ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

I. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИВОПИСИ

Технологическое исследование произведений искусства, прежде чем занять место, которое ему принадлежит сегодня в музейной работе и реставрационной практике, прошло несколько исторических этапов.

Первый этап начался еще во времена античности. Впервые точные науки были применены для исследования художественных произведений с целью разоблачения разного рода подделок и фальсификаций, связанных с применением драгоценных металлов.

В V века до н. э. проходил судебный процесс, в ходе которого обвиненный в присвоении золота афинский скульптор Фидий, сняв с двенадцатиметровой статуи Афины золотую одежду, взвесил ее; проведенное «исследование» показало, что все 40 талантов (1048 кг) золота были на месте. Двести лет спустя Архимед, используя открытый им способ определения состава сплавов путем взвешивания предметов, погруженных в воду, разоблачил мошенничество при изготовлении золотой короны правителя Сиракуз Герона II. Использованный Архимедом метод не был забыт и в средние века: его описание мы находим в трактате Ираклия «Об искусствах и красках римлян».

Второй этап начался примерно с середины XVIII века. Он соответствует эмпирическому периоду в развитии науки и связан с первыми успехами химии и ее применением для изучения археологического материала, в первую очередь античной настенной живописи. Раскопки Геркуланума и Помпеи, начавшиеся в 1738 году, египетская кампания Наполеона 1798 года, приведшая к открытию на Пиле древней цивилизации и созданию новой науки — египтологии, сопровождались значительными по тому времени химическими исследованиями. В начале XIX века о химических исследованиях в археологии уже публиковались серьезные научные работы. В 1805 году французский химик Ж. Шапталь, выступив со статьей, озаглавленной «Может ли химия служить искусству?», вскоре опубликовал работу, посвященную исследованию красок, найденных при раскопках Помпеи. В 1815 году английский химик и физик X. Дэви опубликовал свою классическую работу, посвященную исследованию красок древности. Начиная с этого времени, подобные исследования проводились многими специалистами в Германии и Франции.

Наряду с археологией, изучению материалов живописи способствовала начавшаяся с конца XVIII столетия работа по созданию новых красок, сопровождавшаяся, как правило, изучением традиционных пигментов. Вместе с тем в XVIII веке уже имело место и исследование самих произведений живописи.

Так, например, К. де Мешель в 1781 году, исследуя картины средневековых мастеров, пришел к выводу, что работы трех немецких живописцев XIII-XIV веков выполнены в технике масляной живописи. В 1787 году пизанскии химик Джузеппе Бранки опубликовал первый обстоятельный отчет о химическом исследовании живописи и одним из первых высказал мысль о важности химического анализа для истории искусства. Около 1780 года Жюль Шарль в «физическом кабинете» Лувра сконструировал мегаскоп — аппарат, предназначенный для проектирования на экран увеличенного изображения картин. Это изобретение явилось прообразом макрофотографического изучения живописи, ставшего сегодня одним из необходимых элементов ее технологического исследования.

Третий этап приходится на вторую половину XIX века. Он отмечен, с одной стороны, совершенствованием химического анализа, применением микроскопа и одного из величайших открытий этого столетия — фотографии, а с другой — изучением материалов и техники живописи старых мастеров по письменным источникам античности, средневековья, Возрождения и Нового времени.

В начале 60-х годов XIX века для выяснения причин неудовлетворительного состояния некоторых картин Мюнхенской пинакотеки туда пригласили группу ученых-естественников, среди которых был известный немецкий гигиенист, физик, химик М. Петтенкофер, впервые применивший для изучения мюнхенских картин микроскоп. И хотя этот факт для многих остался незамеченным, в начале XX столетия из него были сделаны выводы, во многом определившие пути развития технологического исследования живописи. В тот же год, когда Петтенкофер проводил исследования в Мюнхене, в Париже, в Школе изящных искусств, было введено преподавание новых дисциплин, и кафедра геологии, физики и элементарной химии была отдана одному из выдающихся ученых XIX века — Луи Пастеру.

В XIX веке в европейской живописи с очевидностью обнаружился отмечавшийся уже в предшествующем столетии недостаток профессиональных знаний живописцев, как в области собственно техники письма, так и в отношении используемых материалов, что сказывалось прежде всего в преждевременном разрушении картин. Поскольку было ясно, что причина этого — неудовлетворительная система подготовки живописцев, реформы, подобные той, которая произошла в Париже, в той или иной степени коснулись в последнее десятилетие XIX века многих художественных учебных заведений, куда были приглашены для чтения лекции специалисты естественных наук — физики и химики. Так, кафедра техники живописи появилась в Лондонской Академии художеств, классы техники красок и живописи открылись в Берлинской Академии, лекции о красках читались в Академиях Вены и Петербурга.

