ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Для освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов могут быть использованы все современные источники света. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от которых ограничивается область их применения. Освещение экспозиции должно быть устроено таким образом, чтобы цвет, фактура экспоната передавались как можно точнее; свет в музее должен быть приятным для посетителей, и помещение музея не должно восприниматься ими как темное и мрачное. Вместе с тем уровень освещенности не должен вредно сказываться на состоянии произведений. Это одно из первых условий, которое должно быть соблюдено при устройстве музейного освещения.

Естественный свет проникает в здание через окна или стеклянные перекрытия, устраиваемые обычно для залов верхнего этажа. В обоих случаях экспонаты должны размещаться так, чтобы на них не попадал прямой солнечный свет. По сравнению с естественным светом в спектре ламп накаливания преобладают желто-красные лучи, в силу чего при освещении произведений этими лампами колорит большинства картин несколько меняется. И тем не менее освещение лампами накаливания не только допустимо, но чаще и предпочтительнее, так как эти источники являются самыми безвредными среди современных источников света.

Наибольший интерес для освещения музеев представляют следующие лампы накаливания: зеркальные лампы концентрированного распределения света ЗН-5, ЗН-6, ЗН-7, ЗН-8; зеркальные лампы уменьшенных размеров типа НЗК; зеркальные лампы со средним светораспределением, то есть с несколько меньшей концентрацией потока, типа НЗС; лампы типа НГД и типа МОД с диффузоотражающим слоем со стороны цоколя, менее концентрирующие поток, чем зеркальные лампы; зеркальные лампы местного освещения типа МОЗ. Свечеобразные лампы типа Д применяются в люстрах и бра вместо использовавшихся в них ранее свечей. Лампы СФ представляют собой трубки с цоколями и могут использоваться для установки в плоских витринах, софитах и т. п.

Разновидностью ламп накаливания являются йодные лампы, в баллон которых введены пары йода.

Йодные лампы приемлемы для подсветки светопрочных экспонатов. Применение йодных ламп для освещения живописи возможно лишь при использовании фильтров, отсекающих ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

Наиболее распространенными источниками для освещения промышленных и общественных зданий являются лампы люминесцентные. Они имеют высокую световую отдачу, большой срок службы, различный спектральный состав. Но применительно к музейной практике отечественные люминесцентные лампы имеют существенный недостаток — в спектральном составе их излучения содержится значительная ультрафиолетовая составляющая. В настоящее время эти лампы могут применяться без защитных от ультрафиолетовых излучений средств только для светостойких экспонатов. Для экспонатов относительно светостойких, и тем более наименее светостойких, их применение возможно только при использовании светозащитных средств. Спектральный состав излучения люминесцентных ламп также искажает колорит живописи, хотя его и можно варьировать путем выбора того или иного типа ламп или сочетания различных типов ламп.

Промышленностью выпускаются люминесцентные лампы следующих типов: ЛБ — белого света; ЛХБ — холодного белого света; ЛТБ — теплого белого света; ЛД — дневного света; ЛДЦ — дневного света. Лампы ЛД и ЛДЦ наименее применимы в музеях из-за наибольшей вредности и наихудшей цветопередачи из всех типов люминесцентных ламп.

Выбор источника света в каждом конкретном случае зависит от характера помещения и экспонатов, отобранных для экспозиции.

Уровень освещенности устанавливается в соответствии со светостойкостью материалов. При экспонировании масляной и темперной живописи освещение не должно превышать 150 люкс.

Лампы всех типов применяются в соответствующей их типу арматуре, с которой они образуют осветительные приборы или светильники. Арматура перераспределяет в пространстве излучаемый лампой свет, защищая зрение от его слепящего действия, рассеивая или, наоборот, концентрируя его. Вместе с тем арматура является немаловажным элементом оформления интерьера.

Из всех выпускаемых нашей промышленностью видов светильников для ламп накаливания и люминесцентных ламп лишь светильники ДНП (рис. 1) и НВП-16 предназначены для освещения музеев.


