверхности земли золотошвейные узоры тканей» (La Theorie et la Pratique du Jardinage, ch. 4).

26 Обращает на себя внимание английская практика. Как известно, английские парководы сажали деревья по краям аллей, оставляя для лужаек пространство между аллеями. В этих условиях английская практика допускала устройство двух боковых параллельных аллей, фланкировавших среднюю. Ряды деревьев оказывались как бы посередине одной широкой аллеи. С этим связана известная шутка: «англичане сажают деревья на дорожках, чтобы сохранить газоны во всей остальной части своих парков».

27 R e p t о n H. Observations on the Theory and Practice of Landscape Gardening, 1803, p. 234.

28 P r i с e U. The Essays on the Picturesque, v. 2, 1810, p. 121. 23 Там же, с. 126.

30 Rep ton H. Fragments in the Theory and Practice of Landscape Gardening, 1810, p. 536 (в дальнейшем — Fragments).

31 См.: Макаров В., Петров А. Гатчина, гл. 3. Л., 1974.

32 Отметим довольно характерную особенность английских парков: открытые берега рек, каналов и других водоемов — как в регулярных парках, так и в пейзажных.

33 Pevsner N. Studies in Art, Architecture and Design, v. 1. From Mannerism to Romanticism, 1968, p. 140—141. Цитаты из Х. Рептона и Ю. Прайса приводятся по этой книге. Пер. мой.

34 См.: R e p t о n H. An Inquiry into the Changes of Taste in Landscape Gardening. Sketches, p. 856.

35 Rep ton H. Observations on the Theory and Practice of Landscape Gardening, p. 151.

36 Там же, с. 155.

37 PriceUvedale. Essay on the Picturesque, v. 2. 1974, p. 132.

38 Fragments, p. 428.

39 Fragments, p. 52.

40 Fragments, p. 30.

41 R e p t о n H. Sketches and Hints on Landscape Gardening, 1794, p. 98.

42 Насколько трудно восстанавливать и поддерживать настоящий регулярный сад, может дать представление следующая выдержка из книги о садоводстве А. Леб-лона: «Партеры отличаются от других частей сада тем, что они лучше выглядят в первое время после их осуществления, чем впоследствии,— только с затратой больших трудов по их поддержанию в порядке и непрерывными заботами можно избежать деградации их красоты. Буксус (самшит.— Д. Л.) при разрастании теряет четкость своего рисунка, под влиянием дождевых потоков поверхность земли теряет свою ровность, засыпки разных колеров теряют ясность своей расцветки и смешиваются при подметании дорожек и тропинок, газоны становятся мохнатыми. Необходимо содержать буксусные полоски очень низкими, стричь их два раза в год и следить за тем, чтобы контуры их не искажались неумелыми руками; засыпки должны часто возобновляться для того, чтобы лучше выделялся буксус и для выравнивания поверхности и, что особенно важно, газоны следует косить и исправлять их края каждый месяц, а кроме того, необходимо менять их каждые три-четыре года. От всего этого зависят художественные качества партеров. Эти части сада менее всего допускают небрежение...» (La Theorie et la Pratique du Jardinage, ch. 4).

43 Именно в этом плане должна рассматриваться и прекрасная книга И. А. Косаревского «Искусство паркового пейзажа». М., 1977. Она посвящена только парковому пейзажу, но не должна рассматриваться как книга, посвященная паркам в целом — паркам как таковым. История последних еще не написана.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.