ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Домик Петра I на Петровской набережной Невы — первая в новой столице резиденция главы государства. Он срублен за три дня в 1703 году и считается первым зданием Петербурга. Уже сам царь сделал его исторической реликвией и приказал поместить под навес, а затем в здание-футляр, который с тех пор четыре-пять раз видоизменялся и дошел до нас в формах второй половины XIXвека.

Домик Петра — первый у нас в начале XVIIIвека образец поиска нового — простая шестистенная рубленая русская изба с четырехскатной гонтовой кровлей, но с большими лежачими окнами и с вытесанными плоскими стенами, окрашенными под кирпич.


67. Западный фасад Домика Петра I . 1703. До реставрации

Позднейшие нарушения архитектуры Домика, особенно его фасадов, появились в основном в 1870-х годах, когда Домик переоборудовался для часовни. Так как сруб рассохся и покосился, его выправили, подтянули и укрепили наружными вертикальными досками-связями на болтах. Доски «замаскировали» под пилястры, как и углы сруба. Это новое архитектурное оформление было завершено мелкопрофилированным карнизом.

Позднейший мраморный пол здания-футляра почти на венец закрывал фасады Домика. На южном фасаде был пропилен еще один дверной проем, который требовался для эксплуатации часовни, а окна были оформлены обычными рамами конца XIXвека.


68. Западный фасад Домика Петра I . Во время реставрации

Реставрация памятника в 1970-х годах началась после его исследования или, вернее, визуального обследования с установкой внутри его объема жесткого каркаса из стальных уголков. Это позволило снять с фасадов все позднейшее укрепление, а когда под досками «пилястр» обнаружились следы первоначальной окраски фасадов под кирпич, было проведено последовательное снятие девяти — одиннадцати слоев масляных покрасок11. Несколько покрасок, близких нам по времени, были также выполнены под кирпич, но совсем иначе, чем первоначальная. У первоначальной покраски «кирпичи» были огромные, в два раза больше натуральных и, соответственно, с толстыми швами. Мазок кисти сочный, с размахом. Трудно было не заметить такую «кирпичную кладку» даже с другого берега широкой Невы. Она служила эффектным и убедительным образцом такого рода окраски стен, предусмотренной петровским указом. У позднейшей же окраски начала XXвека «швы» были тонкие и вычерчены по правилу, а колер значительно темнее первоначального.

Первоначальная окраска фасадов Домика сохранилась плохо, только в виде полустертых фрагментов. Но следовало ли ее воссоздавать? Вернуть ей тот декоративный эффект, на который она была рассчитана, когда Домик был еще в широком обзоре новостроящегося города, мы, в условиях «футляра», не можем, хотя, заметим, это было бы очень заманчиво и сейчас, в условиях существующего городского ансамбля. В «футляре» Домик остается музейным экспонатом и в качестве такового демонстрируется и воспринимается вблизи как бы «в лупу». И в этих условиях следует максимально сохранить именно подлинность материала — то качество, которое убеждает нас в достоверности экспоната, внушает к нему доверие. Вот почему сейчас при реставрации живописи были произведены только ее расчистки до первого слоя, но дописывание утрат, а тем более переписывание подлинной живописи не производилось.

Но Домик изменился не только из-за оформления фасадов. Он стал после реставрации на 15 см выше, так как был убран пол из мраморных плит (отмостка на новой отметке сделана из клинкера на ребро «в елочку», как это мы видим около Летнего дворца на набережной «гаванца» и у петергофского Монплезира).

Исключительно эффектно стали восприниматься оконные заполнения, дубовые переплеты которых были заменены свинцовыми, с мелкой расстекловкой «лунным» стеклом; ее живая волнистая поверхность стала эстетически поддерживать фасадные поверхности.


69. Западный фасад Домика Петра I . После реставрации 1970-х гг.

При реставрации памятника следовало обязательно сопоставить это «до» и «после» его архитектурного оформления, показать наглядный и весьма поучительный пример его исторической трансформации.

Для этого и на наличниках окон со стороны интерьеров 12 были оставлены маленькие фрагменты послойных расчисток. Они фиксируют до десяти в каждом случае видоизменений окрасок.


70. Муаеефикация. Фрагмент Домика Петра I перед реставрацией

А для общей, комплексной музеефикации был показан уже не один из видов оформления, но фрагмент архитектуры в целом в состоянии до реставрации, который дает яркое представление о том, насколько изменилась архитектура памятника за двести семьдесят лет его существования. Такого рода музеефикация как бы «обратная во времени». Она необходима, думается, во многих случаях реставрационной практики и сопоставляться может, конечно, не только с первоначальным, но и с любым последующим, промежуточным этапом жизни памятника.

Архитектура Домика много теряет без декоративных бомб и мортиры на коньке крыши, которые сейчас просто не помещаются под потолком футляра, а главное, для их воссоздания нет никаких данных.

Последний вариант здания-футляра построен в 1844 году (арх. Р. И. Кузьмин). Это здание, созданное как приспособление для эксплуатации памятника, чрезвычайно далеко от него и по образу, и по настроению, и, главное, по прямому своему назначению, так как оно дезинформирует о подлинном и принимается за Домик Петра I, особенно если видят его только снаружи. Не лучше ли избавиться от такой «информации > и заменить этот футляр (поскольку футляр вообще необходим для сохранения памятника) другим — просторным и прозрачным. Эскиз такого футляра показан на иллюстрации к статьям В. И. Пилявского и нашей 13.

Первоисточник: 
Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. ред. Д.С. Лихачева. М., 1981
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.