ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Реставрация станковой масляной живописи в Европе в первой половине XIX века.

«Классика» XVIII века, возрождая дух античности и Ренессанса, обогатила человечество новым открытием произведений искусства этих эпох. Увлечение археологией, а вместе с ней и историей национального искусства, начав свое поступательное движение, уже не могло остановиться. Недаром XIX век получил название века исторического. С зарождением романтизма в Европе просыпается интерес к искусству романскому и готическому, который довольно быстро приводит к увлечению барокко и рококо. Огромное количество литературных и исторических исследований, посвященных этим эпохам, заставляет общество пересмотреть свои взгляды на искусство.

Увлечение историческим правдоподобием приводит не только к сохранению самих памятников прошлого, но и к созданию новых, псевдоисторических подделок. Эта историко-романтическая концепция эстетики 19 века глубоко затрагивает и реставрацию.

Наиболее полно ее выразил известный французский архитектор Э. Виоле-ле-Дюк (1814 — 1879). Касаясь реставрации архитектурной, он писал: «Под реставрацией мы понимаем консервацию того, что существует, и воспроизведение того, что явно существовало». «Реставрировать здание не значит его поддерживать, починить или переделать, это значит восстановить его во вполне законченном состоянии, которого, может быть, и не было никогда в определенный момент».

К сожалению, в этот период теоретические вопросы реставрации живописи не затрагивались в литературе, но концепция Виолле-ле-Дюка отражает общее понимание задач восстановления.

Мысль, высказанная крупнейшим специалистом в области искусства в Германии профессором философии геттингенского университета С. Д. Фиорилло (1748 — 1821) о том, что «произведение искусства есть неразделимая сущность и поэтому не возмещаемая, отражает движение против всяческого внедрения в жизнь произведения». Наличие двух этих крайних теоретических точек в реставрации XIX века позволяло выработать отправное начало для создания впоследствии теоретической базы реставрации. Но в первой половине XIX века, как эстетическая мысль, так и реставрационная теория стремились к историческому компромиссу с романтическими воззрениями художественной общественности. Увлечение историзмом выразилось в аксиоме: «Лучшая реставрация в целом та, которую не замечаешь» - то есть полное придание реставрируемому произведению историчности. Оправданием этой псевдоисторичности является и широчайшее применение в это время «галерейных лаков». Скрытые под золотистыми и зеленоватыми пленками картины, несущие зрителю впечатление «патины» истории, обрамленные тяжелыми резными золочеными рамами, вызывают благоговейное поклонение у общественности. Общее увлечение древностью, теоретическое оправдание домысления реставратором исторической целостности произведения, с одной стороны, вело реставрацию к фальсификации, с другой — эти требования ограничивали «расчистку» и всяческое внедрение в структуру памятника.

Рассматривая теоретические предпосылки реставрационной деятельности в первой половине XIX века, выявляются две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, стремление к сохранению, «консервации того, что существует». С другой, — оправдание «восстановления во вполне законченном состоянии». Сосуществование этих противоречивых сторон одной общей для европейских стран реставрационной теории иллюстрирует уровень историко-эстетических воззрений, на котором находилось общество в первой половине XIX века. Историко-романтическая направленность в эстетике этого периода оказала бесспорное влияние на теорию реставрации.

Практическим выражением несостоятельности теоретического оправдания реставрационной деятельности этого времени явилось активное применение широколежащих записей, имитирующих авторскую живопись, использование так называемых «галерейных лаков», создающих впечатление историчности, а также увлечение переводами живописи с одной основы на другую.

Для общеевропейской реставрации первая половина XIX века явилась дом трансформации реставрационной практики из области художественно-прикладной в область техническую. С пониманием в конце XVIII — начале XIX века реставрации как комплекса средств для сохранения произведений искусства техническая сторона занимает основное место в развитии данной области.

В первой половине XIX века так называемая «техническая реставрация» становится основой всей реставрационной деятельности. Комплекс операций по укреплению живописи (дублирование, паркетаж, перевод) обретает в это время строгую разработанность во всех европейских странах.

Говоря о реставрации живописной, трудно еще заметить существенные изменения по сравнению с XVIII веком. Реставратор по части живописной продолжал оставаться «поновителем». «Кто может подделаться под колорит каждого мастера, тот способен быть реставратором». Этот тезис прекрасно отражает отношение к живописной реставрации в Европе на протяжении почти всего прошлого столетия.

Как и в обзоре техники XVIII века, следует привести ряд рецептов для очистки живописи в первой половине XIX столетия.

1829 год. П. де Монтабер: спирт, скипидар, яичный желток и водка.

1857 год. Вольф: «Превращать лак в пыль, скобля его пальцем», намочить спиртом и губкой смывать водой.

Из этого короткого обзора можно заметить, что в практике применялись все те же жесткие растворители, известные с XVIII века, но у большинства авторов проскальзывают постоянные предостережения против энергичных чисток. Видимо, к середине века последствия грубых расчисток начали вызывать смутное беспокойство художественной общественности.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи в России. Алешин А.Б. Л., 1989 г.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.