ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Для освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов могут быть использованы все современные источники света. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от которых ограничивается область их применения. Освещение экспозиции должно быть устроено таким образом, чтобы цвет, фактура экспоната передавались как можно точнее; свет в музее должен быть приятным для посетителей, и помещение музея не должно восприниматься ими как темное и мрачное. Вместе с тем уровень освещенности не должен вредно сказываться на состоянии произведений. Это одно из первых условий, которое должно быть соблюдено при устройстве музейного освещения.

Естественный свет проникает в здание через окна или стеклянные перекрытия, устраиваемые обычно для залов верхнего этажа. В обоих случаях экспонаты должны размещаться так, чтобы на них не попадал прямой солнечный свет. По сравнению с естественным светом в спектре ламп накаливания преобладают желто-красные лучи, в силу чего при освещении произведений этими лампами колорит большинства картин несколько меняется. И тем не менее освещение лампами накаливания не только допустимо, но чаще и предпочтительнее, так как эти источники являются самыми безвредными среди современных источников света.

Наибольший интерес для освещения музеев представляют следующие лампы накаливания: зеркальные лампы концентрированного распределения света ЗН-5, ЗН-6, ЗН-7, ЗН-8; зеркальные лампы уменьшенных размеров типа НЗК; зеркальные лампы со средним светораспределением, то есть с несколько меньшей концентрацией потока, типа НЗС; лампы типа НГД и типа МОД с диффузоотражающим слоем со стороны цоколя, менее концентрирующие поток, чем зеркальные лампы; зеркальные лампы местного освещения типа МОЗ. Свечеобразные лампы типа Д применяются в люстрах и бра вместо использовавшихся в них ранее свечей. Лампы СФ представляют собой трубки с цоколями и могут использоваться для установки в плоских витринах, софитах и т. п.

Разновидностью ламп накаливания являются йодные лампы, в баллон которых введены пары йода.

Йодные лампы приемлемы для подсветки светопрочных экспонатов. Применение йодных ламп для освещения живописи возможно лишь при использовании фильтров, отсекающих ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

Наиболее распространенными источниками для освещения промышленных и общественных зданий являются лампы люминесцентные. Они имеют высокую световую отдачу, большой срок службы, различный спектральный состав. Но применительно к музейной практике отечественные люминесцентные лампы имеют существенный недостаток — в спектральном составе их излучения содержится значительная ультрафиолетовая составляющая. В настоящее время эти лампы могут применяться без защитных от ультрафиолетовых излучений средств только для светостойких экспонатов. Для экспонатов относительно светостойких, и тем более наименее светостойких, их применение возможно только при использовании светозащитных средств. Спектральный состав излучения люминесцентных ламп также искажает колорит живописи, хотя его и можно варьировать путем выбора того или иного типа ламп или сочетания различных типов ламп.

Промышленностью выпускаются люминесцентные лампы следующих типов: ЛБ — белого света; ЛХБ — холодного белого света; ЛТБ — теплого белого света; ЛД — дневного света; ЛДЦ — дневного света. Лампы ЛД и ЛДЦ наименее применимы в музеях из-за наибольшей вредности и наихудшей цветопередачи из всех типов люминесцентных ламп.

Выбор источника света в каждом конкретном случае зависит от характера помещения и экспонатов, отобранных для экспозиции.

Уровень освещенности устанавливается в соответствии со светостойкостью материалов. При экспонировании масляной и темперной живописи освещение не должно превышать 150 люкс.

Лампы всех типов применяются в соответствующей их типу арматуре, с которой они образуют осветительные приборы или светильники. Арматура перераспределяет в пространстве излучаемый лампой свет, защищая зрение от его слепящего действия, рассеивая или, наоборот, концентрируя его. Вместе с тем арматура является немаловажным элементом оформления интерьера.

Из всех выпускаемых нашей промышленностью видов светильников для ламп накаливания и люминесцентных ламп лишь светильники ДНП (рис. 1) и НВП-16 предназначены для освещения музеев.


