ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

1 Плющ О. Ф. О деятельности лаборатории реставрации монументальной живописи // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1960. Вып. 1. С. 44.

Приоритет открытия (в 1937 году) механизма синтеза кремнийорганических соединений — полиоргано-силоксанов путем гидролитической конденсации органоалкокси(хлор)силанов принадлежит выдающемуся советскому ученому академику К. А. Андрианову. Им же был введен в употребление термин «кремнийорганический». До этого использовалась другая модель словообразования: «кремнеорганический». Ее можно найти, например, в первой монографии, посвященной химии кремния, ленинградского исследователя Б. Н. Долгова (Химия кремнеорганических соединений. Л., 1933). Впоследствии термин «кремнеорганический» продолжали использовать ученик Б. Н. Долгова, академик РАН М. Г. Воронков, работающий с 1960-х годов в Сибирском отделении АН СССР, и его сотрудники. Это объясняет употребление в рамках одного издания, если в нем принимают участие представители различных школ, обоих терминов (см., например, сборник «Строение и реакционная способность кремнеорганических соединений», вышедший под редакцией М. Г. Воронкова в Иркутске в 1977 году).

2 Федосеева Т. С. Памяти Антонины Васильевны Ивановой 1921—1998 // ХН. М., 2000. Вып. 18. С. 129-133; Иванова Антонина Васильевна (1921-1998), химик // 50 лет Государственному научно-исследовательскому институту реставрации. Научно-информационный сборник. М., 2007. С. 115—116.

3 Иванова А.В., Лелекова О.В., Филатов В.В. Подбор материалов и разработка методов укрепления росписей стен мавзолея Гур-Эмир // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1968. Вып. 21. С. 42-54 (в дальнейшем: Иванова А. В. и др., 1968).

В 1970 году вариант той же статьи был опубликован в сборнике Научно-методического совета по охране памятников культуры МК СССР: Иванова А. В., Лелекова О. В., Филатов В. В. Подбор материалов и разработка методов укрепления росписей стен мавзолея Гур-Эмир // Практика охраны и реставрации памятников искусства : Сообщения. М., 1970. Вып. VI. С. 47—52 (в дальнейшем: Иванова А. В. и др., 1970).

4 Реставрационные работы проводил самаркандский реставратор Г. Н. Никитин (Иванова А. В. и др., 1970. С. 47).

5 Иванова А. В. и др., 1970. С. 48-49.

6 Там же. С. 49.

7 Иванова А. В. и др., 1968. С. 44.

8 Там же.

9 Иванова А. В. и др., 1968. С.45.

10 Moro P. Et L., Philippot J. La conservation des paintures murailes. Rome. 1966.

Под обратимостью материала Паоло и Лаура Моро и Жан Филиппо понимали сохранение им растворимости. «Адгезив,— писали они,— должен оставаться растворимым после длительного старения, то есть всегда должна оставаться возможность удалить укрепляющий материал с помощью растворителя» (цитируем по второму изданию их труда: La conservation des paintures murailes. Rome. 1978. P. 243, 247, примечание 1). Именно вследствие того, что силиконы, эпоксидные смолы и полиэфирные смолы не удовлетворяют «принципу обратимости» П. и Л. Моро и Ж. Филиппо полагали необходимым исключить эти материалы из реставрации. Им пришлось, однако, признать, что среди коммерческих продуктов очень трудно найти такие, которые удовлетворяли бы этому идеальному требованию и что, в конечном счете, применяя тот или другой материал, приходится идти на компромисс ( Ibid. Р. 260-261).

11 Иванова А. В. и др., 1968. С. 45.

Ганч, большую часть которого составляет гипс, теряет прочность в результате расклинивающего действия водных пленок, разъединяющих микроэлементы кристаллической структуры гипса, а также частичного растворения в воде двуводного сульфата кальция. В силу этого эксплуатация изделий на основе гипсовых вяжущих в условиях относительной влажности воздуха большей 60—65 % не допускается (Лесовик В. С, Погорелов С. А., Строкова B. В. Гипсовые вяжущие материалы и изделия. Белгород, 2000. С. 132).

12 Там же. С. 46.

