ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Началом реставрационной деятельности в России мы можем считать 1743 год, когда в Петербург прибыли по приглашению императрицы Елизаветы Петровны два художника: Георг Христофор Гроот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). Первый стал придворным живописцем и был назначен «контрофагером», то есть смотрителем за всеми императорскими картинами. Основная же работа по комплектованию коллекций и по их реставрации легла на плечи художника, Л. К. Пфандцельта. Он вступил на службу 1 декабря 1743 года «помощником живописи при мастере Грооте с тем, чтобы под его смотрением находившиеся во дворцах в С. П. Б., в селе Сарском и других местах картины починять и в хорошем состоянии содержать».

Таким образом, в 1743 году в России появился первый реставратор, совмещавший как чисто реставрационные обязанности, так и комплектование и устройство музейных собраний с живописной работой. Для истории русской реставрации имя Пфандцельта особенно знаменательно, ибо с ним связано не только появление первого реставратора, но и проведение первых сложных технических реставрационных операций. Наибольшую славу и известность принесла ему работа по переводу с дерева на медь картины Л Кранаха «Христос и блудница».

К сожалению, нельзя привести точных данных по техническим приемам и составам клеев, на которых проводил свою операцию Пфандцельт, но следует отметить, что состояние картины было удовлетворительным вплоть до нашего времени. Пфандцельт, переведя живопись на медное, казалось, наиболее прочное основание, не смог учесть разницу коэффициентов расширения дерева и металла, что и привело к отрицательным последствиям. Но для XVIII века, когда методика перевода еще только начинала осваиваться в европейских странах, операция Пфандцельта казалась чудом. В 1770 году отреставрированная картина была выставлена на всеобщее обозрение в Академии художеств, в газетах публиковались восторженные отзывы о проделанной работе, иностранцы, приезжавшие в Петербург, отмечали выдающуюся роль Пфандцельта как реставратора, коллекционера и первого организатора эрмитажной коллекции.

Кроме работ по переводу живописи, Пфандцельт проводил все основные реставрационные операции, известные в XVIII веке. Им был дублирован ряд картин из императорских дворцов и из Академии художеств. В то же время (с 1743 по 1780 год) он вел все работы по живописной реставрации, как в Эрмитаже, так и в пригородных дворцах; писал картины на исторические и мифологические сюжеты; исполнял портретные заказы и делал копии.

Таким образом, в лице Пфандцельта обнаруживается счастливое слияние художника, знатока искусств и реставратора.

Наиболее важным для нас является то, что Лукас Конрад Пфандцельт с 43 по 1780 год был первым реставратором в России, с чьим именем мы связываем зарождение технической реставрации масляной живописи в Эрмитаже. Проведение им операции по переводу живописи с одной основы на другую оказало огромное влияние на развитие русской реставрации.

Преклонный возраст Пфандцельта и та атмосфера секретности, которую он создал вокруг своей работы, не позволяли обучить русских художников под его руководством. Поэтому в Россию начали прибывать иностранцы, предлагающие свои услуги в деле развития этого искусства.

Первым русским художником, освоившим в XVIII веке реставрацию станковой масляной живописи, был Семен Федорович Щедрин (1745— 1804).

Щедрин поступил учеником в Академию художеств в 1760 году и, окончив ее с золотой медалью, был отправлен в Италию в 1767 году в качестве пенсионера на три года. «Будучи там сверх положенного трехлетнего времени, оставался на своем содержании для дальнейших успехов и приобретения к совершенству своей живописи шесть лет».

По известным сведениям, Щедрин с 1779 по 1784 год провел реставрацию 167 картин академического собрания.

Реставрация техническая была освоена Щедриным еще в Италии, откуда он вернулся в 1776 г. и через 2 года уже проводил операции по дублированию живописи. Из 167 картин около ста было дублировано новым холстом. Все картины прошли также живописную реставрацию, а часть была расчищена. Среди них следует выделить портрет Елизаветы Петровны работы Токке, «Притчу о виноградаре» Рембрандта, ряд работ Тинторетто, Тенирса, Хореманса и других, по сей день украшающих собрание Эрмитажа. В 1784 году «по болезни и старости вольного общника И. Гроота картины свидетельствовали директоры и советники Жарков, Головачевский и Угрюмов и нашли их во всем починкою исправленными».

По отсутствию документального материала, раскрывающего технику работы Щедрина, мы можем на примере дублировки портрета Елизаветы Петровны работы Токке предположить, что эта операция проводилась на клейстерных составах, широко распространенных в XVIII веке в Европе и, в частности, в Италии. Рассматривая же живописное поправление по данной работе, мы нигде не, обнаружим стремления реставратора выявить свою кисть. Записи, правда, лежащие шире утрат, подобраны по тону и цвету близко к авторской живописи, что вполне соответствует реставрационным принципам XVIII столетия. Лаковое покрытие, примененное Щедриным, было перекрыто последующими реставраторами, но даже при визуальном исследовании видно, что ранние пленки лака (XVIII век) наносились без применения подкраски либо асфальта.

Называя академика живописи С. Ф. Щедрина первым русским реставратором, следует помнить, что его деятельность базировалась на опыте европейских мастеров и не оказала влияния на развитие реставрации в России. Его работы демонстрируют лишь единичный для XVIII века пример освоения русским художником навыков технической и художественной реставрации живописи.

В 1780 году эрмитажную галерею возглавил венецианский художник А. Мартинелли. Из архивных данных видно, что собственно реставрацией Мартинелли почти не занимался. Он лишь руководил галереей, но под его ведением находились «живописцы для смотрения и поправления небольших повреждений».

После ухода Пфандцельта так называемая техническая реставрация была возложена на французского художника Перонара, а для реставрации живописной привлекались академик живописи портретной Н. С. Дрожжин (1745 — 1805) и надзиратель краскотерной мастерской Академии П. И. Шинбарев (1752 — 1807). С этого времени начинается разделение на реставрацию техническую и живописную. Если до 1780 года как ту, так и другую часть реставрации исполнял Пфандцельт, лишь изредка привлекая для живописного поправления Г. Бухгольца, К. Христинека или Гроота, то теперь картины после прохождения так называемой в XVIII— XIX веках «механической» реставрации передаются для прописок художникам. Мы мало знакомы с деятельностью Перонара в конце XVIII века, но по известным данным он проводил операции по укреплению живописи путем дублирования и перевода на другую основу. Несмотря на сложность и секретность своей работы, славы он не приобрел. Как писал в начале XIX века главный хранитель эрмитажной галереи Ф. И. Лебенский, «при иностранце Перонаре это искусство его было не близко к совершенству, и употреблялся он потому, что лучшего не было».

Русские же художники, привлекаемые для живописного поправления, слабо знакомые с технической стороной реставрации, промывали и записывали картины, основываясь на рецептуре и принципах живописной реставрации, свойственных тому времени.

Рассматривая историю развития реставрации масляной живописи в России XVIII века, можно заключить, что в этот период существует общность в технической и художественной областях реставрации в большинстве европейских стран. Те принципы и методы, которыми руководствовались работавшие в Петербурге русские и иностранные мастера, во многом основывались на общеевропейской методике. Не имея своих национальных кадров, Россия еще не могла создать собственную реставрационную школу, опирающуюся на самобытную технологию. Появление в середине века в России первых реставраторов, начало сложения реставрационной мастерской Эрмитажа, заинтересованность художественной общественности в развитии этого искусства характеризуют XVIII век как первый этап накопления реставрационных знаний, приведших к сложению русской школы реставрации в XIX столетии.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи в России. Алешин А.Б. Л., 1989 г.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.