ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

По высыхании клея доску освобождают от зажимов, осматривают вырезы и, если где-нибудь имеются сгустки выступившего засохшего клея, их удаляют стамеской. Успех вставки поперечных планок зависит от точности изготовления самих планок и выемок в продольных планках. Если все точно подходит, заключительная операция протекает быстро и хорошо, если же некоторые из поперечных планок при изготовлении их оказываются несколько шире или толще, необходимо их подстрогать.

Когда планки все вставлены, лишние концы их спиливают по требуемому размеру пилой-мелкозубкой. В заключение производится окончательная зачистка шкуркой всей конструкции паркетажа (рис. 26).


26. Схематический чертеж паркетажа

27. Деталь алюминиевой оправы для картины

28. Схема алюминиевой оправы

В последнее время внесены некоторые видоизменения конструкции паркетажа. Исходя из того соображения, что для большей свободы естественных движений доски нужно по возможности освободить ее от всяких наклеек (планок), сохраняя в то же время жесткость конструкции, предупреждающей коробление, стали применять «высокий паркет». Принцип остается прежний, но видоизменяется сечение планок и их наклеивание на доску. Продольные планки ставят на ребро, таким образом, площадь их соединения с доской в общей сложности уменьшается приблизительно вдвое и в то же время жесткость их повышается также вдвое. Вырезы, делаемые в продольных планках, значительно ослабляют их прочность, тогда как в планках, поставленных на ребро, сделанные вырезы не ослабляют в такой степени прочности их. На наш взгляд, эту попытку усовершенствовать метод паркетажа следует признать удавшейся. Нам пришлось видеть паркетируемые таким способом вещи, и они своим состоянием подтверждают это. Мы считаем весьма целесообразным шире применять это усовершенствование.

Как на разновидность метода паркетажа можно указать и еще на некоторые способы, в частности на дублирование досок. Подобно тому, как картины, писанные на холстах, при неудовлетворительном состоянии их дублируют другими прочными холстами, так в некоторых случаях приходится поступать и с картинами, писанными на досках. Для этого доску-картину подготовляют к дублировке, т.е. если она сильно покороблена, ее выпрямляют и утоньшают до нужной толщины сострогиванием. Если доска подверглась гниению или некоторый слой ее был поврежден жучком-точильщиком, ее также следует утоньшить до относительно здоровых слоев древесины. Наконец, если хотят увеличить прочность здоровой, но недостаточно толстой доски, ее также следует немного сострогать или почистить циклей перед дублированием для того, чтобы склеивание было крепче.

Параллельно с этим подготовляют (паркетируют) чистую доску в размер картины. Когда это закончено, обе плоскости промазывают теплым столярным клеем, пока клей не застыл, накладывают друг на друга (на картину кладется еще ровный щит) и заключают под пресс. Упомянутый нами в таблице эскиз Репина «Не ждали», написанный на доске красного дерева толщиной 5 мм, дублирован на отдельно паркетированную доску. Несколько лет назад подобная операция была произведена А.К. Федоровым над картиной Б.Н.Яковлева «Транспорт налаживается», которая была написана на обыкновенной фанере, впоследствии растрескавшейся, покоробившейся и начавшей расслаиваться. Фанера была послойно утоньшена и также наклеена на отдельно паркетированный деревянный щит. Сохранность вещи в настоящее время прекрасная.

Некоторые реставраторы вместо паркетажа и наряду с ним стали применять заключение картин в алюминиевую оправу. Этот метод заключается в следующем. Прежде всего, если доска покороблена, ее выправляют обычным способом. После этого точно по размеру картины выпиливают алюминиевую плиту. Из нескольких больших листов алюминия различной толщины сообразно величине картины подбирают плиту определенной толщины. Затем из разнообразного ассортимента стандартных алюминиевых кантов П-образной формы (в сечении) подбирают соответствующий данной картине. Кант должен быть таким, чтобы П-образная его сторона могла бы обнять картину по бортам вместе с алюминиевой плитой с некоторым припуском (рис. 27).

На одной из сторон канта имеются отверстия, часто стоящие друг от друга, со вставленными в них готовыми винтами, также алюминиевыми (рис. 28).

Подобранный кант режут по размерам сторон картины с заправкой углов «на ус». Когда это закончено, алюминиевый щит покрывают слоем воска толщиной 3—4 мм и подкладывают его под доску картины (тыльную сторону). Одевают кругом канты, подогревают алюминиевую плиту (от соприкосновения с которой воск размягчается) и, завинчивая винты, прижимают картину к плите за борта. Картина плотно прижимается к плите, «садясь» на пластическую массу, и заключается по бортам в оправу из кантов, не позволяющих картине в дальнейшем коробиться. Коробление предупреждается двояко: с одной стороны, алюминиевая пластина и воск защищают картину от действия влаги и сухости, с другой — металлическая окантовка крепко держит доску как бы в тисках. При экспозиции таких картин кант, входя в четверть рамы, заменяет специальные прокладки, не допускающие прикосновения к живописи стекла.

Подобное приспособление не портит доску, которая в любое время может быть освобождена из «объятий» алюминиевого каркаса. Единственно, что несколько неприятно действует на глаз, это холодный металл, окружающий доску. Доска теряет свое обаяние, ее не чувствуется. При беглом взгляде можно подумать даже, что вещь написана на металле. Но учитывая то, что вещь экспонируется в раме под стеклом, где доски не видно и где она висит годами, можно в некоторых случаях применить и этот метод.

Первоисточник: 
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.