ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Большая часть музейных экспонатов находится в запасниках. Поэтому каждый запасник должен быть приспособлен для хранения и с точки зрения экономии места, и с точки зрения удобства для музейных работников и, что самое основное, с точки зрения хорошей сохранности произведений искусства. Хранилища произведений живописи необходимо размещать в сухих, хорошо проветриваемых помещениях, желательно с дневным освещением.

Для хранения живописи должны быть устроены стойки, обтянутые металлической сеткой, на нее с двух сторон вешают произведения в рамах. К верхней или боковой планке рамы прикрепляются специальные крючки, которые цепляются за ячейки сетки. Если картина без рамы, следует обнести ее по краям планками; крючок в этом случае крепится вверху боковой стороны планки. Крепить крючок к подрамнику запрещается. При такой повеске картины касаются друг друга либо рамами, либо планками, а сетка не позволяет им прикасаться друг к другу обратной стороной. Иконы подвешиваются на сетку с помощью плоских зажимов, они «надеваются» на икону сверху и снизу, скрепляются металлическим тросиком, цепляющимся за сетку. Между сетками оставляется расстояние, необходимое для подхода к картине.

Кроме таких стабильно установленных стоек с сетками практикуется развеска живописи в запасках на щитах, они устанавливаются или подвешиваются в простенках и других свободных местах. Размер такого щита определяется размером свободного места в хранилище. Принцип устройства этих щитов тот же — на деревянную раму натянута металлическая сетка. Щиты могут быть изготовлены и полностью из дерева. На раму (толщина ее планок 4—5 см) набиваются с обеих сторон через интервалы в 8—10 см горизонтальные планки сечением 2х2 см. Наружная сторона планки закругленная. В верхней части щита укрепляются кольца или крюки для штанг. В качестве штанги может быть использована и каждая планка. Щиты легки и удобны, могут устанавливаться стационарно и временно.

Очень целесообразно делать щиты выдвижными (илл. 5).


Они двигаются на роликах по рельсам, проложенным под потолком или по полу. Внизу (или вверху) щиты свободны, но направляющие бруски не дают им касаться друг друга. При подвижных щитах расстояние между ними сокращается до 20—30 см, что позволяет при одной и той же площади, отведенной под запасник, разместить в нем значительно большее количество произведений при свободном доступе и рассмотрении каждого из них.

Очень распространено, хотя и менее удобно, хранение в стеллажах с ячейками для каждого произведения. Они делаются из гладкого, сухого, незараженного вредителями проолифленного дерева и должны быть подняты от пола не менее чем на 25 см, а основание их должно быть решетчатым для обеспечения циркуляции воздуха. Чтобы картины не прикасались друг к другу, на основание и вертикальную стену набивают рейки, образующие гнезда, в которые и вставляется картина. Гнезда стеллажей для икон делают шире — по 8—10 см, так как иконные доски толще, чем планки подрамников, и часто бывают покороблены. Так как хранить в таких стеллажах картины в рамках неудобно (ширина рам различна, а стеллажи с гнездами делаются, как правило, стандартных размеров), рамы приходится снимать и хранить отдельно, а чтобы не терлись и не портились кромки живописи, картину по краям следует обнести планками. Стеллажи можно делать и небольших размеров, устанавливая их в целях экономии места в свободных местах.

Крайне нежелательным является хранение произведений живописи в штабелях. При таком хранении всегда существует опасность нанесения травмы, особенно произведениям, выполненным на холсте: прорыв холста, удар по холсту и красочному слою, нанесение царапин и пр. При таком хранении картины лишены доступа воздуха и света, а сотрудники музея испытывают огромные неудобства. Если необходимо достать нужный экспонат, приходится передвигать и переставлять весь штабель.

Хранение в штабелях можно допускать лишь как временную меру с условием строгого соблюдения основных требований: картины на холсте подбираются по размерам, ставятся в штабеле в рамах лицевой стороной друг к другу, между рамами кладутся амортизационные подушки из холста и ваты, сшитые попарно лямками. Если в штабель ставятся картины без рам (что бывает при снятии выставок, при отборе на выставку и т. д.), следует ставить их по размеру лицом к лицу без прокладок, почти параллельно друг другу, наклон должен быть как можно меньше, что ослабит давление картин друг на друга. Прикасаться одна картина к другой может лишь твердыми частями, чтобы не вызвать вмятин, царапин, прорывов. Из подрамника предварительна, следует извлечь гвозди, кольца и проч.

Иконы в штабелях также ставят лицом друг к другу, чтобы шпонки, выступающие над тыльной поверхностью, не касались красочного слоя; между иконами помещают амортизационные подушки.

Картины и иконы в штабелях должны стоять не на полу, а на подставках высотой не менее 25 см. Нужно следить, чтобы подставки делались из сухого, гладкого, не зараженного вредителями дерева. Для хранения экспонатов небольших размеров используются витрины и шкафы с дверцами и выдвижными полками. Дверцы должны быть застеклены, чтобы не лишать экспонаты доступа света и иметь возможность наблюдать за их состоянием через стекло. Для уплотнения витрин целесообразно употреблять фильтры Петрянова: материалы ФПП-Т и ФПП-15-1,5, предохраняющие от проникновения атмосферной пыли внутрь витрин.

Полотна больших размеров часто хранятся в музеях без подрамников, накатанными на вал. Иногда накатанными на вал транспортируют большие картины. На вал накатываются картины, красочный слой которых не имеет повреждений. Поэтому перед накаткой состояние картин тщательно проверяется и фиксируется. В случае наличия повреждений красочного слоя необходимо провести реставрацию или наложить профилактическую заклейку на участки красочного слоя, имеющие разрушения. Раз в год валы раскатывают и проверяют состояние сохранности картины. Для того чтобы сгиб красочного слоя и грунта и их натяжение были наименьшими, во избежании сломов и других повреждений живописи длина вала должна соответствовать размеру картины, а его диаметр должен быть не менее 60 см. Дерево берется для вала сухое, не зараженное вредителями. Фанерную поверхность вала обклеивают бумагой или обивают картоном. В последнем случае края листов не должны находить друг на друга.

Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания— ответственное дело, выполняют его квалифицированные работники с участием хранителя и реставратора. Пол, на котором раскладывается картина, должен быть сухим и чистым, его покрывают чистой бумагой или тканью, на которые кладется холст, лицевой стороной вниз. Если на один вал накатывается несколько картин, между ними прокладывают чистую сухую и мягкую белую бумагу(1.

По окончании накатывания вал завертывают плотной мягкой бумагой и «бинтуют» полосой ткани не менее 10 см шириной. Шнуром или веревкой этого делать нельзя во избежание вмятин на холсте.

Хранить валы с накатанными на них картинами надо в горизонтальном положении, высоко от пола. Целесообразно для этой цели делать специальные стеллажи, позволяющие хранить на них одновременно несколько валов (рис. 2).


Рис. 2. Станок для хранения валов

Вал имеет стержни, вставляющиеся в гнезда стеллажа, который можно разбирать, удлинять или суживать с помощью продольных планок в зависимости от размеров помещения и длины валов. Стеллаж с валами покрывается чехлами для защиты от пыли. Нельзя ставить валы вертикально, так как холсты могут сползти, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение на валах не рекомендуется, так как живопись в этом случае абсолютно лишена света.

____________

1) Подробно о процессе накатывания на вал см. в кн. «Реставрация произведений станковой масляной живописи». М., «Искусство».

Первоисточник: 
ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.