Первым среди преподавателей европейских Академий, человеком, который во многом предопределил пути естественнонаучного подхода к изучению живописи и которого по праву следует считать предтечей ее лабораторного исследования, был ученый и художник Луи Пастер. Пастер первый понял, что правильные ответы на многие вопросы, волнующие историков искусства, можно получить лишь при непосредственном изучении живописи средствами химического анализа. Вступая в дискуссию по поводу возникновения масляной живописи, Пастер писал: «К чему бесконечно спорить о том, применяли ли эти мастера лак в своих картинах, и выяснять, каким был состав их грунта и т. д.? Изучите химически их живопись. Это единственно научный метод, поскольку эрудиция тут бессильна».

Лекции Л. Пастера, работы Е. Шеврёля в области изучения процессов высыхания масляной живописи, исследования М. Петтенкофера, монографии о красках Ф. Пструшевского и о химии живописи английского химика А. Черча, исследования оптических явлений в красках немецкого ученого В. Оствальда и многочисленные работы о технике живописи и технологии красок его соотечественника А. Эйбнера, равно как и усилия ученых гуманитарного направления, пытавшихся раскрыть «тайну старых мастеров» с помощью старинных руководств по технике живописи, заложили основу для создания совершенно новой области истории искусства — истории технологии живописи.

Таким образом, к началу XX века сложились предпосылки, позволившие приступить к изучению старой живописи не вслепую, как прежде, а с помощью сведений, во многом облегчающих эту работу.

Четвертый этап ознаменовался созданием при музеях многих стран исследовательских лабораторий, некоторые из которых впоследствии превратились в крупнейшие научные центры технологического исследования и реставрации произведений искусства.

В 1919 году открылась лаборатория при Британском музее, а затем в Музее древнего искусства в Каире, были созданы лаборатории при музеях США — в Музее Фогга, в Музее изящных искусств в Бостоне, в музее Метрополитен. В 1931 году начаты работы в Институте научного исследования живописи в Лувре, а в 1934 году открыты лаборатории при Королевском музее искусства и истории в Брюсселе, в Институте Макса Дорнера в Мюнхене, в лондонской Национальной галерее и при других музеях. В 1920 году создается Художественно-лабораторная секция при Московском институте художественных изысканий, а в Центральных государственных реставрационных мастерских образуется научно-исследовательский отдел, занимающийся исследованием техники и материалов станковой и настенной живописи. Важную роль в развитии технологического исследования произведений искусства сыграл созданный в 1920 году Институт археологической технологии. Создаются исследовательские подразделения и при художественных музеях — Третьяковской галерее и Русском музее.

Первый период этого этапа (с начала XX века до начала второй мировой войны) отмечен разработкой наиболее рациональных методов исследования художественных произведений и явной тенденцией преодоления недоверия к ним со стороны музейных работников и историков искусства. Полученные во второй половине XIX века результаты изучения живописи естественнонаучными методами, казалось, были достаточно убедительными, чтобы дать дорогу новым средствам исследования. Однако прошли десятилетия, прежде чем недоверие к ним было поколеблено.

К концу 20-х годов столетия технологическое изучение живописи вышло за рамки эксперимента, а к середине следующего десятилетия уже был накоплен материал, свидетельствующий о значительных возможностях таких исследований. Кульминацией этого периода явилась созванная Международной службой музеев в 1930 году в Риме Международная конференция по изучению научных методов, применяемых для исследования и консервации художественных произведений.

Начало второго периода приходится на 40-50-ые годы. Именно в это время была осознана необходимость комплексного — химического, физического и историко-искусствоведческого исследования произведений искусства, что стало возможным лишь с созданием крупных музейных лабораторий и реставрационных центров, оснащенных необходимым оборудованием и укомплектованных специалистами различного профиля.

В конце 50-ых годов в Москве открывается Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (сейчас Государственный научно-исследовательский институт реставрации). Тогда же во многих странах возобновляется выпуск довоенных периодических изданий и создаются новые. В эти же годы в сферу рассматриваемой деятельности вовлекаются музеи многих стран Европы и других континентов, до этого практически не принимавших участия в этой работе.

Первоисточник: 
ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.