ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

МАТЕРИАЛЫ И ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КРАСОЧНОГО СЛОЯ (СЛОЕВ)

Рисунок: линейный, живописный. Подмалевок: гризайльный, монохромный, цветной, полихромный. Основная пропись. Завершающие слои. Живопись однослойная: красочный слой гладкий, красочный слой пастозный. Живопись многослойная:

Особенности фактуры в подмалевке, в основных и завершающих слоях. Нагрузка красочного слоя в однослойной и многослойной живописи:

1. равномерная,

2. контрастная в светах и тенях,

3. неравномерная.

Красочный слой закрывает всю поверхность

картины.

Красочный слой лежит не на всей поверхности

(есть участки, где виден грунт, подмалевок).

Вид поверхности картин, не имеющих лакового

покрытия:

1. поверхность блестящая,

2. поверхность матовая,

3. блеск поверхности неравномерный. Поздние авторские правки рисунка, деталей и другие авторские изменения.

Наличие на лицевой стороне картины автографа художника, даты и других текстов.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Повреждения естественного старения: Первичный кракелюр красочного слоя. Плывущий кракелюр красочного слоя на маслоемких пигментах, на участках, где был применен сиккатив.

Вторичный кракелюр красочного слоя по линиям кракелюра грунта.

Приподнятости красочного слоя по рисунку грунтового кракелюра, переходящие в осыпи. Ослабление связи между красочным слоем вместе с грунтом от основы.

Закрытые вздутия красочного слоя, имеющие чашевидную форму. Осыпи красочного слоя:

1. по вершинам вздутий,

2. до грунта,

3. вместе с грунтом,

4. вместе с верхним слоем грунта. Расслоение красочных слоев в многослойной живописи.

Осыпи верхних слоев краски от нижележащих. Открытые и закрытые вздутия в слоях красок. Сседание красочного слоя:

1. от избыточного масла в грунте и/или красочном слое,

2. от усадки холста.

Повреждения, вызванные неудачной технологией живописи:

распыляющийся красочный слой из-за утраты красками связующего; отслоение повторных прописок; расслоение красочных слоев; плохая связь красочного слоя со всей поверхностью грунта;

прожухания на отдельных участках. Изменения оптической структуры картины в процессе естественного старения. Просвечивание частей изображения, находящихся в нижних слоях, сквозь верхние слои, не входившие в замысел автора картины. Повреждения при хранении и транспортировке.

а) Неправильное хранение

Общее пылевое загрязнение.

Выцветание красок от интенсивного освещения

или длительного пребывания на свету.

Царапины, вмятины, прорывы.

Брызги бронзы, пятна краски, пятна грязи.

б) Биоповреждения

Деструкция связующего масляных красок от длительного нахождения колоний микроорганизмов на картине - на всей площади картины, на отдельных участках.

Поражение поверхности красочного слоя экскрементами мух («мушиный засид»), клопов, пометом птиц. Повреждения от стихийных бедствий:

1. ожоги красочного слоя,

2. утраты от длительного пребывания в воде,

3. утраты и изменения красочного слоя от попадания на поверхность жидкости из огнетушителя.

Преднамеренное вмешательство (вандализм): Царапины и надписи в красочном слое. Проколы, вырезанные участки живописи. Порезы, вмятины. Нанесение на поверхность красочного слоя ядовитых жидкостей.

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

а) Реставрационные вмешательства, способствующие продлению «жизни» картины:

1. общее укрепление красочного слоя и грунта,

2. местное укрепление красочного слоя и грунта,

сведения о времени выполнения этих процессов;

3. удаление пылевого загрязнения с картин, не имеющих лакового покрытия,

4. уничтожение микроорганизмов, нейтрализация пораженных участков.

б) Последствия неудачных реставрационных вмешательств:

1. ожоги красочного слоя от излишнего нагрева поверхности живописи при укреплении и выравнивании деформаций;

2. помятости мазков красочного слоя при проведении процессов технической реставрации;

3. линейные отпечатки стыков листов профилактической заклейки в красочном слое;

4. маскировка деформации поверхности картины путем нанесения слоев шпаклевок;

5. помытости и потертости красочного слоя, появившиеся в результате непрофессионального удаления загрязнений, лаков и ли записей.

в) Реставрационные вмешательства, изменившие эстетическое восприятие живописи и ее оценку:

записи(однослойные,многослойные,одновременные, нанесенные с большим промежутком времени, надлаковые, подлаковые и другие особенности).

Первоисточник: 
Художественное наследие. №21(51)РИО. ГосНИИР – М. 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.