13 Бажант В., Хваловский В., Радоуски И. Силиконы, кремнийорга-нические соединения, их свойства и применение. М., 1960; Миллс Р. Н., Льюис Ф. М. Силиконы. М., 1964.

14 Иванова А. В. и др., 1968. С. 46-47.

15 Идею гидрофобизации (без использования самого этого термина) органополисилоксановыми смолами «различных художественных и архитектурных каменных изделий, кирпичных труб» высказывают в своей книге К. А. Андрианов и М. В. Соболевский (Высокомолекулярные кремнийорганические соединения. М., 1949. С. 283—288). О применении кремнийорганических соединений для гидрофобизации строительных материалов чуть позже писал А. П. Крешков, который при этом позволил себе сослаться лишь на американский патент (Крешков А. П. Кремнийорганические соединения в технике. М., 1950. С. 115-116).

Практическому воплощению идеи гидрофобизации строительных материалов положили начало в СССР разработки 1950-х годов ленинградских исследователей Б. Н. Долгова и М. Г. Воронкова (Долгов Б. Н., Воронков М. Г. Применение кремнийорганических соединений для гидрофобизации материалов // Вестник Ленинградского университета. Л., 1954. № 5. C. 185-201).

В 1960-е годы, когда А. В. Иванова подбирала материалы для консервации стенописей, существовал уже довольно широкий круг гидрофобиза-торов, использовавшихся в строительстве, и было опубликовано более десятка брошюр, посвященных вопросам гидрофобизации строительных материалов (см. в частности: Алентьев А. А., Клетченков И. И., Пащенко А. А. Кремнийорганические гидрофобизаторы. Киев, 1962; Лаская Е. А. Повышение водостойкости строительных материалов путем гидрофобизации их кремнийорганическими соединениями. Киев, 1962; Воронков М. Г., Шорохов Н. В. Водоотталкивающие покрытия в строительстве. Рига, 1963; Лаская Е. А., Воронков М. Г. Кремнийорганические водостойкие покрытия. Киев, 1968; Пащенко А. А., Воронков М. Г. Кремнийорганические защитные покрытия. Киев, 1969; Пащенко А. А., Сулейменов С, Карибаев К., Калейник Н. Кремнийорганические гидрофобизаторы. Алма-Ата, 1968).

В 1970 году в ГНИИХТЭОС издается обзор, посвященный применению кремнийорганики в строительстве, часть которого составляют вопросы гидрофобизации (Музовская О. А., Поспелова Г. С, Денисова А. С. Применение кремнийорганических соединений в строительстве (Обзорная информация). М., 1970. 27 с).

Одновременно с использованием в строительстве уже с 1950-х годов метод гидрофобизации начинают применять и для консервации памятников архитектуры и скульптурного декора.

В упоминавшейся выше статье Б. Н. Долгова и М. Г. Воронкова 1954 года сообщается о разработке метода гидрофобизации мрамора, известняка, доломита и других видов отделочных камней диметилхлорсиланом и метилтрихлорсиланом. Этим способом была проведена гидрофобизация статуй на здании Русского музея, а также доломитовой вазы на крыше Мраморного дворца (Долгов Б. Н., Воронков М. Г. Применение кремнийорганических соединений для гидрофобизации материалов // Вестник Ленинградского университета. № 5. Л., 1954. С. 191—192). Теми же авторами был предложен способ гидрофобизации штукатурок, который был ими испытан на фасадах Мраморного дворца, а также гидрофобизации известковой покраски (Долгов Б. Н., Воронков М. Г. Применение кремнийорганических соединений для гидрофобизации материалов // Вестник Ленинградского университета. № 5. Л., 1954. С. 186-189, 192-193).

В начале 1960-х годов временные наружные порталы Спасского собора Спасо-Андроньева монастыря в Москве, выполненные из гипса, были гидрофобизированы этилтрихлорсиланом (Зворыкин Н. П., Спасская Д. К. Применение кремнийорганических материалов при реставрации и защите памятников архитектуры // Реставрация и исследования памятников архитектуры. М., 1975. С. 230). В 1968 году ГКЖ-94 и лаком Мет-1 была обработана белокаменная лестница собора Богоявленского монастыря в Москве (Зворыкин Н. П. Укрепление наземных конструкций // Методика реставрации памятников архитектуры. М., 1977. С. 157). В. В. Косточкин сообщал в 1965 году о возможности использования для гидрофобизации камня ГКЖ-99 (Вопросы консервации каменной кладки // Сообщения научно-методического совета по охране памятников культуры МК СССР. М., 1965. Вып.1. С. 60).