Рис. 1. Светильник ДНП

Каким бы ни было освещение — естественное или от люминесцентных ламп,— при освещении чувствительных к действию света экспонатов следует устранять ультрафиолетовые лучи, так как они потенциально опасны и не играют никакой роли в визуальном наблюдении. Один из способов устранения ультрафиолетовых лучей состоит в том, что свет отражается от поверхности, окрашенной цинковыми или титановыми белилами. В некоторой степени защитой от ультрафиолетовых лучей является обычное стекло, которое снижает активность естественного света в 2—3 раза. Для усиления защиты стекла окон и плафонов покрываются матовой краской. Специальные фильтры на светильниках с люминесцентными лампами и лампами накаливания снижают активность этих источников в 4—5 раз. При отсутствии специальных светозащитных средств, для освещения музейной экспозиции, особенно комплексной, лучше остановиться на лампах накаливания.

Отсечение ультрафиолетовых лучей не делает свет полностью безопасным для экспонатов, так как и видимые лучи обладают фотохимической активностью. Поэтому в музеях должны применяться меры, ограничивающие время и интенсивность воздействия дневного света на экспонаты. Для этого целесообразно использовать индивидуальные выключатели, шторы и занавески из белого шелкового полотна на окнах, жалюзи и т. д. В часы, когда музей закрыт для посетителей, все окна должны быть зашторены. Галереи с верхним естественным светом должны быть оборудованы регулируемыми средствами защиты не только для устранения прямых солнечных лучей, но и для ограничения естественного освещения.

Помимо фотохимического воздействия солнечный свет и лампы накаливания выделяют значительное количество тепла, влияющего на изменение температурного режима помещения. Это обстоятельство должно учитываться при проектировании экспозиционного технического оборудования.

При устройстве освещения в витринах следует иметь в виду, что прямой свет близко расположенного источника света оказывает разрушающее действие на экспонаты; тепло, выделяемое лампой, сильно повышает внутреннюю температуру и изменяет относительную влажность воздуха в витрине(1; температура также быстро понижается, а соответственно изменяется и относительная влажность при выключении лампы. Такие колебания, происходящие каждый день, могут отрицательно сказаться на экспонатах. Поэтому лампы должны быть изолированы от внутреннего объема витрины и устанавливаться в отдельном, хорошо вентилируемом отсеке.

Если в экспозиционных залах обычно приходится принимать меры против вредного влияния излишней освещенности, то в помещении запасников часто приходится встречаться с недостатком света. Для запасников нередко используются темные, без естественного света помещения. Кроме того, произведения масляной и темперной живописи часто хранятся в штабелях, не дающих доступа света к картинам. Все это вредно сказывается на их сохранности. Размещать фонды, как уже говорилось, следует в светлых помещениях на специально устроенных стеллажах. И здесь необходимо принимать меры против излишней освещенности, превышающей норму для данной группы светостойкости, и также нужно следить за фильтрацией вредного для экспонатов излучения.

В настоящее время в музеях в широких масштабах ведутся кино-, теле- и фотосъемки. Проводятся они, как правило, с использованием мощных осветителей — кинопрожекторов и ламп накаливания, резко увеличивающих температуру окружающего воздуха и экспонатов. Повышение температуры влечет соответственно понижение относительной влажности воздуха, что вредно сказывается на произведениях искусства. Поэтому съемки могут быть разрешены только в больших помещениях и при условии, что осветительные приборы оборудованы термоизоляционными фильтрами (СЗС-24/14, СЗС-26 и др) (2.

Источники света должны быть расположены на возможно далеком расстоянии от экспонатов (при кино- и телесъемках — не ближе четырех метров), световая экспозиция не должна превышать 2— 5 минут. При этом нужно строго следить за общей температурой воздуха в помещении и температурой рядом с экспонатом; разница между ними допускается не более 5°С.

__________

1) Люминесцентная лампа мощностью 80 Вт за несколько часов работы повышает температуру в витрине небольшого объема почти на 11°С.

2) Съемки в музее могут быть проведены только с разрешения Министерства культуры СССР для музеев союзного подчинения и республиканских министерств культуры, согласно подчиненности музеев. Экспонаты плохой сохранности для таких съемок не допускаются. См. «Временную инструкцию по предотвращению перегрева произведений искусства во время кино-, теле- и фотосъемок». — «Инструктивные материалы для работников реставрационных мастерских и музеев», М., ВЦНИЛКР, 1966.

Первоисточник: 
ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.