ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Летний дворец Петра I в Летнем саду был построен в 1710—1712 годах как один из первых «образцовых» домов будущего Петербурга, но сделанный не по типовому проекту Трезини, а как вариант проекта, по специальному заданию.

Здание, возможно, строилось с использованием стен построек шведа майора Конау, усадьба которого находилась на этом месте до появления на Неве русских. Несмотря на сложные условия работы и строгую экономию строительных материалов, Летний дворец постарались сделать действительно образцовым жилым домом, не хуже западноевропейских. Здесь легкие и прочные строительные конструкции, плоские перекрытия, большие окна с «лунным» стеклом, продуманная система помещений обслуживания — кухни и кладовых, «нужных мест» в двух этажах, оборудованных весьма монументальной системой проточно-промывной канализации в кирпичных стояках и тоннелях, так же, как и легкая канализация в петергофском Монплезире — самое раннее известное нам устройство такого рода в Европе.


74. Шурф с раскрытием «гаванца» Летнего дворца

У южного фасада здания был сделан «гаванец» — прямоугольный бассейн, раскрытый в сторону реки Фонтанки, который позволял речным судам подходить непосредственно к главному входу в здание. «Гаванец» укреплен каменной набережной. Это самая ранняя известная нам каменная набережная Петербурга, и, возможно, как и здание Летнего дворца, она тоже была «образцовым» сооружением, сделанным в качестве эксперимента 14.

В Летнем дворце в ходе реставрационных работ экспонированы пять музеефикаций и одна условная экспозиция.


73. Музеефикация конструкции стены и первоначальной отделки приемной Летнего дворца. 1710—1712

1. В приемной — остатки первоначальных изразцовых панелей, обнаруженные в северо-восточном углу здания после разборки позднейших Деревянных панелей. Заново воссозданные облицовки отделены от подлинных. Первые композиции воссозданных облицовок аналогичны подлинным — для сравнения-проверки, так же как это было уже сделано в комнатах Монплезира.

2. Фрагмент скрытой конструкции — первоначальной фахверковой стены между приемной и тронной комнатами. Основа конструкции представляет собой раму, связанную из сосновых брусьев квадратного сечения (12,5X12,5 см). Пространство рамы заполнено кирпичной кладкой на растворе, аналогичной другим стеновым кладкам здания.

3. В кабинете и спальне Петра поставлены декоративные лепные плафоны — копии подлинных плафонов начала XVIIIвека из Монплезира. Поставлены они как условная экспозиция — аналогия существовавшим здесь и в других комнатах лепным плафонам, которые были утрачены еще в XVIIIвеке, для воссоздания которых не было никаких материалов.

4. В кабинете Петра показан люк-мусоропровод, ведущий в трассу проточно-промывной канализации.

5. В кухне на северной стенке оставлен фрагмент кладки и разборки — зондажа ее в дымоход. Это раскрытие свидетельствует о более раннем происхождении этой стены по сравнению с другими кладками здания, что и наводит на мысль о возможном ее отношении к постройкам усадьбы майора Конау, находившимся на месте Летнего дворца.

6. Показано раскрытие следов простого плоского междуэтажного перекрытия, которое существовало здесь до устройства архитектором Шлютером около 1720 года парадной дубовой лестницы.


75. Вариант проекта реставрации набережной «гаванца» Летнего дворца. Фрагмент

76. Проект реставрации «гаванца» Летнего дворца. Перспективный рисунок

7. «Гаванец» перед зданием показан условно, путем понижения территории на 0,45 м, с каменным поребриком, повторяющим его натуральные габариты в плане. Имеется проект музеефикации фрагмента «гаванца»— каменной подпорной стены с причальным кованым кольцом, деревянной балюстрадой и кирпичной, на ребро, отмосткой. Полное восстановление этого интереснейшего образца начала строительства Петербурга включено в проект реставрации Летнего сада и намечено для осуществления 15.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.