16 Иванова А. В. и др., 1970. С.49.

17 Там же.

18 Полиметилфенилсилоксановые лаки, применявшиеся в электротехнике, разрабатывались под руководством академика Кузьмы Андриановича Андрианова в возглавлявшемся им до перехода в образованный в 1954 году Институт элементоорганических соединений (ИНЭОС АН СССР) отделе электрической изоляции Всесоюзного электротехнического института, а также во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМе), где он возглавлял одну из лабораторий в 1946—1953 годах (Кузьма Андрианович Андрианов. М.,1978. С. 3-4).

При ВЭИ в 1950-е годы существовало опытное производство разработанных в нем кремнийорганических лаков. Технология их промышленного производства разрабатывалась в ГНИИХТЭОСе (Государственном научно-исследовательском институте химии и технологии элементоорганических соединений), там же им присваивались соответствующие наименования.

Два лака, испытанных А. В. Ивановой с соавторами, К54 и К55, упоминаются в изданном под редакцией К. А. Андрианова в 1958 году справочнике (Справочник по электротехническим материалам. Часть 1. Свойства материалов. / Под ред. К. А. Андрианова. М.—Л., 1958). «Электропромышленность не знает других лаков, равноценных по качеству полиорганосилоксановым»,— писал К. А. Андрианов (Андрианов К. А. Теплостойкие кремнийорганические диэлектрики. М.—Л., 1964. С. 249).

Некоторые из лаков, применявшихся в электротехнике, были впоследствии рекомендованы также для гидрофобизации строительных материалов (Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР. М., 1970. С. 23). В обзоре 1970 года, посвященном применению кремнийорганических соединений в строительстве, в качестве гидрофобизаторов называются лаки К-42, К55, Мет-1, КО-960П, КО-961П (Музовская О. А., Поспелова Г. С, Денисова А. С. Применение кремнийорганических соединений в строительстве : Обзорная информация. М., 1970).

По мнению А. А. Алентьева, И. И. Клетченкова и А. А. Пащенко, высокая стоимость кремнийорганических лаков являлась препятствием для их использования в строительстве (Кремнийорганические гидрофобизаторы. Киев, 1962. С. 44).

19 Полиалкиларилсилоксановая смола (Соболевский М. В., Музовская О. А., Попелева Г. С. Свойства и области применения кремнийорганических продуктов. М., 1975. С. 60).

20 Андрианов К. А. Теплостойкие кремнийорганические диэлектрики. С. 254.

21 Соболевский М. В., Музовская О. А., Попелева Г. С. Свойства и области применения кремнийорганических продуктов. М., 1975. С. 60.

22 Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР. М., 1975. С. 28, таблица 16.

23 Справочник по электротехническим материалам. Часть 1. Свойства материалов. / Под ред. К. А. Андрианова. М.-Л., 1958. С. 139; Андрианов К. А. Теплостойкие кремнийорганические диэлектрики. С. 259. См. также: Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР. М., 1970. С. 26-27.

24 Справочник по электротехническим материалам... С. 139; Андрианов К. А. Теплостойкие кремнийорганические диэлектрики. С. 255; Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР. М., 1970. С. 23—24; Кремнийорганический электроизоляционный лак К55. М., 1967.

25 Андрианов К. А. Высокомолекулярные соединения для электрической изоляции. М., 1961. С. 238; Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР. М., 1970. С. 25.

26 Андрианов К. А. Теплостойкие кремнийорганические диэлектрики. С. 262; Кремнийорганические продукты выпускаемые в СССР. М., 1970. С. 226—27; Кремнийорганический электроизоляционный лак К-65. М., 1967.

27 Соболевский М. В., Музовская О. А., Попелева Г. С. Свойства и области применения кремнийорганических продуктов. М., 1975. С. 127.

28 Иванова А. В. и др., 1968. С. 51.

29 Там же. С.53-54.