Рис. 1. Светильник ДНП

Каким бы ни было освещение — естественное или от люминесцентных ламп,— при освещении чувствительных к действию света экспонатов следует устранять ультрафиолетовые лучи, так как они потенциально опасны и не играют никакой роли в визуальном наблюдении. Один из способов устранения ультрафиолетовых лучей состоит в том, что свет отражается от поверхности, окрашенной цинковыми или титановыми белилами. В некоторой степени защитой от ультрафиолетовых лучей является обычное стекло, которое снижает активность естественного света в 2—3 раза. Для усиления защиты стекла окон и плафонов покрываются матовой краской. Специальные фильтры на светильниках с люминесцентными лампами и лампами накаливания снижают активность этих источников в 4—5 раз. При отсутствии специальных светозащитных средств, для освещения музейной экспозиции, особенно комплексной, лучше остановиться на лампах накаливания.

Отсечение ультрафиолетовых лучей не делает свет полностью безопасным для экспонатов, так как и видимые лучи обладают фотохимической активностью. Поэтому в музеях должны применяться меры, ограничивающие время и интенсивность воздействия дневного света на экспонаты. Для этого целесообразно использовать индивидуальные выключатели, шторы и занавески из белого шелкового полотна на окнах, жалюзи и т. д. В часы, когда музей закрыт для посетителей, все окна должны быть зашторены. Галереи с верхним естественным светом должны быть оборудованы регулируемыми средствами защиты не только для устранения прямых солнечных лучей, но и для ограничения естественного освещения.

Помимо фотохимического воздействия солнечный свет и лампы накаливания выделяют значительное количество тепла, влияющего на изменение температурного режима помещения. Это обстоятельство должно учитываться при проектировании экспозиционного технического оборудования.

При устройстве освещения в витринах следует иметь в виду, что прямой свет близко расположенного источника света оказывает разрушающее действие на экспонаты; тепло, выделяемое лампой, сильно повышает внутреннюю температуру и изменяет относительную влажность воздуха в витрине(1; температура также быстро понижается, а соответственно изменяется и относительная влажность при выключении лампы. Такие колебания, происходящие каждый день, могут отрицательно сказаться на экспонатах. Поэтому лампы должны быть изолированы от внутреннего объема витрины и устанавливаться в отдельном, хорошо вентилируемом отсеке.

Если в экспозиционных залах обычно приходится принимать меры против вредного влияния излишней освещенности, то в помещении запасников часто приходится встречаться с недостатком света. Для запасников нередко используются темные, без естественного света помещения. Кроме того, произведения масляной и темперной живописи часто хранятся в штабелях, не дающих доступа света к картинам. Все это вредно сказывается на их сохранности. Размещать фонды, как уже говорилось, следует в светлых помещениях на специально устроенных стеллажах. И здесь необходимо принимать меры против излишней освещенности, превышающей норму для данной группы светостойкости, и также нужно следить за фильтрацией вредного для экспонатов излучения.

В настоящее время в музеях в широких масштабах ведутся кино-, теле- и фотосъемки. Проводятся они, как правило, с использованием мощных осветителей — кинопрожекторов и ламп накаливания, резко увеличивающих температуру окружающего воздуха и экспонатов. Повышение температуры влечет соответственно понижение относительной влажности воздуха, что вредно сказывается на произведениях искусства. Поэтому съемки могут быть разрешены только в больших помещениях и при условии, что осветительные приборы оборудованы термоизоляционными фильтрами (СЗС-24/14, СЗС-26 и др) (2.

Источники света должны быть расположены на возможно далеком расстоянии от экспонатов (при кино- и телесъемках — не ближе четырех метров), световая экспозиция не должна превышать 2— 5 минут. При этом нужно строго следить за общей температурой воздуха в помещении и температурой рядом с экспонатом; разница между ними допускается не более 5°С.

__________

1) Люминесцентная лампа мощностью 80 Вт за несколько часов работы повышает температуру в витрине небольшого объема почти на 11°С.

2) Съемки в музее могут быть проведены только с разрешения Министерства культуры СССР для музеев союзного подчинения и республиканских министерств культуры, согласно подчиненности музеев. Экспонаты плохой сохранности для таких съемок не допускаются. См. «Временную инструкцию по предотвращению перегрева произведений искусства во время кино-, теле- и фотосъемок». — «Инструктивные материалы для работников реставрационных мастерских и музеев», М., ВЦНИЛКР, 1966.

Первоисточник: 
ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.