30 Кошеленко Г. А., Лелеков Л. А. Монументальная живопись Мансур-депе (Полевые исследования ВЦНИЛКР, 1968 г.) // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1971. Вып. 26. С.160-161.

31 Рузавин Ю.А. Консервация папье-маше из архитектурных памятников Средней Азии // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1968. Вып. 21. С. 55-59.

См. также вариант этой статьи в сборнике Научно-методического совета МК СССР: Практика охраны и реставрации памятников искусства / Сообщения. М., 1970. Bып.VI. С. 52-55.

32 Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // ХН. М., 1975. 1(31). С.47.

33 Там же. С. 49—50. На мызе Лоху смолой К-42 была обработана также и живопись, не нуждавшаяся в укреплении.

По сообщению Э. К. Лийн 1974 года (Министерство культуры Эстонской ССР), росписи Готлиба Вельте были укреплены К-15/3, что, вероятно, является ошибкой (Лийн Э. К. Стенные росписи и их реставрация // Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М., 1974. 2(5). С. 61).

34 Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // ХН. М., 1975. 1(31). С. 47-48.

35 Иванова А. В. Применение синтетических полимеров в реставрации монументальной живописи, выполненной во фресковой и темперно-клеевой технике // Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М., 1974. 2(5). С. 17-19.

36 К-15/3, впоследствии смола 174-71 (ТУ 6-02-1003-75), - силазановая смола, титаноксифорфорсилазан. Изготовлялась на Редкинском опытном заводе. (Продукты Редкинского опытного завода. Каталог-справочник, 1992. С. 6.)

В рекламном листке 1977 года указано, что смолы 174-71 (бывш. К-15/3), 174—72 (бывш. К15/5) представляют собой раствор кремнийорганического полимера в толуоле — жидкость от светло-желтого до коричневого цвета, имеют хорошую адгезионную и проникающую способность, биостойки и отверждаются при комнатной температуре. «Высокая проникающая способность дает возможность применять смолы для укрепления и гидрофобизации строительных материалов. 3-10 %-ные растворы смол легко, без предварительной подготовки поверхности, впитываются в разрыхленную поверхность слоя краски настенной живописи, укрепляя не только его, но и деструктированную штукатурку, сохраняя при этом пористость и обеспечивая хороший воздухо- и парообмен. После обработки смолами поверхность приобретает прочность, гидрофобные свойства, устойчивость к солнечной радиации, к воздействию высоких и низких температур. Применение смол позволило сохранить уникальные памятники живописи и архитектуры» Кремнийорганические смолы 174-71, 174-72. Черкассы, 1977).

Заметим, что об использовании для консервации памятников смолы 174—72, которая, так же как и 174—71, представляет собой раствор титаноксифосфорсилазана в толуоле, нам ничего не известно.

Возможность использования кремнийорганической смолы К-15/3 для консервации росписей изучалась в 1969—1970 годах во ВЦНИЛКР в рамках научно-исследовательской темы «Разработка новых методов консервации русской стенной живописи XI—XVIII вв.» (исполнители В. В. Филатов, А. В. Иванова, Ю. А. Рузавин). В то время она была известна под названием «кремнийорганическая композиция ЛТ-3». В 1969 году пробные укрепления смолой ЛТ-3 были проведены в церкви Успения в Каушанах (Молдавия) (Филатов В. В., Иванова А. В., Трухтанова Н. С, Рузавин Ю. А. Обзор применения новых материалов при реставрации настенной живописи на основе практических работ ВЦНИЛКР и СНРПМ. / НМС СССР. М., 1970 (?). С. 6—8. (машинопись)).

О К-15/3 на Киевском совещании, кроме А. В. Ивановой, сообщал и ряд других докладчиков (см. в сб. материалов Совещания: Филатов В. В. Основные проблемы реставрации монументальной живописи; Мельников В. В. Особенности реставрации стенописи Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря; Некрасов А. П., Балыгина Л. П. Исследование и реставрация монументальной живописи во Владимирской реставрационной мастерской (РИХМХЦ. Реферативный сборник. М., 1974. № 2 (5)).

37 Мет-1 упоминается как гидрофобизатор в обзоре ГНИИХТЭОС: Музовская О. А., Поспелова Г. С, Денисова А. С. Применение кремнийорганических соединений в строительстве (Обзорная информация). М.,1970.

38 Иванова А. В. Применение синтетических полимеров в реставрации монументальной живописи, выполненной во фресковой и темперно-клеевой технике // Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М., 1974. 2(5). С. 19.

39 В числе памятников монументальной живописи, укреплявшихся во второй половине 1960-х - начале 1970-х годов кремнийоганическими смолами, на Совещании были названы росписи Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире, Успенского собора Княгинина монастыря в Суздале, Покровской церкви г. Александрова (в докладе А. П. Некрасова и Л. П. Балыгиной), росписи XII-XV веков в древних кирхах Эстонии (в докладе В. В. Филатова). О пробных укреплениях росписей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря было упомянуто в докладе В. В. Мельникова. А. П. Некрасов и Л. П. Балыгина сообщили, что они применяют кремний-органическую смолу К-15/3 «не только при укреплении красочного слоя, но и деструктированной, разрушенной высолами штукатурки» (Некрасов А. П., Балыгина Л. П. Исследование и реставрация монументальной живописи во Владимирской реставрационной мастерской // РИХМХЦ. Реферативный сборник. М., 1974. № 2 (5)).

В 1969 году пробные укрепления смолой К-15/3 (ЛТ-3) были проведены в церкви Успения в Каушанах (Молдавия) (Филатов В. В., Иванова А. В., Трухтанова Н. С, Рузавин Ю. А. Обзор применения новых материалов при реставрации настенной живописи на основе практических работ ВЦНИЛКР и СНРПМ / НМС СССР. М., 1970 (?). С. 6-8. (машинопись)).

40 Решение совещания // Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М., 1974. № 2(5). С. 75.

41 Иванова А. В. Реставрация настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // РИХМХЦ. Научный реферативный сборник. М., 1975. Вып. 2. С. 17-19.

42 Иванова А. В. Причины разрушения настенной живописи // ХН. М., 1975. Вып. 1(31). С. 118-119.

43 Иванова А. В. Реставрация настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // РИХМХЦ. Научный реферативный сборник. М., 1975. Вып. 2. С. 17.

44 Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации // РИХМХЦ. Обзорная информация. М., 1983. Вып. 1. С. 40.

45 Назарова И. В. Применение синтетических материалов в реставрации произведений искусства // КРМХЦ. М., 1990. С. 29.

46 «В последние годы, — пишет И.В. Назарова,— по описанной методике были отреставрированы десятки памятников нашей страны: Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Успенский и Дмитровский соборы, Успенский собор Княгининамонастыряво Владимире, Рождественский собор в Суздале, Знаменский и Софийский соборы, церковь Симеона Богоприимца в Новгороде, Софийский собор в Киеве, костел Св. Духа в Вильнюсе, церковь Вильяла, Муху, Саарема в Эстонской ССР, Усмасская церковь в Риге, мавзолей Гур-Эмир и Туман-Ака в Самарканде, Никольская церковь в Могилеве, Софийский собор в Полоцке, собор Успения на городке в Звенигороде, Успенский собор и церковь Иоанна Богослова в Ростове Михлавском (вероятно, Ярославском. — К. М.) и многие другие памятники» (Там же. С. 29-30).

47 Блезе С. Г. Реставрация живописи Усмасской церкви XVIII в. (г. Рига) //ХН. М., 1981. № 7 (37). С. 107-115.

48 Донской Г. Г., Донская Л. Н. О реставрации росписей Благовещенского собора г. Сольвычегодска // ХН. М., 1984. № 9 (39). С. 42-50; Технология реставрации стенописи//ХН. М., 1985. № 10. С. 125.

49 Из статьи А. П. Некрасоваи Л.П. Балыгиной «Технико-реставрационное исследование живописи Андрея Рублева 1408 г. в Успенском соборе г. Владимира» (ХН. М., 1977. № 3 (33). С. 149) можно заключить, что водная дисперсия СВЭД была внедрена в реставрацию в 1974 году. Из текста статьи О. В. Обельченко и Г. Г. Донского «Реставрация росписей мавзолея Туман-Ака XV в.» (ХН, 1981. 7(37). С. 147-148) следует, что эксперименты со СВЭД проводились, возможно, уже в самом начале 1970-х годов (1970—1972).

50 Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации... С. 9—10.

51 Иванова А. В. Сравнительное рассмотрение методик реставрации настенной живописи в памятниках древнерусского зодчества // Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. Сб. научных трудов. М.,1987. С. 127.

52 Некрасов А. П., Балыгина Л. П. Материалы и методы реставрации монументальной живописи. Владимир, 1997. 72 с.

53 Там же. С. 19.

В некоторых случаях, замечают авторы, удаление небольшого слоя поверхностных загрязнений (пыли и паутины) с наиболее крепкой живописи необходимо выполнять сухим методом с помощью флейцев и мягких резинок. Тогда предварительной обработки живописи не требуется.

54 Там же. С. 20.

55 Там же. С. 21-22.

56 Там же. С. 22.

57 Там же. С. 23-24.

58 Там же. С. 25.

59 Там же. С. 19-20,31-33.

60 Иванова А. В. Сравнительное рассмотрение методик реставрации настенной живописи в памятниках древнерусского зодчества // Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. Сб. научных трудов. М., 1987. С. 130-131.

61 Егоров Ю. М., Иванова А. В., Лелеков Л. А. Полевая обработка фрагментов монументальной живописи на Кара-тепе в сезоне 1973 г. // Новые находки на Кара-тепе в Старом Термезе. Основные итоги работ 1972—1973 гг. М., 1975. С. 38-46.

Подробнее о недостатках методики консервации с использованием ПБМА 1940-го - начала 1970-х годов см. в: Мельникова Е. П., Маслов К. И. Применение синтетических материалов в реставрации монументальной живописи. Москва — Санкт-Петербург, 2000. С. 55.

62 Дорофеев А. Д. Применение кремнийорганической смолы К-15/3 при консервации и реставрации фрагментов живописи на лессовой основе из Кара-тепе //ХН. М., 1978. Вып. 4 (34). С. 59.

63 Зворыкин Н. П., Спасская Д. К. Применение кремнийорганических материалов при реставрации и защите памятников архитектуры // Реставрация и исследования памятников архитектуры. М., 1975. С. 231.

64 Там же. С. 232 (примеч. редакции).

65 Конференция ГосНИИР «Проблемы реставрации монументальной живописи» проходила 12—14 апреля 1994 года. Материалы конференции, посвященные технологии реставрации, были изданы НИО Информкультура РГБ: Технологические проблемы реставрации монументальной живописи // Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1994. Вып. 5.48 с; Технологические проблемы реставрации монументальной живописи // Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1995.Вып. 1. 53 с.

66 Филатов В. В. Назначение синтетических материалов в консервации настенной живописи. // КРПИК. Экспресс-информация. М., 1995. Вып. 1. С. 7.

67 Там же. С. 6-7.

68 Там же. С. 6.

69 Батхель Г. С. Проблема выбора материалов для укрепления древней церковной стенописи// КРПИК. Экспресс-информация. М., 1995. Вып. 1. С. 44-45.

70 Там же. С. 45.

71 Кулешова И. А. Сравнительный анализ использования природных и синтетических материалов для укрепления настенной живописи // КРПИК. Экспресс-информация. М., 1995. Вып. 1. С. 8.

72 Балыгина Л. П., Некрасов А. П. Особенности применения синтетических материалов в практике реставрации монументальной живописи и их эффективность// КРПИК. Экспресс-информация. М.,1994.Вып. 4. С. 27.

73 Малачевская Е. Л., Беляевская О. Н. Применение акриловых дисперсий для реставрации настенной живописи // КРПИК. Экспресс-информация. М., 1995. Вып. 1. С. 39.

См. также рекомендацию А. П. Некрасова и Л. П. Балыгиной снижать на светлых охрах по той же причине концентрацию смолы (Некрасов А. П., Балыгина Л. П Материалы и методы реставрации монументальной живописи. Владимир, 1997. С. 20).

74 Там же.

А. П. Некрасов и Л. П. Балыгина, если судить по их брошюре 1997 года (Некрасов А. П., Балыгина Л. П. Материалы и методы реставрации...), не приняли эту точку зрения.

75 Фомичев А. С, Жолондзь А. Г. Влияние полимерных кремнийоргани-ческих материалов на структуру укрепляющей штукатурки /Технологические проблемы реставрации монументальной живописи // Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М.,1994. Вып. 5. С. 32-39.

О КУС см.: Фомичев А. С, Снятковская Э. В., Аверкина М. М. Методические указания по технологии укрепления известняка и песчаника кремнийорганическим составом КУС. М., 1987. 16 с.

Доклад А. С. Фомичева и А. Г. Жолондзя был подготовлен на материале отчета о научно-исследовательской работе «Технология структурного укрепления кремнийорганическими составами декоративно-художественной штукатурки с красочным слоем» (заключительный отчет). Тема 110—33—85 (НИОКР 04.04.14). М., 1989. 112 с, а также статей: Фомичев А. С, Писарев В. В., Жолондзь А. Г, Петров А. А., Полякова Л. А., Чулкова О. Е., Якобсон Е. М. Влияние кремнийорганических укрепляющих добавок на физико-механические свойства штукатурок настенной живописи //Исследования в области измерений механических и физических характеристик композитных сред и конструкционных материалов. М., 1990. С. 96—99; Фомичев А. С, Писарев В. В., Жолондзь А. Г, Петров А. А., Полякова Л. А., Чулкова О. Е., Якобсон Е. М. Исследование физико-механических свойств реставрационных штукатурок настенной живописи // Исследования в области измерений механических и физических характеристик композитных сред и конструкционных материалов. М., 1990. С. 93—95.

76Сизов Б. Т., Лобзова Р. В., Фомичев А. С. Техногенез камня карбонатных пород в памятниках архитектуры (влияние реставрационных обработок) // Использование достижений науки в практике сохранения и реставрации' памятников архитектуры. Материалы научно-практической конференции. М., 2003. С.81-103; Сизов Б. Т., Лобзова Р. В., Марсий И. М. Изменение минерального состав карбонатных пород в памятниках архитектуры после реставрационных вмешательств // Исследование и консервация памятников культуры. Чтения памяти Л. А. Лелекова. М., 2004. С. 157—173.

77 Церковь Покрова на Нерли. Натурные и лабораторные исследования состояния материалов памятника. Комплексные технологические исследования. М., ЦНРПМ. 2003. Т. 2. Кн. 5. Вып. 1. С. 11.

78 Сизов Б. Т., Лобзова Р. В., Фомичев А. С. Техногенез камня... С. 92—93.

79 Сизов Б. Т., Лобзова Р. В., Фомичев А. С. Техногенез камня... С. 95 (авторы ссылаются на свое исследование: Сизов Б. Т., Simon S., Лобзова Р. В. Петрографические и ультразвуковые исследования мраморного бюста из Музея «Архангельское» // Исследования в реставрации. Материалы международной научно-методической конференции ГосНИИР. М., 2002. С. 163— 166).

80 Федосеева Т. С. Современные материалы и методы реставрации живописи и предметов прикладного искусства. Проблема производства реставрационных материалов и обеспечения отрасли. Тезисы доклада // Реставрация и реставраторы в России сегодня. Научно-практическая конференция 24—26 ноября 1998 г. Материалы конференции. Доклады, сообщения, тезисы. М., 1998. С. 112.

81 В изданной в 1999 году монографии Т. С. Федосеевой «Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства». (М., 1999. С. 69-70) упоминаются оба материала: К-15/3 (допущена ошибка в названии смолы: К-15/3 названа «174-74» вместо «174-71») и К-42 характеризуются в этой работе как материалы, используемые для гидрофобизации и структурного укрепления наружных росписей, а К-15/3 - и для укрепления основы настенной росписи: штукатурки, кирпичной кладки, кладочного раствора.

82 Беляевская О. Н. Анализ современных методов укрепления настенной живописи в технике фрески и смешанной технике // Исследования в консервации культурного наследия. М., 2008. Вып. 2. С. 27—36. О результатах исследования А. С. Фомичева и А. Г. Жолондзя см. выше, на с. 97-98 и примечание 75.

Сокращения

КРПИК — Консервация и реставрация памятников истории и культуры. РИХМХЦ — Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. ХН — Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. КРМХЦ — Консервация и реставрация музейных художественных ценностей.

Первоисточник: 
Сохраним памятники культуры! Сборник. Составитель и научный руководитель К.И.Маслов. М., 2009
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.